Обобщение опыта работы на тему: «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Нажмутдинова Руфия Фаимовна

Повышение уровня знаний педагогов ДОУ по использованию занимательного материала по ФЭМП для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rmo_po_femp2.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

Обобщение опыта работы на тему:

«Логико-математические игры и упражнения

в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Воспитатель: Нажмутдинова Руфия Фаимовна

Цель: повышение уровня знаний педагогов ДОУ по использованию занимательного материала по ФЭМП для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Развивать творческий потенциал педагогов  ДОУ.

               2. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию занимательного материала по ФЭМП,  направленных на развитие логического мышления. (слайд №2)

 Известно, что Математика – мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Дети удивительно активны и любознательны, они просто, как губка впитывают в себя все, что происходит вокруг. (Слайд №3)

 Основной вид деятельности детей дошкольного возраста это игра, которая имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

Работая с детьми не первый год, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре. (слайд 4,5)

Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, я разделила его условно на 3 группы:

  • Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм»
  • Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные.
  • Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи». (слайд № 6,7)

Остановимся на некоторых из них.

  1. Игры со счетными палочками.

Краткий экскурс в историю: Игра со счетными палочками имеет древние корни.

Наши предки играли в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол.

Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывал тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретал необходимую ловкость пальцев, а также развивал терпение и выдержку.

Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее. (слайд № 8.9.10)

  1. Словесные игры «Задачки-шутки».

Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности.

Примеры

  1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
  2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
  3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
  4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
  5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
  7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
  8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

Головоломки.

Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.

Признаюсь честно, кого-то из детей эти игры сразу не заинтересовали, других привлекли самые простые, у некоторых что-то не получалось. Не стоит огорчаться из-за этого. Процесс развития ребенка, его интеллектуальных способностей идет неравномерно. Сотрудничество с взрослым, его помощь разбудят дремлющие силы, интерес и вкус к решению интеллектуальных задач.

Детям старшего дошкольного возраста могу предложить уже игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов, такие как игра «Танграм» (слайды № 11,12,13,14)

Дидактические игры с цветными крышками.

Дидактические игры с крышками – уникальный по своим дидактическим возможностям материал. «Почему именно крышки?» – спросите вы.

  • Крышки легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время.
  • Крышки от пищевых продуктов, значит, допущены санитарными нормами.
  • Играть крышками можно как за столом, так и на ковре.

Я использовала дидактические игры с цветными крышками на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в конструировании, в совместной, индивидуальной деятельности.

С маленькими детьми уместно начать изучать цвет, нанизывать и приставлять крышечки, что полезно для развития тонкой моторики.

Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов.

Игры с цветными крышками помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать. (слайды №15, 16)

Примеры игр

«Подбери цвета» - знакомить детей с пятью цветами путем подбора по образцу, обогащать активный словарь за счет названий цветов.

«Украсим салфетку» - закреплять умение детей подбирать фигуры, ориентируясь на цвет.

«Заполни клеточки» - продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать навык самоконтроля и самооценки(учить логически объяснять свои действия).

«Расставь фигуры» - продолжать учить детей решать логические задачи на основе словесной инструкции:

  • Расставь крышки так, чтобы белый был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым.
  • Расставь крышки так, чтобы красный был между синим и зеленым, а зеленый был рядом с желтым.

Игры с цифрами.

«Помоги кукле» - кукла говорить не может, она показывает карточку с числом, сколько предметов ей надо, ребенок выкладывает на тарелочку нужное количество предметов.

«Назови соседей», «Круги Луллия», «По порядку стройся» и т.д.

 ( слайды № 17, 18)

   

Самостоятельная игровая деятельность.

Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как в самостоятельных играх тренируются умения совершенствовать умелость и интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Вывод: Итак, на мой взгляд, без использования дидактических математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, творческих способностей и других личностных качеств. Их многообразие и доступность помогают нам успешно планировать и реализовывать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста и как следствие, последующего его школьного обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеКаждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остатьсяхудожником, выйдя из детского возраста.Пабло Пикассо Вашему вниманию,  предлагается обобщенный опыт работы : «Использо...

Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

Дидактические игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников

Возникновение и развитие воображения является социально-обусловленным процессом. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения и только в общении с ним ребенок осваивает общественно выра...

Обобщение опыта работы по теме «Музыкально-дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки»

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на развитие личности ребенка. Через приобщение к музыкальному искусству в дошкольнике активизируется творческий потенциал, происходит развитие и...

Картотека "Игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников"

Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если малыш в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обрете...

Консультация - практикум "Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников"

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих: мышления; восприятия; внимания; памяти и воображения....