Мастер класс "Татарские и казахские народные игры"
материал

     Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения.

     Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель мастер - класса: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах внедрения в образовательный процесс подвижных игр народов России, как средства формирования патриотических чувств и способов повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи мастер - класса:

1. Познакомить слушателей СП с играми народов России, как средства приобщения дошкольников к культурному богатству народов, проживающих на территории РФ;

2. Вызвать познавательный интерес и желание применять подвижные игры народов мира в работе с детьми.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен значению подвижных игр народов России в приобщении к здоровому образу жизни и воспитанию толерантности у дошкольников

Этапы мастер - класса:

1.Теоретическая часть.

     Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения.

     Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

     Тот, кто научиться побеждать в игре, скорее других разовьёт свои физические качества: силу, гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, прыгучесть и др. Основным условием успешного внедрения в жизнь дошкольников подвижных игр народов России всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

    Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть самостоятельно, активно и с удовольствием. В качестве приложения по окончании мастер – класса я хочу предложить Вам для применения на практике дополнительный репертуар подвижных игр Татарских и Казахских народов и памятку по проведению игр.

2. Практическая часть

     У меня в руках ларчик. В нем игры, в которые можно играть на спортивной площадке, во дворе, в лесу, на речке, на полянке. В этом ларчике татарские и казахские игры.

      Ларчик с играми у нас в руках. У него нет секретного замка. Его откроет каждый, кто любит игру, спорт, крепко дружит с друзьями.

      Уважаемые участники, я приглашаю вас поиграть. Кто желает открыть ларчик?

Участники мастер – класса, по желанию, берут из ларчика карточки с названием и описанием игр. Педагог руководит проведением подвижных игр

Продаем горшки», или "Чулмәк сату уены".

Описание: Участвуют две группы игроков.

Первая, образующая круг, - «горшки». Эти участники стоят на коленях.

Вторая группа - «владельцы горшков». Эти участники находятся за «горшками», стоят, заложив руки за спину.

 Ведущий вне круга. Он подходит к одному из «владельцев» и заводит беседу: «Дружок, продай горшок!» - «Покупай». - «Сколько дать тебе рублей?» - «Три (пять и другое количество) отдай». После этих слов ведущий столько раз трогает ладонью «владельца горшка», сколько «рублей» просит участник, играющий роль «хозяина горшка». После чего трижды участники обегают круг, навстречу друг другу.

Кто первым встал на освободившееся за «горшком» место, тот новый «владелец горшка». Проигравший занимает место ведущего.

По правилам нельзя пересекать круг, нельзя касаться других «горшков». Ведущий первым решает, в какую сторону ему бежать. Игрок должен выбрать противоположное направление.

Тимербай.

Описание: Игроки выстраиваются в хоровод. Ведущий - Тимербай - стоит в центре. Тимербай произносит: «Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так!».

 Ведущий показывает движение, участники повторяют. Тимербай выбирает игрока, который займет место ведущего. В этой игре разрешено применять спортивный инвентарь (мячи, скакалки). Все движения, которые показывает Тимербай, должны быть новыми.

Серый волк

Одного из играющих выбирают серым волком.

 Присев па корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве).

Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

—      Вы, друзья, куда спешите?

—      В лес дремучий мы идем.

 —      Что вы делать там хотите?

 —      Там малины наберем.

 —      Вам зачем малина, дети?

 —      Мы варенье приготовим.

 —      Если волк в лесу вас встретит?

 —      Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье.

 Милой моей бабушке будет угощенье.

 Здесь малины много, всю и не собрать,

 А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

Правила игры.

Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать

раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

Казахская детская игра - Ястребы и ласточки (Жапактар жане карлыгаш)

Это игра на скорость реакции и на быстроту бега. Участвовать в ней могут неограниченное число человек. Дети разделяются на две равные команды. Одна команда - ласточки, другая - ястребы. И определяется один ведущий. Обе команды стают в две шеренги спиной друг к другу. Ведущий, проходя мимо шеренг, громко выкрикивает либо "Лас" либо "Яс". Пока название команды не будет названо полностью, двигаться нельзя. Как только одно из названий команды будет произнесено ведущим "Ласточки" или "Ястребы", то команда, чье название, было, произнесено начинает догонять участников другой команды, те в свою очередь бросаются врассыпную и стараются убежать за отмеченную территорию. Тех, кого поймали, становится членом ловящей команды. И игру можно начинать снова. По результатам нескольких игр можно определить победителей.

Казахская игра для детей - Белая кость (Ак суек)

Белая кость или Ак суек - это очень веселая казахская детская игра. Принимать участие в Ак суек может неограниченное число участников. По условиям игры определяется один ведущий, который держит в руках белую кость (кость можно заменить и другим атрибутом, таким как кегля или мяч). Остальные дети встают в ряд лицом к ведущему. Ведущий кидает кость вперед, как можно дальше за шеренгу, приговаривая: "Белая кость — знак счастья, ключ, лети до луны, до белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, кто тебя вмиг найдет!". Участники в это время не имеют права оборачиваться или оглядываться, чтобы не видеть в каком точно направлении полетела кость. По команде ведущего, которая звучит так: "Ищите кость — найдете счастье скорей! А найдет его тот, кто быстрей и ловчей!",- дети разбегаются в поисках кости. Победит тот, кто быстрее всего отыщет кость и принесет ее ведущему. Если в момент, когда нашедший кость бежит к ведущему, его настигает, кто - нибудь из участников игры и успевает коснуться его, то догнанный игрок должен передать кость догнавшему его игроку. Хитрость игры заключается в том, что тот, кто нашел кость первым, должен постараться не выдать себя, чтобы никто из участников не кинулся его догонять. Например, он может крикнуть, что кость найдена другим игроком и с разочарованным видом пойти к ведущему, а пока игроки, поймавшись на уловку, кинутся за указанным игроком, кость будет незаметно передана ведущему. Победитель имеет право загадать желание, чтобы проигравшая группа или кто-нибудь из участников игры, например, спел для него песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мастер-класс "Подвижные и народные игры для детей дошкольного возраста"

Весёлые подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы н...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «НАРОДНАЯ ИГРА В ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«НАРОДНАЯ ИГРА В ДОУ»    Современный мир меняется, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир. ...

Мастер класс по русским народным играм "Как у наших у ворот"

Конспект разработан Тарасовой С.А. для педагогов ,представлен на МО. Мастер класс прошёл великолепно!!!...

Казахские народные игры для детей

Казахские народные игры для детей...

Мастер-класс для педагогов «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, см...

Мастер-класс для педагогов "Народные игры"

Народные игры для дошкольников...

Мастер-класс для педагогов " Народные игры".

в данном мастер-классе даются советы как приобщить дошкольников к народной культуре через народные игры....