Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Коптева Елена Александровна

Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

1 этап Организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи.

Развитию интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам семьи способствовали такие формы работы:

  • Индивидуальная беседа на тему «Моя семья»;
  • Диалектическая игра «Кто для кого?» (закрепить представления о родственных отношения в семье);
  • Беседа на тему «Моя мама, мой папа»;
  • Диалектическая игра «Генеалогическое древо» (закрепить представление о своей родословной);
  • Беседа на тему «Отдыхаем всей семьей»;
  • Встреча с близкими людьми «Наша бабушка» (воспитывать уважение к старшим членам семьи, желание заботиться о близких);
  • Дидактическая ига «Найди сходства и различия» (нахождение сходства и различия со своими близким);
  • Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?» (закрепить умение детей видеть внешнее сходство не только между собой и своими родственниками, но и сходство сверстников с их родителями);
  • Беседа на тему «Семейные фотографии» (воспитывать взаимоуважение близких людей);
  • Создание фотоальбома «Наши братья и сестры» (расширять представление о членах семьи – братьях и сестрах);
  • Беседа на тему «Что делают наши мамы и папы» (формировать у детей представления о профессиях родителей, их значимости);
  • Беседа на тему «Младшие члены семьи» (воспитывать желание заботиться о младших);
  • Беседа на тему «Хозяйство семьи» (познакомить с этим понятием, обсудить обязанности членов семьи);

Создание генеалогического древа:

Корни – бабушки, дедушки со стороны мамы и папы;

Толстые ветки дерева – мама и папа над их родителями;

Тонкие ветки – дети.

Ценность: дети приходят к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи.

Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.

2 этап Создание музея семьи в группе детского сада.

1 Темы книг: «Вот оно какое, наше лето», «Большая книга сказок о маме», «Детская военная игрушка», «Такие разные куклы».

2. Создание «семейного альбома» - своеобразный рассказ детей о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках.

3. Выставка рисунков: «Семейный портрет», «Автопортрет», «Портрет мамы и папы».

4. Создание семейного герба.

Педагог рассказывает историю появления в России первых гербов, как отличительных знаков рыцарей, знакомит с наукой, которая раскрывает значение гербов – геральдикой.

Дети придумывают герб своей семьи и рассказывают о нем, например:

«Герб нашей семьи расположен в кругу, который означает единство. Наша семья такая же сплоченная. Сосна – означает крепость. Наша семья такая же крепкая. Голубь – птица мира и счастья. Наша семья такая же мирная и дружная». Ценность: ребенок узнает о себе и о своих предках много нового, учится любить и уважать историю своей семьи.

5. Ромашка имен – «Как меня называют дома».

6. Конкурс собирателей игр. (Предложить родителям записать игры, в которые они играют дома с детьми).

3 Этап Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, к формированию семейных ценностей и на их основе образованию традиций и обычаев.

Для формирования более тесного контакта детей с родителями, развития взаимопонимания способствовали такие формы работы:

  • Беседы и консультации с родителями по проблеме;
  • Создание банка семейных праздников;
  • Семейные вечера;
  • Папки-передвижки с консультациями:
  1. «Роль семьи в воспитании дошкольников»;
  2. «Семья как категория ценности»;
  3. «Совершенствуйте семейное общение»;
  4. «Старшее поколение в семье».

Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка. Они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями.

Задачи воспитания и обучения родителей

2-я младшая групп (3-4 года)

  • Побуждать ребенка называть свое имя и фамилию, имена членов своей семьи;
  • Формировать представление о членах семьи, о том, что они заботятся друг о друге;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать);

Труд взрослых:

  • Познакомить детей с трудом близких взрослых, с трудовыми действиями, которые они выполняют;
  • Познакомить с трудом работников детского сада ( воспитатель, няня, повар, медсестра);
  • Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Средняя группа (4-5 лет)

  • Формировать представление о том, что такое семья;
  • Побуждать детей рассказывать о том, какие обязанности по дому они выполняют (убирают игрушки, помогают маме накрыть на стол и т.п.);
  • Формировать первоначальные представления о родственных отношениях (бабушка – мамина мама (или папина), тётя – папина сестра и т.д.), называть своих ближайших родственников.

Труд взрослых:

  • Познакомить детей с понятием «профессия»;
  • Формировать представления о различных профессиях (врач, парикмахер, продавец, почтальон), личностными и деловыми качествами людей этих профессий, их отношением к труду;
  • Развивать интерес к профессиям родителей.

Старшая группа (5-6 лет)\

  • Развивать интерес к своей родословной;
  • Побуждать детей при рассматривании фотоальбомов, рассказывать о своих родственниках (как зовут, чем занимаются), видеть сходство;
  • Рассказывать, кем работают родители, как важен для общества их труд, какие обязанности по дому выполняют члены семьи и как им можно помочь;
  • Побуждать детей называть свой домашний адрес;
  • Познакомить детей с понятием «хозяйство семьи»;
  • Привлекать детей к посильному участию в подготовке семейных праздников.

Труд взрослых:

  • Расширять представления детей о труде людей различных профессий (строитель, колхозник, работники швейной промышленности, транспорта…);
  • Формировать представления о процессе труда, трудовых действиях, инструментах  и результатах труда;
  • Воспитывать уважение, понимание значимости труда взрослых, бережному отношению к его результатам.

Подготовительная группа (6-7 лет)

  • Побуждать детей называть дату рождения (своего и членов  семьи), а также свое имя, фамилию и отчество, домашний адрес и телефон, ФИО родителей;
  • Рассказывать о своих родственниках, их интересах, занятиях, интересных случаях из жизни;
  • Поддерживать желание изображать генеалогическое древо. Гордиться успехами своих родных (наградами своих дедов и отцов);
  • Поощрять стремление активно участвовать в подготовке семейных праздников.

Труд взрослых:

  • Познакомить с новыми профессиями: менеджер, рекламный агент, художник-дизайнер, фермер и т. д;
  • Формировать представления о том, что человек должен творчески относится к любому делу. Проявлять самостоятельность, смекалку, инициативу;
  • Поддерживать интерес к творчеству взрослого, результатам его труда, иметь представления о своих собственных возможностях (он, ребенок, тоже может творить).

Заключение.

В подготовительной группе, по окончании учебного года на выпускном празднике, в непринуждённой обстановке за чашкой чая, беседуя о наших детях, родители отметили, что проведенная работа благотворно повлияла на взаимоотношения в семьях:

  • Изменилось отношение к ребенку, между супругами, к старшему поколению;
  • Родители открыли для себя неизвестные сторон и знания о собственном ребенке;
  • У детей сохраняется устойчивый интерес к своей семье, своей родословной;
  • Обогатился словарный запас, более совершенной стала связная речь, так как дети часто рассказывают о делах своей семьи, о своих родственниках;
  • В одних семьях возобновились давно забытые семейные традиции, в других образовались новые.

Таким образом, результаты работы позволили нам сделать вывод, что разработанная система мероприятий помогла раскрыть и тем самым обогатить теоретический и практический опыт родителей в семейном воспитании.

Работа по формированию семейных ценностей проводилась в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Это способствовало изучению лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания, укреплению авторитета педагога в семье и родителей в детского саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условн...

Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условн...

Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

 Понятие семейных ценностей, его виды и функции, а также формы и методы формирования семейных ценностей.                        ...