Мастер-класс для педагогов "Народные игры"
материал

Народные игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_narodnye_igry.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район РБ

Мастер – класс на тему:

Народные  игры -  как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

                                                                        Подготовила:  воспитатель

                                                                                                         Кайранова Н.А.

2023 г.

 На  сегодняшний день одно из главных направлений  моей работы с детьми  – это нравственно-патриотическое воспитание.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств.

Одним из таких «ценных» методов является – народная игра. (о которой и пойдёт речь).

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками

Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке. Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают

При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:

1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры (Игра «У медведя во бору»,
Игра «Гуси-лебеди», Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… », «По ровненькой дорожке»,  «Карусели» и д.р. )  постепенно усложняя их к старшему возрасту. С  детьми подготовительной группы, можно играть в такие игры, как « Ручеек» , «Водяной», « Дударь»,  « Кукушка» , « Бабушка Маланья».

2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.

3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.

4. Атрибуты  для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.

5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.

6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.

- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть.

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела.

Известное изречение гласит: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети».  

Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Мудрые мысли.

На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделённые пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка)

1.«Воспитание — лучший припас к старости» (Аристотель).

2. «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).

3.«Любовь к родителям —  основа всех добродетелей» (Цицерон).

4. «Нет места милее родного дома» (Цицерон).

5. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители— пример тому» (Себастьян Рант).

6. «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

7. «Не привыкай к безделью, учись рукоделью»

8. «Своя земля и в кулачке родная»

9. «Уважай отца и мать будет в жизни благодать»

10. «Очень важно с малых лет учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

 Мастер-класс «Народные игры».

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого. Задача (родителей, педагогов) — детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. И мы с вами сейчас поиграем.

«Колпачок и палочка»

Дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берётся за её конец и называет водящего по имени, а тот отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.

«Дударь»

Хороводная игра

Дети становятся в круг, выбирают ведущего — Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:

«Дударь, Дударь, Дударище,

Старый-старый, старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую».

Пропев песню, спрашивают:

«Дударь, Дударь, что болит? «

Дударь отвечает: „Нога“ (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)

Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнёс Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос „Что болит?“, Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.

«Игровая»

Дети стоят в кругу, берутся за руки. В центре становится водящий. Играющие, ходят по кругу и поют песенку:

«У дядюшки Трифона

Было семь детей,

Семеро, семеро, семь сыновей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели.

Разом делали как я!»

При последних словах все начинают повторять жесты, которые показывает водящий. Тот, кто лучше всех повторил становиться водящим. При повторении игры дети идут в обратную сторону.

«Змея»

Выбирается водящий — «Змея». Он ходит перед игроками со словами:

«Я Змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу».

Подходит к одному из игроков:

— Хочешь быть моим хвостом?

— Хочу!

— Становись за мной!

Идут вдвоём (сцепленные «паровозиком») :

«Я Змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу».

Обращается к другому игроку:

— Хочешь быть моим хвостом?

— Хочу!

— Ползи!

Игрок должен проползти между ногами «Змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. «Голова» змеи должна укусить свой «хвост», а «хвост» не дается.

Известное изречение гласит: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети».  

Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Используемая литература

  • Агамова Н.С.,Самцов И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. - М.,199
  •  Аникин В.П. Теория фольклора. - М.,1996
  •  Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М.,1965
  • Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди которые играют в игры. - Л.,1992Б
  •  Былеева Л.В.Русские народные игры. - М.,1988

Источник

https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-na-temu-narodnye-igry-v-nravstvenno-patrioticheskom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta-6071988.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/12/01/narodnye-igry-v-nravstvenno-patrioticheskom-vospitanii-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Познаем играя, или как превратить процесс познания в увлекательную игру"

Педагог наглядно покаазывает родителям, что процесс познания не стоит превращать в скучный рутинный процесс запоминания, с помощью игрв можно вовлечь ребенка в познавательный процесс в качестве активн...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого"

Проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов ДОУ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....

Мастер класс с элементами деловой игры для родителей « Игра в жизни ребенка»

дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка...

Мастер - класс "Учимся мастерить и играть".

Мастер- класс организован с целью познакомить родителей с разновидностями дидактических игр, и способами их изготовления в домашних условиях, активизировать знания родителей о применении дидактич...

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...