Познавательно-творческий проект во 2 младшей группе по теме: «Моя семья»
проект (младшая группа)

Цыгир Екатерина Сергеевна

Самая большая ценность любого человека – это его семья. Семья – это отдельный мир со своими уникальными традициями, которые создают неповторимую атмосферу в каждой семье. В семье ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Родители являются первыми педагогами, которые закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка с раннего возраста. В семье воспитание детей должно строиться на личном примере родных и близких. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 229 г.о. Самара

Познавательно-творческий проект

во 2 младшей группе по теме:

«Моя семья»

 

Подготовила: воспитатель

 Цыгир Екатерина Сергеевна

2024г.

Паспорт проекта

Пояснительная записка

Самая большая ценность любого человека – это его семья. Семья – это отдельный мир со своими уникальными традициями, которые создают неповторимую атмосферу в каждой семье. В семье ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Родители являются первыми педагогами, которые закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка с раннего возраста. В семье воспитание детей должно строиться на личном примере родных и близких. Какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, очевидно, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нем говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Семейные ценности – это принципы, на которых основывается наша жизнь. Поэтому воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому и семье является первостепенным.      

Проблема.                                                                                                                                                                                                                1.  Недостаток знаний у детей о своей семье.                                                                                                                              2. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.                                                                                                                  3. Разобщенность между семьей и детским садом.    

Актуальность проекта.                                                                                                                                      В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. На этапе посещения ребенком ДОУ семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации и развития детей педагогам. Для успешного вхождения в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.                                                 Очевидна необходимость установления партнерских отношений с родителями и объединение усилий в работе по развитию личности дошкольника. Для формирования общего образовательного пространства и согласования воспитательных взаимодействий возникла необходимость создания проекта «Моя семья». Реализуя этот проект, мы поможем детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому. И самое главное, проект «Моя семья» будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.

Тема проекта

«Моя семья»

Разработчики и

исполнители проекта

Цыгир Е.С.,  воспитатель

Срок реализации

проекта

апрель –  июнь 2024

Участники проекта

Дети второй младшей группы, родители воспитанников,

педагоги группы, музыкальный руководитель.

Классификация

проекта

  • по характеру создаваемого продукта:

социально-значимый

  • по тематике: познавательно-творческий
  • по количеству создателей: коллективный
  • по составу участников: групповой
  • по продолжительности: долгосрочный

Особенность проекта

  • Опора на личный опыт детей, полученный в семье.
  • Доступность материала для детей младшего дошкольного возраста.
  • Максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями.
  • Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Методы

  • наглядный
  • словесный
  • практический

Цель проекта

Формирование представлений о семье, воспитание любви и уважения к близким.

Задачи проекта

  • Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
  • Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.
  • Развивать партнерские отношения с семьями воспитанников.

Предполагаемые

результаты проекта

  • Расширение знаний детей о своей семье: о членах

семьи, традициях.

  • Осознание детьми собственного статуса в семье и

понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

  • Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на

основе имеющихся знаний о семье.

  • Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи.
  • Повышение педагогической культуры родителей,

установление с ними доверительных и партнерских

отношений.

  • Укрепление межсемейных и внутрисемейных связей.
  • Повышение активности участия родителей в мероприятиях ДОУ.

Направления работы

  • с педагогами
  • с воспитанниками
  • с родителями (законными представителями)

Предполагаемый

продукт проекта

  • Выставка «Моя семья» (творческие работы семей)
  • Картотеки игр, пословиц, загадок, чистоговорок, стихов, физкультминуток, пальчиковых игр о семье.
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр о семье.
  • Итоговое мероприятие «Я и моя семья»

Этапы реализации

проекта

1 этап. Подготовительный

Педагог:

  • разрабатывает план мероприятий по теме проекта.
  • информирует родителей о целях и задачах проекта

«Моя семья», дает рекомендации родителям по участию

в проекте.

  • опрос детей «Что я знаю о семье?».
  • подбирает художественно-познавательную литературу,

наглядно – дидактические пособия, иллюстративный

материал.

  • составляет план работы со специалистами ДОУ.
  • рассматривают с детьми семейные фотографии,

иллюстрации, открытки.

  • папка – передвижка «Искусство быть родителем»

Родители, педагоги, музыкальный руководитель:

  • знакомятся с целями, задачами проекта «Моя семья»,

включаются в его реализацию.

  • подбор музыкально-литературного репертуара для детей

к празднику.

  • консультации и рекомендации для родителей.

Проблема:

Модель трех вопросов:

1. Что мы знаем? Мы дети. У нас есть родители.

2. Что хотим узнать? Что такое семья? Кто о нас

заботится? Где работают мои родители? Какая у меня

семья?

3. Как мы узнаем?

2 этап. Практический (реализация проекта)

Педагог:

  • консультации для родителей: «Что такое семья для

ребенка?», «Основные правила семейного воспитания»,

«Совместные игры с детьми», «Традиции семейного

воспитания».

  • буклеты: «Воспитание ребенка начинается в семье»

 «Права детей в семье»

  • беседы о семье, чтение рассказов и стихотворений о семье.
  • ООД из цикла «Я и моя семья»
  • разучивание с детьми песен, стихотворений
  • игровая, трудовая, продуктивная и другие виды

деятельности с детьми

  • организация выставки детских рисунков «Моя семья»
  • родительское собрание:

«Моя семья – что может быть дороже»

Дети:

  • рисунки, поделки к тематическим выставкам
  • участие в сюжетно-ролевых играх
  • разучивание песен, танцев, стихотворений

Родители:

  • совместное изготовление с детьми атрибутов к

сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Больница»,

«Магазин».

  • выставки: «Семейные увлечения»

 «Моя мама – рукодельница».

  • подготовка материалов для совместных выставок

Познавательное развитие

  • Беседы на тему: «Мое имя», «Мой адрес», «Моя

квартира», «Я и мой папа», «Какая у меня мама?»,

«Мои бабушка и дедушка».

  • ООД «Я и моя семья»
  • Рассматривание:                                                                            сюжетные картинки по теме «Моя семья», семейные фотографии;
  • иллюстрации и картинки по теме «Профессии».
  • Дидактические игры: «Моя семья», «Мои хорошие

поступки», «Чьи детки?», «Кому, что нужно для

работы?», «Кто старше (младше)?».

  • Настольно-печатные игры: «Укрась платье для мамы»,

игра-ассоциация «Мама, папа, я», лото «Семья», «Найди

пару».

Социально-коммуникативное развитие

  • Беседы на тему: «Дом, в котором я живу», «У меня есть

брат (сестра)», «Как я помогаю маме».

  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки матери»,

«День рождения мамы (папы)», «Подарки для близких»,

«Детский сад», «В гости к бабушке», «Мама варит

обед», «Помощники».

Разыгрывание ситуаций:

  • «Вечер в семье», «К нам пришли гости».
  • Игра-драматизация: «Репка», «Колобок».
  • Настольный театр «Три медведя».

Безопасность

  • Беседы: «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на

природе с семьей».

Речевое развитие

  • Составление рассказов о своей семье (по фотографии,

картине): «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая»,

«Папа – лучший друг», «Семейные праздники», «Семья

на отдыхе».

  • Беседы на тему: «Моя семья самая…», «Мой папа

работает….», «Моя мама работает…», «Как я помогаю

дома», «Как мы отдыхаем».

  • Чтение художественной литературы:

В. Осеева «Сыновья», Е. Благинина «Посидим в

тишине», С. Капутикян «Моя бабушка», С. Баруздин

«Мамина работа», А. Барто «Как Вовка бабушек

выручил», А. Шибаев «Кто играет?», М. Тахистова

«Семья», «Мой дом»; сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица

Аленушка и братец Иванушка».

  • Заучивание (отрывок из стихотворения):

Е. Благинина «Вот какая мама», Г. Виеру «Мамин

портрет», М. Морозова «Рисунок для папы», М.

Дружинина «Папочка-папуля», Я.Аким «Моя родня»,

«Мама».

  • Чистоговорки: «Ша-ша-ша – мама нянчит малыша» и

др.(см. приложения)

  • Скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе» и др.
  • Отгадывание загадок о семье.
  • Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе,

так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье

лад», «В гостях хорошо, а дома лучше».

  • Дидактические игры: «Назови ласково», «Как тебя

зовут?», «Кто что делает?», «Кому что подарим»,

«Дополни предложение».

  • Выставка художественной литературы.

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование: «Бусы для мамы», «Украсим рубашку для

папы», «Клубочки для бабушки», «Машина для

дедушки».

  • Лепка: «Угощение для бабушки», «Мебель для моей

семьи (стол)».

  • Аппликация: «Цветы для мамы», «Украсим фартук для

бабушки», «Галстук для папы».

  • Книжки – раскраски «Дружная семья», «Семья зверей»,

«Из какой сказки?».

  • Музыкально-театрализованная деятельность
  • разучивание: песен «Мамочка моя милая», «Песенка

про папу», песни-игры «У дядюшки Якова»,

хороводов, танцевальных номеров, колыбельных.

  • прослушивание песен: «Песенка мамонтенка»,

«Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой»,

«Колыбельная медведицы».

Физическое развитие

  • Ситуативный разговор: «В здоровом теле – здоровый

дух», «Микробы и мыло».

  • Пальчиковые игры: «Моя семья», «Ладушки», «Кто

живет у нас в квартире».

  • Физкультминутки: «Семейная зарядка», «Помогаем

маме», «Устала наша бабушка», «Маму я свою люблю».

3 этап. Заключительный (результативный)

Педагог:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Оформление выставки «Моя семья».
  • Итоговое мероприятие: «Я и моя семья».
  • Презентация проекта «Моя семья».

Взаимодействие с родителями:

  • Сбор информации по итогам проекта

(анкетирование, беседы, опрос, отзывы).

  • Оценка эффективности работы в проекте.

Продукт проекта

  • Выставка «Моя семья» (творческие работы семей)
  • Методический продукт: презентация проекта «Моя семья»
  • Итоговый продукт:

 праздник «Я и моя семья»

 

Заключение

Оценка результатов

Дети:

1.Дети получили необходимую информацию о семье: что такое семья, у семьи есть история и традиции.                                                                                                                                                                        2.  Имеют представление о родственных отношениях.                                                                                           3. Проявляют уважительное отношение к родным и близким.

Родители:

1. Повысился уровень компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.                                                                                                                             2.  Возросла родительская активность в организации совместной деятельности по воспитанию детей.                                                                                                                                                               3. Родители обменялись опытом семейного воспитания, семейными традициями друг с другом.

Педагог:

1. Расширилось сотрудничество с родителями.                                                                                                      2. Разработан консультативно - практический материала для родителей.                                                                    3. Выработан единый стиль воспитания ребенка в ДОУ и семье.

Вывод

Подводя итог можно сказать, что проводимая работа по данному проекту благотворно повлияла на развитие нравственных установок дошкольников, способствовала установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. В результате совместной работы над проектом дети познакомились с понятиями «семья», «родные» и «близкие», узнали о семейных традициях. А родители стали активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду: с огромным интересом участвовали в конкурсах, предлагали свои идеи и делились радостными эмоциями. В ходе реализации проекта «Моя семья» предполагаемые результаты были достигнуты. Для успешного вхождения детей в мир социальных отношений необходимо и в дальнейшем интегрировать усилия детского сада и семьи, которые дают ребенку социальный опыт и во взаимодействии друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Список литературы.

- Коломийченко Л.В. Чугаева Г.И. Занятия для детей 3-5 лет по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М.: ТЦ СФЕРА, 2017.

- Коломийченко Л.В. Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013.

- Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей». – М.: ТЦ СФЕРА, 2018.

- Коломийченко Л. В. Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет: методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013.

- Ветохина А.Я. Дмитренко З.С. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.

- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016.

- Веракса Н.Е. Комарова Т.С. Васильева М.А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект воспитателя второй младшей группы на тему"Моя семья"

Данный материал может использоваться как по данной теме "Моя семья", а так же по теме "Правового воспитания детей младшего возраста" . Данная работа также содержит конспекты занятий которые будут инте...

Познавательно-творческий игровой проект в младшей группе «Снеговик».

Познавательно-творческий игровой проект в младшей  группе  «Снеговик». СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  краткосрочный  (2 недели)ВИД ПРОЕКТА:              ...

Познавательно-творческий игровой проект в младшей группе «Снеговик».

Познавательно-творческий игровой проект в младшей  группе  «Снеговик». СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  краткосрочный  (2 недели)ВИД ПРОЕКТА:              ...

Познавательно-творческий игровой проект в младшей группе «Снежный зоопарк».

ЦЕЛЬ:     Обогащать  художественно-эстетическое, познавательное . ЗАДАЧИ:Зaкрепить  знaния  детей  о временах  гoда.Утoчнить  у  детей предстaвле...

Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе «Русское народное творчество»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Де...

Краткосрочный проект в младшей группе по теме «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель проекта:  Формировать у детей понятие семья, заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье....

Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе «Русское народное творчество»

Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе«Русское народное творчество»...