Формирование основ безопасности жизнедеятельности через проектную деятельность (пожарная безопасность).
проект по обж (средняя группа) на тему
бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 291»
Сообщение из опыта работы: Формирование основ безопасности жизнедеятельности через проектную деятельность (пожарная безопасность).
Воспитатель Степанова И.Л.
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимых для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Образовательные: дать понять детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
Развивающие: формирование умения реально оценивать возможную опасность.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах;
- Проводить профилактику страха перед огнем;
- Воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудной ситуации.
Практические: учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Результат:
- Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара;
- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
«…Неторные пути опасностей, надежд себе всегда без колебаний выбираем.
И дети тоже чувствуют, что нет гарантии от опасностей и бед.
И даже смерти преждевременной явление,
Но лишь тогда они проявят опасенье,
Коль будут знать, чего бояться им.»
Домокаш Варга
Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от других зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
В последнее время, работая в детском саду и наблюдая за детьми, я заметила, что дети становятся менее самостоятельными, не знают к кому обратиться за помощью в случае экстремальной ситуации, не соблюдают правила техники безопасности.
Все мы - педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. И именно мы - взрослые должны:
- Детям дать необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения
- Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Помочь дошкольникам овладеть элементарным навыкам поведения в быту, на улице, на дороге, в природе.
- Развить у дошкольников чувства и ответственности. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит снимает многие проблемы и неприятности.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать детям основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это непросто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Подсчитано: на тысячу пожаров, сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами незнания и легкомыслия. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо с дошкольного возраста заниматься вопросами безопасности. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка – дать элементарные знания основ безопасности. Именно в период дошкольного развития начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Работая с детьми использую разнообразные и эффективные формы работы:
- комплексные занятия;
- беседы (по иллюстрациям, сюжетным картинам);
- ознакомление с художественной литературой;
- развлечения, досуги (праздники, театральная деятельность);
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые).
На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать, то, что затруднительно и невозможно в повседневной жизни. В работе с детьми использую содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитания уважения к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду.
Примером для детей служат литературные произведения:
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- «Гуси – лебеди»;
- «Кошкин дом»;
- «Сказки К.И. Чуковского»;
- «Рассказ о неизвестном герое» С.Я Маршак;
- Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял;
- Г-Х Андерсен «Сказка про спички»;
- Б. Жидков «Пожар»;
- Е. Хоринская «Спичка- невеличка»;
- Г. Остер «Вредные советы»
- «Волк и семеро козлят»
- «Кот, петух и лиса» и др.
Для детей отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
Познавательные стихи А .Усачева дети запоминают быстро:
«Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком.
И не открывайте тете,
Если мама на работе…»
В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения:
«Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом,
Двери держатся едва,
Поскорей звони 02»
В тесном контакте с родителями, заинтересованными партнерами и активными помощниками в работе с детьми по данному направлению, в группе накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Для знакомства детей с профессий пожарного мною изготовлена дидактическая кукла «Пожарный», родителями – «пожарный щит».
Основным средством ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности считаю дидактические игры: «Назови причины пожара», «Выбери нужное», «Сложи картинку», «Карточная викторина», «Что нужно пожарному».
В работе с детьми использую современные плакаты по обж: «один дома», «правила поведения при пожаре». Они всегда перед глазами, дети легко их запоминают, неоднократно рассматривая и повторяя изображенные на них правила. Очень радует, что дети с желанием изучают правила безопасности и зачастую сами подсказывают темы следующих занятий.
Таким образом, воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоит в этот период прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше в начальной школе. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ патриотического воспитания через проектную деятельность
Опыт проектной деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...
«Обучение правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности через игровую деятельность»
Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, дома, в общение с незнакомыми.Актуальность этой проблемы выражается в том, что у детей дошкольного возраста отсутст...
Формирование основы безопасного поведения через проектную деятельность.
Метод проектов- это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающей ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....
Проект «Наша безопасность» По теме: «Формирование у дошкольников элементарных основ безопасности жизнедеятельности через игровую деятельность»
Ознакомление детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми)...
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности Я знаю правила пожарной безопасности
Автором представлен материал по пожарной безопасности....
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...
"Пожарная безопасность" Закрепление знаний детей о пожарной безопасности в различных видах деятельности.
#Закрепляем знания по правилам пожарной безопасностиС воспитанниками группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет "Солнышко " была проведена работа по закреплению знаний о пр...