«Влияние художественного слова на развитие детей»
консультация (средняя группа)
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_hudozhestvennogo_slova_na_razvitie_detey.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Влияние художественного слова на развитие детей»
Актуально звучат сейчас слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…». Эти слова подчеркивают значение художественного слова в эмоциональном, нравственно-эстетическом и умственном воспитании детей.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Б. М. Теплов подчёркивал, что художественное слово захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Чтобы реализовать воспитательные возможности художественного слова, педагогам необходимо создать определенные условия. В группе необходимо создать эмоциональную атмосферу заинтересованности, воспитывать у детей желание слушать, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах.
В дошкольный период ребёнок является слушателем и зрителем книги, и роль педагогов особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача взрослых.
3. Основные задачи по воспитанию интереса к художественному слову :
- привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- предоставление возможности наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
- помощь в видении образа за словами и передача его в разговоре, рисунке, движении;
- обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.
Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благоприятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение действий, приучить так как это одно из условий полноценного и разностороннего развития детей.
5. Художественное слово может быть использовано в любом режимном моменте: зарядке, НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов деятельности в любой группе ДОУ.
В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при привитии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь – это короткие простые фольклорные произведения: потешки, попевки, короткие сказки.
В младшей группе к потешкам, попевкам, сказкам, добавляются загадки. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
6. Воспитание интереса у детей к художественному слову мною осуществлялось и осуществляется не только на специальных занятиях по художественному чтению и рассказыванию, но и в:
- утренние часы, например, для подержания у детей радостного настроения.
- на прогулке, например, для того чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, можно использовать стихотворение Плещеева «Осень наступила»;
7. - во время наблюдения за птицами прочитать детям стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка»
Работала не только над тем, чтобы привлечь внимание ребенка к книге, но и вызывать у него потребность прикоснуться к ней, рассмотреть, узнать содержание. Очень хорошо в этом помогает грамотно оформленный в группе книжный уголок.
8. Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения. Они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные издания.
Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.
Начиная с младшей группы, надо подводить детей к различению жанров, то есть, при знакомстве с художественным произведением, мы называем жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю вам рассказ (стихотворение)». Также стараемся избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Только чётко - сказка, рассказ, стихотворение.
Когда работа с художественным текстом становится для детей привычным делом, я предлагаю детям найти на картинке любого понравившегося героя произведения лисичку, воробья, мишку, зайчика. Картинки для работы подби. Они должны отвечать следующим требованиям:
- быть яркими, красочными,
- максимально реалистично изображать персонажей,
- быть подлинно художественными.
9. В своей работе я придерживаюсь такой методики проведения рассказывания сказок:
1. Предварительное разъяснение непонятных слов.
2. Подготовка воспитателя к рассказыванию (рассказ воспитателя является образцом, которому дети будут следовать).
3. Обстановка должна быть естественная, непринуждённая.
4. Первое знакомство с новой сказкой обязательно сопровождаем показом иллюстраций.
5. Одну и ту же сказку можно рассказывать несколько раз.
10. Наравне со сказкой, как фактор воспитания интереса к художественному слову поставлено стихотворение, с помощью которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка.
11, 12. При заучивании малышами стихов учитываются возрастные особенности восприятия и памяти детей. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность образов сочетаются с динамикой действия. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршак и других.
13, В своей работе я также не выпускаю из вида такой раздел художественной литературы, как – загадки. Загадки – полезное упражнение для ума. С помощью загадки можно проверить усвоение детьми значения слова.
.
14. В своей работе по воспитанию интереса к художественному слову я не только воспитываю и развиваю самих детей, но и убеждаю, просвещаю и настраиваю родителей детей на то, чтобы оно заняло достойное место в жизни, сердце каждого ребёнка.
15. Таким образом, можно сделать вывод, это создание необходимых психолога – педагогических условий в ДОУ : организованная развивающая среда, соблюдение методических рекомендаций при организации занятий при ознакомлению с художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку помогут воспитателю сформировать интерес у малышей к художественному слову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
Влияние художественного слова на творчество детей
О том как художественное слово влияет на творчество детей...
Влияние художественной литературы на развитие детей раннего возраста.
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интелекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.Чем раньше приобщать ребенка к книге, тем успешнее он будет разв...
Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к художественному творчеству. Значимость художественного слова в развитии дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...
День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"
Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...
Влияние художественного слова на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Культурно-гигиенические навыки (далее КГН) – это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самог...
Обобщение опыта по самообразованию «Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»
Обобщение опыта по самообразованию:«Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»...