«Чудеса вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
- уточнить знания детей о лесе и его обитателях,
- продолжать учить классифицировать растения и животный мир леса;
- упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев;
- развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;
- уточнить представления о появлении растений, насекомых, земноводных, птиц;
- развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, память, мышление, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
2. Задачи на развитие связной речи:
- формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы; закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб — дубовый, клен — кленовый, береза — березовый, осина — осиновый), в составлении относительных прилагательных, развивать эмоциональность речи, сообразительность.
3. Воспитательные задачи:
- формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; учить применять новые способы преобразования впечатления,
- учить проявлять интерес к окружающей действительности, заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде, не разрушать условия жизни лесных обитателей;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
музыкальное и мультимедийное сопровождение («Времена года» П.И.Чайковского); макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и нарисованные листочки этих деревьев; карта – инструкция; игрушка Лягушка; альбомы «Насекомые», «Птицы»; модели насекомых (бабочка); загадки и стихи из книги-учебника для малышей В. Степанова «Родная природа»; карты - схемы для зрительного восприятия, для составления описательных рассказов про птиц; пазлы «Что сначала, что потом» (бабочка, лягушка).
Предварительная работа: чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика» В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук»: игра с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» Прогулки в лес, рассматривание и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада. Наблюдение за насекомыми в летне-осенний период на прогулках, знакомство с моделями существенных признаков насекомых. Детско- родительские проекты по темам: «Насекомые и их мир», Наши друзья – птицы!»
Ход игры - путешествия:
Звучит музыка. Дети входят в зал.
Детей встречает «лягушка – путешественница» (воспитатель с куклой - лягушкой).
«Вы, ребята, знаете меня? Лягушка путешественница я!
Много нового и интересного спешу узнать, тайны природы хочу разгадать!
А Вы бы хотели со мной отправиться в увлекательное путешествие? Куда же мы отправимся?
Послушайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, Чудеса
увидишь в нем.
(Лес.)
Лягушка (воспитатель) . Сейчас я расскажу вам сказку о лесе, а отнесет нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза (колдует):
- Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый,
Старый лист газетный,
Красный, разноцветный.
Пасмурно, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток унеси—
В лесу на землю опусти.
Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины, дуба, липы. Дети с лягушкой «приземляются» в лесу.
Лягушка- путешественница: Вот мы и в лесу! А, кто, сумеет разгадать загадку?
Слушайте: Весной веселит, Летом
холодит, Осенью кормит,
Зимой согревает. (Дерево.)
(Ответы детей.)
В лесу много деревьев!
Физкультминутка «Собери листочки к своему дереву»
Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Лягушка- путешественница спрашивает каждого ребенка, какой у него лист.
Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый.
Лягушка- путешественница:
Лягушка- путешественница: Посмотрите вокруг. Лес полон волшебства! Закройте глаза. Какие звуки леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц, шорох насекомых в траве и пр.)
А теперь давайте посмотрим вокруг еще раз. Увидеть все, что есть в лесу, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Путешествовать по лесу нам поможет карта. Мы будем следовать по карте (Приложение № 1), соблюдая инструкцию: две клеточки вправо, одна клеточка вверх! Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить.) Что вы видите?
Дети. Лес, лесок стоит богат, Угощает всех ребят:
Девчонок—земляникой, черникой, голубикой, Мальчишек—
орешками, грибами-сыроежками. Девчонок—малиной,
Мальчишек—хворостиной. Кто на свой пенек не сядет, Того
хворостинка и достанет.
(Дети садятся.)
В лесу растут грибы. Расскажите, какие грибы вы собирали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики.) (предлагается игра «Выбери съедобные грибы») (Приложение № 2)
Лягушка- путешественница: Что еще растет в лесу? Снова пошли по карте: 4 клеточки вправо, 3 клеточки вверх! Молодцы! Это ягоды.
Дидактическая игра «Сравни ягоды». Цель. Закрепить умение сравнивать ягоды. Упражнять в подборе слов, противоположных по значению. Материал. Карточки схемы малины и земляники.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть картинки схемы и найти отличия. Например: Земляника растет низко к земле, а малина – высоко. Земляника мелкая, малина – крупная. У земляники стебель гладкий, а у малины – колючий. У земляники листья мелкие, а у малины – крупные…
И из каких лесных ягод мама варит вам варенье? (Из красной брусники, спелой черники, сочной малины и т.д.)
Игра с мячом «Скажи по- другому».
Цель. Учить детей образовывать относительные прилагательные. Материал. Мяч. Ход игры Суп из грибов - …(грибной суп). Место, где растет много грибов, какое? - … Место, где растет много черники, какое? - … Начинка из грибов, какая? - … Начинка из земляники , какая? - … Пирог с грибами, какой? - … Лист клубники, Какой? - … Лист малины, какой? - … Лист клюквы, какой? - …
Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли? Давайте посмотрим с помощью карты! Одна клеточка вправо, 3 клеточки вверх! Белка – это животное!
Дети. Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все они прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев.
Игра «Найди, кто прячется» (игра на развитие зрительного восприятия) (Приложение № 3)
Лягушка- путешественница: А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А
какой запах! Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? Выполняем команды: 3 клеточки вправо, 2 клеточки вверх! Это бабочка – насекомое! А кто помнит, как появляется бабочка?
Игра в пазлы «Что сначала, что потом! (Приложение № 4)
На Земле великое множество насекомых. На брюшке у них — поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название ≪насекомые≫ — от слова «насекать». У насекомых три части тела - и шесть ног. Насекомые —прожорливы, они едят все: зелень, мелких насекомых...Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие — один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека это можно сказать: трудолюбивый, как...
Дети. ...пчела.
Лягушка- путешественница: Назойливый, как...
Дети. ...муха.
Загадки (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки.)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
Имя взял у кузнеца,
Цвет—у огурца,
Крылья—у морошки,
Ножки—у блошки.
(Кузнечик.)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит—стрекочет.
(Стрекоза.)
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(Муравей.)
Разбойник садовый,
Поясок медовый.
(Шмель.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка.)
Лягушка- путешественница: Кто лишний? Почему?
Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки (бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, шмель, лягушка, паук).
Дети. Это лягушка. Лягушка—животное. Она проводит часть жизни в воде, а часть—на суше. Найдите, есть ли лягушка на нашей карте?
Лягушка- путешественница: А что вы знаете о жизни лягушек? Как появляются лягушки? Мы сможем двигаться дальше, если вы отгадаете моё задание «Что сначала, что потом» (предлагается составить с помощью пазл схему появления лягушки) (Приложение № 5)
Лягушка- путешественница: Вы успешно справились! Молодцы!
Пойдем дальше. А вот и болото. Здесь моё самое любимое место.
Не проедешь, не пройдешь,
Обойдешь сторонкой,
И водицы не попьешь с синеватой
пленкой.
Между кочек и зыбей,
Моха и гнилушек—
Государство журавлей, Уток и
лягушек.
А как же нам через него перебраться
и не завязнуть?
1-й ребенок. Настелить дорожку из веток, упавших деревьев.
2-й ребенок. Наклонить большое дерево, зацепиться за него и
перелететь по воздуху.
3-й ребенок. Позвать журавлей, сплести сетку и попросить,
чтобы они нас в ней перенесли, или как в сказке «Лягушка-
путешественница».
4-й ребенок. Прыгать с кочки на кочку.
5-й ребенок. Взять палки и проверить глубину болота.
Дети решают перепрыгивать болото по кочкам.
На болоте нет дорог,
Мы по кочкам—скок да скок.
Лягушка- путешественница: Вот мы из болота и выбрались. Как же нам
Дорогу домой найти? Может спросить у кого-нибудь из тех, кто умеет летать
и с высоты все видит: у птиц?
Кто какую птицу желает спросить, опишите нам, а мы попробуем угадать?
Составление описательных рассказов детьми по схеме (Приложение № 6)
За ваши знания получите в подарок от птиц волшебное перышко, оно и поможет Вам добраться до дому!
Игра с волшебным перышком «Зверь, птица, насекомое»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят: «Мы по лесу шли, перышко нашли. Зверь, птица, или насекомое?» В это время Лягушка- путешественница выбирает одного из детей, который закрывает глаза, и дает ему в руки перышко.
Лягушка- путешественница. Раз, два, три!
Ребенок крутится вокруг себя, останавливается, указывая перышком на кого-нибудь из детей, и произносит, например, «зверь». Ребенок в кругу берет перышко с другой стороны и называет любого зверя («медведь») (насекомое — «бабочка», птица — «синица»).
Лягушка- путешественница. Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья... (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке — одна, указательным и большим — две и т. д., пятью — дождь, стучим пальчиками о пол.)
Нам лягушка такая погода нравиться, я попрыгала дальше, а Вам ребята пора в детский сад! А теперь пора прощаться. И не забывайте, что полон лес, И загадок, и чудес! Дружите с природой!
4. Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»/Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова – Академия развития, 2003 – 112с.
2. Баймашева В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями./В.А. Баймашева, Г.М. Охапкина – М.: «Издательство Скрипторий «003», 2008. – 72с.
3. Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 — 128 с.
4. Воронкевич О.А., («Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2004, 85 стр.
5. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/О.Ф. Горбенко – Волгоград: «Учитель», 2008. – 103с.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Методическое пособие/С.Н. Николаева - Издательство: Москва «Просвещение», 2002г - 208с.
7. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду /Н.А. Рыжова – М.: «Карапуз», 2001. – 115с.
8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду/О.А. Соломенникова – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию «Чудеса вокруг нас»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность....
Статья "Чудеса вокруг нас"
Статья "Чудеса вокруг нас" о ТРИЗ - технологии....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского)....
Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»
Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....
Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»
Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....
экспериментальная деятельность «Чудеса вокруг нас»
Цель:Создание условий, способствующих формированию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:Образовате...
Занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе Тема: «Чудеса вокруг нас»
Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кля...