Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме
Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_semeynykh_tsennostey_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
1 этап Организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи.
Развитию интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам семьи способствовали такие формы работы:
- Индивидуальная беседа на тему «Моя семья»;
- Диалектическая игра «Кто для кого?» (закрепить представления о родственных отношения в семье);
- Беседа на тему «Моя мама, мой папа»;
- Диалектическая игра «Генеалогическое древо» (закрепить представление о своей родословной);
- Беседа на тему «Отдыхаем всей семьей»;
- Встреча с близкими людьми «Наша бабушка» (воспитывать уважение к старшим членам семьи, желание заботиться о близких);
- Дидактическая ига «Найди сходства и различия» (нахождение сходства и различия со своими близким);
- Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?» (закрепить умение детей видеть внешнее сходство не только между собой и своими родственниками, но и сходство сверстников с их родителями);
- Беседа на тему «Семейные фотографии» (воспитывать взаимоуважение близких людей);
- Создание фотоальбома «Наши братья и сестры» (расширять представление о членах семьи – братьях и сестрах);
- Беседа на тему «Что делают наши мамы и папы» (формировать у детей представления о профессиях родителей, их значимости);
- Беседа на тему «Младшие члены семьи» (воспитывать желание заботиться о младших);
- Беседа на тему «Хозяйство семьи» (познакомить с этим понятием, обсудить обязанности членов семьи);
Создание генеалогического древа:
Корни – бабушки, дедушки со стороны мамы и папы;
Толстые ветки дерева – мама и папа над их родителями;
Тонкие ветки – дети.
Ценность: дети приходят к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи.
Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.
2 этап Создание музея семьи в группе детского сада.
1 Темы книг: «Вот оно какое, наше лето», «Большая книга сказок о маме», «Детская военная игрушка», «Такие разные куклы».
2. Создание «семейного альбома» - своеобразный рассказ детей о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках.
3. Выставка рисунков: «Семейный портрет», «Автопортрет», «Портрет мамы и папы».
4. Создание семейного герба.
Педагог рассказывает историю появления в России первых гербов, как отличительных знаков рыцарей, знакомит с наукой, которая раскрывает значение гербов – геральдикой.
Дети придумывают герб своей семьи и рассказывают о нем, например:
«Герб нашей семьи расположен в кругу, который означает единство. Наша семья такая же сплоченная. Сосна – означает крепость. Наша семья такая же крепкая. Голубь – птица мира и счастья. Наша семья такая же мирная и дружная». Ценность: ребенок узнает о себе и о своих предках много нового, учится любить и уважать историю своей семьи.
5. Ромашка имен – «Как меня называют дома».
6. Конкурс собирателей игр. (Предложить родителям записать игры, в которые они играют дома с детьми).
3 Этап Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, к формированию семейных ценностей и на их основе образованию традиций и обычаев.
Для формирования более тесного контакта детей с родителями, развития взаимопонимания способствовали такие формы работы:
- Беседы и консультации с родителями по проблеме;
- Создание банка семейных праздников;
- Семейные вечера;
- Папки-передвижки с консультациями:
- «Роль семьи в воспитании дошкольников»;
- «Семья как категория ценности»;
- «Совершенствуйте семейное общение»;
- «Старшее поколение в семье».
Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка. Они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями.
Задачи воспитания и обучения родителей
2-я младшая групп (3-4 года)
- Побуждать ребенка называть свое имя и фамилию, имена членов своей семьи;
- Формировать представление о членах семьи, о том, что они заботятся друг о друге;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать);
Труд взрослых:
- Познакомить детей с трудом близких взрослых, с трудовыми действиями, которые они выполняют;
- Познакомить с трудом работников детского сада ( воспитатель, няня, повар, медсестра);
- Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Средняя группа (4-5 лет)
- Формировать представление о том, что такое семья;
- Побуждать детей рассказывать о том, какие обязанности по дому они выполняют (убирают игрушки, помогают маме накрыть на стол и т.п.);
- Формировать первоначальные представления о родственных отношениях (бабушка – мамина мама (или папина), тётя – папина сестра и т.д.), называть своих ближайших родственников.
Труд взрослых:
- Познакомить детей с понятием «профессия»;
- Формировать представления о различных профессиях (врач, парикмахер, продавец, почтальон), личностными и деловыми качествами людей этих профессий, их отношением к труду;
- Развивать интерес к профессиям родителей.
Старшая группа (5-6 лет)\
- Развивать интерес к своей родословной;
- Побуждать детей при рассматривании фотоальбомов, рассказывать о своих родственниках (как зовут, чем занимаются), видеть сходство;
- Рассказывать, кем работают родители, как важен для общества их труд, какие обязанности по дому выполняют члены семьи и как им можно помочь;
- Побуждать детей называть свой домашний адрес;
- Познакомить детей с понятием «хозяйство семьи»;
- Привлекать детей к посильному участию в подготовке семейных праздников.
Труд взрослых:
- Расширять представления детей о труде людей различных профессий (строитель, колхозник, работники швейной промышленности, транспорта…);
- Формировать представления о процессе труда, трудовых действиях, инструментах и результатах труда;
- Воспитывать уважение, понимание значимости труда взрослых, бережному отношению к его результатам.
Подготовительная группа (6-7 лет)
- Побуждать детей называть дату рождения (своего и членов семьи), а также свое имя, фамилию и отчество, домашний адрес и телефон, ФИО родителей;
- Рассказывать о своих родственниках, их интересах, занятиях, интересных случаях из жизни;
- Поддерживать желание изображать генеалогическое древо. Гордиться успехами своих родных (наградами своих дедов и отцов);
- Поощрять стремление активно участвовать в подготовке семейных праздников.
Труд взрослых:
- Познакомить с новыми профессиями: менеджер, рекламный агент, художник-дизайнер, фермер и т. д;
- Формировать представления о том, что человек должен творчески относится к любому делу. Проявлять самостоятельность, смекалку, инициативу;
- Поддерживать интерес к творчеству взрослого, результатам его труда, иметь представления о своих собственных возможностях (он, ребенок, тоже может творить).
Заключение.
В подготовительной группе, по окончании учебного года на выпускном празднике, в непринуждённой обстановке за чашкой чая, беседуя о наших детях, родители отметили, что проведенная работа благотворно повлияла на взаимоотношения в семьях:
- Изменилось отношение к ребенку, между супругами, к старшему поколению;
- Родители открыли для себя неизвестные сторон и знания о собственном ребенке;
- У детей сохраняется устойчивый интерес к своей семье, своей родословной;
- Обогатился словарный запас, более совершенной стала связная речь, так как дети часто рассказывают о делах своей семьи, о своих родственниках;
- В одних семьях возобновились давно забытые семейные традиции, в других образовались новые.
Таким образом, результаты работы позволили нам сделать вывод, что разработанная система мероприятий помогла раскрыть и тем самым обогатить теоретический и практический опыт родителей в семейном воспитании.
Работа по формированию семейных ценностей проводилась в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Это способствовало изучению лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания, укреплению авторитета педагога в семье и родителей в детского саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условн...
Формирование традиционных семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русскому изобразительному искусству
Материал будет полезен педагогам и специалистам ДОУ...
Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условн...
Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитание уважения к родным и близким, чувство гордости за свою семью....
Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие семейных ценностей, его виды и функции, а также формы и методы формирования семейных ценностей. ...