Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Калинка»
Консультация
Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовил: воспитатель Шевченко Т.А.
г. Нижневартовск 2015
Консультация
Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.
Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений, здесь он развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно. Семья является для ребёнка тем местом, он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. Общаясь с близкими, ребенок подражает их манерам, действиям, поступкам, пристально наблюдает за особенностями взаимоотношений между членами семьи, что оказывает сильное воздействие на представления ребёнка о стиле взаимоотношений в семье.
В каждой семье сложились свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни. Однако далеко не каждую семью можно назвать благополучной, дающей ребёнку правильное представление о её роли и назначении в обществе. В современных условиях семья, как институт формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности. Это связано с рядом причин: рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполных семей, в которых наблюдается однобокое воспитание, как правило, не хватает общения с отцом, а также впоследствии отсутствие опыта создания полной семьи. Утрачена престижность материнства, разрушается традиционная структура семьи.
Приоритетной задачей для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения - актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
В современной семье происходит принижение значимости материнства по сравнению с успехами в профессиональной области, что приводит к тому, что дети воспринимаются как ненужная обуза. Часто мы сталкиваемся и с такими семьями, где на первом месте потребительские отношения и материальное благополучие: не хуже других одет, лучшие игрушки, мобильные телефоны и компьютер по первому требованию, в таких семьях забывают о духовном, эмоциональном общении, ребёнок не умеет проявить ни любовь, ни сострадание, не умеет правильно выражать свои чувства. Образ жизни многих семей порождает детскую грубость, чёрствость, равнодушие. Эти качества не так ярко проявляются в детском саду и в начальной школе, зато "выплёскиваются" в подростковом и старшем школьном возрасте.
Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играет детский сад. Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное развитие. Работая в этом направлении, воспитатели решают конкретные задачи: формировать у них представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитывать уважительное отношение к семье, знакомить со способами выражения заботы, уважения, благодарности, расширять знания о родственных связях, родословной, способствовать активному участию в хозяйственной деятельности семьи. Дети должны усвоить такие понятия, как родство, родословная, забота, любовь, уважение, преданность, миролюбие, уступчивость, благодарность. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья. С ранних лет у детей необходимо формировать представления о хорошей, дружной семье; учить тому, что создать крепкую семью - это ежедневный труд, приносящий радость, спокойствие, но главное во всём этом - умение каждого уступать, не провоцировать конфликтов.
Организация воспитателями детского сада работы по формированию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста, позволяет вспомнить старые общепринятые нормы поведения в семье, забытые семейные традиции, возродить духовную культуру большой семьи.
Ничто так не объединяет семью как традиционные праздники, когда вся семья собирается вместе. Из православных праздников у нас наиболее отмечаемые Рождество, Пасха, Масленица. Поэтому на занятиях воспитатели знакомят с традициями празднования этих праздников: с сюжетом события, раскрывают духовное значение празднуемого события для всех людей, кроме того, раскрывают нравственное значение праздника, чему он нас учит, как следует изменить своё отношение к окружающим людям, какие нравственные уроки извлекаем. Дети знакомятся с благочестивыми традициями праздника, которые по возможности необходимо внедрять и в семьи (поэтому в подготовку праздника вовлекаем и родителей).
Содержание работы духовно - нравственного воспитания дошкольников на православных традициях нашего народа обладает богатым материалом для формирования семейных ценностей у дошкольников. Как этот материал будет преподнесён, какие формы и методы будут использованы, зависит от мастерства воспитателя детского сада. Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания: если ребенка учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать".
На сегодняшний день можно сказать, что нет определенной системы в работе с родителями, так как организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
Список литературы.
- Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004.
- Демидова Н. И. Формирование образа семьи у старших дошкольников: Диссертация канд. пед. наук. Москва, 2003
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008
- Кузьмина И.В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста».// Дошкольная педагогика.- 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование традиционных семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русскому изобразительному искусству
Материал будет полезен педагогам и специалистам ДОУ...
Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условн...
Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитание уважения к родным и близким, чувство гордости за свою семью....
Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие семейных ценностей, его виды и функции, а также формы и методы формирования семейных ценностей. ...