Методическая разработка мероприятия по воспитанию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)
Пояснительная записка
Тип мероприятия: воспитательное мероприятие нравственной направленности
Цель: воспитание духовно- нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к семейным традициям и ценностям крепкой семьи
Задачи:
- Обогащать представления детей старшего дошкольного возраста о семье, семейных и родственных отношениях
- Способствовать пониманию того, что необходимо поддерживать родственные связи и проявлять заботу, любовь и уважение друг к другу.
- Развивать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к пожилым членам семьи.
- Воспитывать желание познавать культуру семьи и семейных традиций;
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы
- Формировать художественно-речевые навыки детей;
- Воспитывать культуру общения, упражняя детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Возраст, на который рассчитано мероприятие: старший дошкольный возраст
Основные формы, используемые при проведении мероприятия: партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение мероприятия рационально сочетается с использованием двигательной и эмоционально-психологической разгрузки; физкультурная минутка, дыхательное упражнение, элементы релаксации, пальчиковые игры.
Материально-техническое обеспечение необходимое для проведения мероприятия: ноутбук, интерактивная доска, мольберт, дидактическая игра на магнитах «Составь семью», мяч, старинные вещи (рушник, медали, скатерть, чугунок, сарафан и платок), фломастеры
Оформление (музыкальное- «Моя семья» слова и музыка А. Ермолова, наглядное (презентация «Спортивные традиции»)
Методические советы по проведению: методическая разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она содержит творческие задания, тренинг, самостоятельную работу и поможет педагогу ярко и весело провести воспитательное мероприятие. На этапе рефлексии эмоционального состояния и настроения используется прием наглядности- рисунки со смайликами, прием «ассоциации». В конце занятия воспитанникам предложено выполнить задание с использованием приёма незаконченного предложения на лепестках ромашки. Такую форму работы использую на занятиях часто и это всегда приносит хорошие результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kulyasova.docx | 136.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ИЛЬИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Муниципальный педагогический конкурс методических разработок
по родительскому просвещению и семейному воспитанию
Направление конкурса
- Методическая разработка по воспитанию семейных ценностей;
Категория конкурса:
- Мероприятия для воспитанников ДОУ
Методическая разработка мероприятия
по воспитанию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
«Моя семья и семейные традиции»
Воспитатель:
Кулясова Анна Викторовна
с. Ильинское
2024г.
Пояснительная записка
Тип мероприятия: воспитательное мероприятие нравственной направленности
Цель: воспитание духовно- нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к семейным традициям и ценностям крепкой семьи
Задачи:
- Обогащать представления детей старшего дошкольного возраста о семье, семейных и родственных отношениях
- Способствовать пониманию того, что необходимо поддерживать родственные связи и проявлять заботу, любовь и уважение друг к другу.
- Развивать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к пожилым членам семьи.
- Воспитывать желание познавать культуру семьи и семейных традиций;
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы
- Формировать художественно-речевые навыки детей;
- Воспитывать культуру общения, упражняя детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Возраст, на который рассчитано мероприятие: старший дошкольный возраст
Основные формы, используемые при проведении мероприятия: партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение мероприятия рационально сочетается с использованием двигательной и эмоционально-психологической разгрузки; физкультурная минутка, дыхательное упражнение, элементы релаксации, пальчиковые игры.
Материально-техническое обеспечение необходимое для проведения мероприятия: ноутбук, интерактивная доска, мольберт, дидактическая игра на магнитах «Составь семью», мяч, старинные вещи (рушник, медали, скатерть, чугунок, сарафан и платок), фломастеры
Оформление (музыкальное- «Моя семья» слова и музыка А. Ермолова, наглядное (презентация «Спортивные традиции»)
Методические советы по проведению: методическая разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она содержит творческие задания, тренинг, самостоятельную работу и поможет педагогу ярко и весело провести воспитательное мероприятие. На этапе рефлексии эмоционального состояния и настроения используется прием наглядности- рисунки со смайликами, прием «ассоциации». В конце занятия воспитанникам предложено выполнить задание с использованием приёма незаконченного предложения на лепестках ромашки. Такую форму работы использую на занятиях часто и это всегда приносит хорошие результаты.
«Моя семья и семейные традиции»
(сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста)
Ход мероприятия
I. | Приветствие | Ход занятия | Время |
1.1 | Организационный момент. Рефлексия прошлого занятия, и мотивация к предстоящему занятию Методы и приёмы: словестные; игровые (игра - приветствие). | - Здравствуйте, ребята! А давайте поздороваемся друг с другом. Для этого приготовьте свои руки, свои улыбки! (ребята выполняют движения по тексту).
Сегодня мы собрались, как одна большая дружная семья. Приглашаю вас пройти на свои стульчики. Сегодня мы с вами поговорим о самом важном в нашей жизни, а о чем вы узнаете, отгадав загадку: Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) - Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о семье. У вас у всех есть семья, у кого-то большая, у кого-то маленькая. | 1-2 мин. Игра- приветствие Загадка |
1.2 | Проблемная ситуация. Оборудование и материалы: дидактическая игра на магнитах «Составь семью». Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказывание сказки, решение проблемной ситуации); наглядные (дидактическая игра); игровые; практические (выполнение упражнения согласно словесной инструкции). Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | - А вот какая семья была у девочки Маши, я вам сейчас расскажу Педагог рассказывает сказку Сегодня Маша осталась дома одна и чтобы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама. «Я уже очень устала» - ответила мамина помощница. Давайте вспомним, кому помогала Маша? Выполнить дидактическую игру на магнитах «Составь семью»: на доске фигурки: дедушка, бабушка, папа, мама, Маша). Педагог просит расставить родственников Маши в следующей последовательности: первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после папы – мама, между мамой и папой – Маша. (Дети расставляют фигурки согласно инструкции). -Как можно назвать этих людей одним словом? (семья). Воспитатель подчеркивает, что у Маши большая семья. -У каждого из вас есть своя семья. Ребята, а вы знаете, какая должна быть настоящая семья? (Дети высказывают свои предположения (любящая, дружная, что все должны заботиться друг о друге и др.) | 3-4 мин. Сказка Дид. игра |
II. | Основная часть: Оборудование и материалы: мяч, презентация, старинные вещи (рушник, медали, скатерть, чугунок, прабабушкин сарафан и платок). Методы и приёмы: словесные (беседа, словесные упражнения, составление коротких рассказов о семье, о семейных традициях); наглядные; игровые (игра с мячом); практические. | Педагогом подводится итог всему сказанному детьми, дается определение семьи. -Семья – это люди, которые живут под одной крышей, которые любят друг друга, заботятся, помогают друг другу. -А какие семьи бывают, мы узнаем, поиграв в игру «Вопрос – ответ» (игра с мячом). -Если в семье все дружат, какая это семья? (Дружная семья) -Если в семье много детей? ( Многодетная семья) -Если в семье любят сочинять песни, слушать музыку? ( Музыкальная семья) -Если в семье любят заниматься спортом? ( Спортивная семья) -В семье очень много работают, любят трудиться ( Трудолюбивая семья) -А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники – это люди, родные друг другу: братья, сёстры, мамы, папы, бабушки и дедушки. -А кто для вас семья? (Ребята взаимодействуют с воспитателем. 2-3 ребёнка отвечают, рассказывают о членах своей семьи). -У каждого из вас есть семья. У кого- то она большая, а у кого- то маленькая. И в каждой семье есть свои правила и обязанности.
Выполнение обязанностей по дому, семейный отдых, праздники с семьей – это семейные традиции, так как они отмечаются всей семьей с мамами, папами, сёстрами, бабушками и дедушками. Семейные традиции каждой семьи свои (педагог рассказывает о традициях, которые есть в её семье: украшении ёлки и встречи Нового года и Рождества; хождение в гости на Масленицу; покраски яиц и изготовление куличей на Пасху и говорит, что такие традиции продолжается из года в год, их соблюдали ещё бабушки и дедушки). - У кого то традицией является делать всей семьёй зарядку по утрам…и я вам тоже предлагаю сейчас сделать зарядку. (Дети выполняют физкультминутку) Физминутка: «Семейная зарядка» Осенью, весною, летом и зимой Мы во двор выходим дружною семьей. Встанем в круг и по порядку, Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает. Повороты вправо, влево, Делает мой братик Сева. Вместе мы бежим трусцой И качаем головой. | 6-8 мин. Беседа Игра с мячом «Вопрос- ответ» Физкультминутка |
2.1 | Решение развивающих задач Методы и приёмы: словесные (беседа, составление коротких рассказов о старинных вещах, о семейных традициях); наглядные (картинки на слайде) | А вот у семьи Саши Л., ребята, есть еще очень хорошая спортивная семейная традиция. Всей семьей они в свободное время отправляются на каток, где занимаются фигурным катанием и хоккеем. Предлагаю вам познакомиться с их замечательной семейной традицией! Просмотр презентации «Моя спортивная семья» - А какие есть в вашей семье семейные традиции? (несколько рассказов детей). Упражнение «Ассоциации» (картинки на слайде) Воспитатель предлагает участникам тренинга закончить занятие на позитивной ноте. Давайте попробуем сравнить каждого из членов семьи с каким-нибудь предметом: маму сравним с цветком (слайд ); папа похож на спортивный снаряд или машину (слайд ); дедушка – на строительный инструмент или книгу (слайд ); бабушка – на посуду, выпечку, сладости, сестренка или братишка на игрушку | 5-7 мин. Беседа Просмотр презентации «Моя спортивная семья» Упражнение «Ассоциации» |
III | Заключительная часть. Рефлексия занятия. Оборудование и материалы: рисунок «Эмоции», фломастеры: красный, чёрный, ромашка с вопросами. | Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам. Посмотрите, у меня есть рисунок, где нарисованы разные семьи: мамы, папы, детки. Но их лица ничего не выражают. Так вот, если вам понравился наш разговор о семье, то возьмите красный фломастер и нарисуйте одному из человечков улыбку. Ну а, если вам было скучно, неинтересно или вы чего-то не поняли, то возьмите черный фломастер и нарисуйте грустный ротик. Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (Ребята по очереди подходят к ромашке, на лепестках которой записаны вопросы, отрывают лепесток, отвечают на вопрос, который зачитывает педагог. Вопросы:
- Ответы детей | 3 мин. Рисунок «Эмоции» Ромашка с вопросами. |
III.1 | Заключительная часть. Ритуал прощания. | - Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге. Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о традициях вашей семьи. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условн...
Формирование традиционных семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русскому изобразительному искусству
Материал будет полезен педагогам и специалистам ДОУ...
Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условн...
Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитание уважения к родным и близким, чувство гордости за свою семью....