"Чудеса вокруг нас"
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Беседа «Чудеса вокруг нас»
Задачи: формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам. Пробудить познавательный интерес, научить видеть необычное в обычном. Закрепить знания детей о роли живых существ в природе, нацелить на их охрану. Показать необычные, неизвестные детям особенности растений и животных, вызвать чувство удивления и восхищения.
Материал: Иллюстрации, слайды, открытки.
Ход:
Сегодня вы узнаете много удивительного о природе. Но прежде отгадайте несколько загадок.
Летит орлица по синему небу – крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)
Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? А как ещё можно узнать об изменениях погоды? Премену погоды чувствуют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняются самочувствие, настроение.
Как вы думаете, можно ли ещё как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается, можно. Наблюдательный человек – настоящий друг природы – сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений. Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и животных? Их называют растениями и животными-синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбки. (Воспитатель показывает иллюстрации по ходу беседы.)
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.
Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.) Да, в этом чудо домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
Узнаёте это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.
Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.
Кто видел тонкие шёлковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? Оказывается, в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.
Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народныв приметы.
Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.
Паук забился в угол – к ветру.
Лягушки расквакались – к непогоде.
Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.
Ласточки летают низко – перед дождём.
На кустах акации много пчёл – перед дождём.
Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождём закрвают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Отгадайте загадку, о каком синоптике пойдёт речь?
Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух.
На нём платок пуховый, всегда слететь готовый. (Одуванчик.)
Одуванчики складывают перед дождём свои пушисстые шарики. А есть растения, которыеперед дождём «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слёзы» по хорошей погоде овёс, пшеница. Будьте наблюдательны в природе, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях.
А как мы с вами определяем время? По часам. А ещё как? Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными цветами.
Удивительные часы.
Выйди летом за село –
От цветов светлым-светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придёшь домой –
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг – и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растенья
Знают все без исключенья.
Послушайте внимательно и постарайтесь отгадать, о каком растении идёт речь. «Встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, вбизи изгородей. Растение опушено жёсткими волосками, стебель у него твёрдый, как у кустарника. А цветки похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть на зелёном кустике».
Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру «Найди растение по описанию». (Набор карточек с изображением разных цветов: василька, колокольчика, мака, незабудки, кувшинки, одуванчика, цикория, фиалки. Перед детьми ставится задача найти описанное растение.) Это цикорий. Цветки его раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 часам полностью закрываются.
Нельзя не любоваться красотой белой кувшинки. Всё красиво в ней – круглые, как блюдца, листья и белоснежные цветки. Это растение стало редким и занесено в Красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветки кувшинки раскрываются утром. В восемь нежно, как снежинка, распускается кувшинка. А к вечеру, в 18 – 19 часов, растение закрывает лепестки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождём.
Дети! Сегодня мы с вами узнали много удивительного о животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках. Сейчас мы с вами еще поиграем в игру «Найди растение по описанию». Воспитатель использует указанные выше карточки, но задание усложняется, детям предлагается разделить карточки на три группы: растения – синоптики, охраняемые растения и цветочные часы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чудеса вокруг нас»
Программное содержание:1. Задачи на развитие познавательных способностей:- уточнить знания детей о лесе и его обитателях,- продолжать учить классифицировать растения и животный мир леса...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию «Чудеса вокруг нас»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность....
Статья "Чудеса вокруг нас"
Статья "Чудеса вокруг нас" о ТРИЗ - технологии....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского)....
Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»
Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....
Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»
Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....
экспериментальная деятельность «Чудеса вокруг нас»
Цель:Создание условий, способствующих формированию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:Образовате...