Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи
план-конспект занятия (средняя группа)

Коваленко Оксана Владимировна

Открытое занятие для детей средней группы, по развитию речи, по лексической теме "Моя семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в средней группе

учитель-логопед  МДОУ «Детский сад № 109»

Коваленко О.В.

Тема: «Моя семья»

Возраст: 4-5лет

Цель: Формировать образ «я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, гендерной, семейной принадлежности. Закрепить представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). 

Виды задач

Интеграция образовательных областей

Предпосылки УУД

  1. Обучающие:

1.1. Закрепить названия родственных отношений в семье;

1.2. Систематизировать знания о роли семьи в жизни человека.

Познавательное развитие

Познавательные (логические) УУД: анализ – выделяет существенные признаки объектов.

Познавательные (обще учебные) УУД: создаёт, использует, преобразовывает наглядные модели (знаково-символические).

Регулятивные (контроль) УУД: осуществить действие по

 образцу и заданному правилу; сравнить свой результат с образцом.

Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД: интегрируется в группу сверстников.

Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог.

1.3.Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Семья»;

1.4.Формировать у детей понимание родственных и гендерных отношений в семье (бабушка, дедушка, папа, мама, дети, братья, сёстры; мальчики-девочки,  мужчины-женщины);

1.5.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Речевое развитие

                                                                                                              2. Развивающие:

2.1. Развивать целостное восприятие предмета.

2.2. Развивать память и внимание.

2.3. Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;

Познавательное развитие

Познавательные (обще учебные) УУД: понимает смысл

заданного.

Регулятивные (контроль) УУД: осуществить действие по образцу и заданному правилу; сравнить свой результат с образцом; способен увидеть ошибку, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог.

Личностные (смыслообразование) УУД: проявляет осознанный познавательный интерес.

2.4.Создать условия для активного отдыха в динамической  паузе «Всё наоборот», «Кто ты мне?»

.2.5. Развивать зрительно-моторную координацию.

Физическое развитие

2.6. Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

2.7.Развивать монологическую речь.

Речевое развитие

                                                                                                               3. Воспитательные:

3.0.Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;

3.1.Воспитывать интонационную выразительность речи

3.2. Воспитывать самостоятельность.

3.3.Воспитывать усидчивость, умение слушать взрослого и товарища.

Социально-коммуникативное

развитие

Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД: позитивно относится к процессу учебного сотрудничества.

Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог.

Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД:

проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношению к растительному миру.

                                                                                                               4. Коррекционные

4.0  Учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа.

              Речевое развитие

Регулятивные (саморегуляция) вносит необходимые изменения в свой план и способ действия, как по указанию взрослого, так и самостоятельно.

Предварительная работа с детьми: 

- фамилии, имени, отчества и профессии родителей;

-Рассматривание семейных фотографий;

-Нарисовать рисунок, с изображением своей семьи, для составления рассказа.

-Методические приемы:

- игровая мотивация,

-игра «Всё наоборот»,

-смена статического положения,

-использование динамической паузы,

-работа с дидактическим материалом,

-звуковая культура речи,

-сюрпризный момент,

-использование наглядности,

-вопросы к детям,

-рассказ из личного опыта,

-рефлексия.

Предварительная работа:

  • Подготовить интерьер группы: создать атмосферу;
  • Подготовить сюжетную картину «Семья»;
  • Подготовить демонстративный материал, картинки с изображением членов семьи;
  • Приготовить схему для составления рассказа-описания;
  • Магнитно-маркерная доска;
  • Небольшой мягкий мяч, массажный мяч
  • Нарисовать с детьми с, их семью.

Словарная работа: семья, члены семьи, профессии, глаголы.

Методические приёмы:

  • Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материалов);
  • Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • Игровые (использование сюрпризных моментов);
  • Поощрение, анализ занятия.

Оборудование и материалы ООД:

  • Сюжетная картина «Семья»
  • Картинки с изображением членов семьи;
  • Схема для составления рассказа - описания;
  • Мягкий мяч;
  • Массажный мяч;
  • Рисунки детей;
  • Магнитофон;

Структура занятия:

  • «Введение» поздороваемся не по- простому, а по -музыкальному ( дети пропевают: «Доб-ро-е  ут-р-о-о-о-о-»;
  • Игра «Всё наоборот»» (с мячом);
  • Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик»;
  • Игра «Кто ты мне?» (с мячом);
  • Составление рассказа о семье по схеме;
  • Подведение итогов.

Ход ООД

Этапы ООД

Продол

житель

ность

Задачи

Методы, приёмы, формы

Ход ООД

1.Организационный этап (подготовка к ООД)

1 мин.

1.5

2.1

2.4

3.2

3.3

Дети входят в группу, их встречает учитель-логопед

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Посмотрите, к нам сегодня

пришли  гости. Давайте с ними поздороваемся не по- простому, а по -музыкальному

Дети: пропевают: «Доб-ро-е  ут-р-о-о-о-о-»

Учитель-логопед:  Ребята, наш день начался с доброго слова.

 Посмотрите к нам в окошко заглянуло солнышко. А чтобы солнышко не исчезло,

вы должны быть внимательными, послушными и конечно помогать друг другу.

Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.

Дети присаживаются на стульчики

2.Мотивационный этап (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию)

1 мин.

1.5

2.3

2.4

2.5

Учитель-логопед: Ребята, наш день начался с доброго слова. Посмотрите к нам  в окошко заглянуло солнышко. А чтобы солнышко не исчезло, вы должны быть внимательными, послушными и конечно помогать друг другу.

3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации и знаний)

4 мин.

1.1

1.2

1.3

1.4

2.4

2.5

3.1

3.2

3.3

Беседа

Обобщение ответов детей

Проблем-ный вопрос

Учитель-логопед:

 -Мои хорошие, давайте поиграем в игру с мячиком «Всё наоборот». Я буду называть,

какой может быть человек, и бросать кому-то из вас мяч. Тот, у кого мяч, должен назвать

 слово-признак «наоборот» и вернуть мне мяч. Например, я произношу сочетание

слов: «Грустный человек». А кто-то из вас ответит: «Весёлый человек».

                                                Игра «Всё наоборот»

         (с мячом)

-Узкая дорожка (широкая дорожка)

-Новая книжка (старая книжка)

-Высокий дом (низкий дом)

-Мокрое полотенце (сухое полотенце)

Учитель-логопед:Ребята. Скажите пожалуйста как можно назвать всех, кто пришёл сегодня

на наше занятие?

Дети: мальчики и девочки, люди.

Учитель-логопед:У каждого из вас есть свой дом, место где вы живёте. Расскажите, какие

ещё люди живут вместе с вами в квартире.

Дети: Дети называют родственников: пап и мам, бабушек и дедушек, сестёр и братьев.  Учитель-логопед: Все названные вами люди-это ваши родственники. Человек окружён ими сразу после своего рождения. А как можно назвать одним словом всех ваших родственников?

Дети: Семья!

Учитель-логопед Сегодня мы поговорим о семье. Но сначала давайте поиграем.

                                  Пальчиковая гимнастика  «Пальчик-мальчик»

Содержание упражнений/выполняемые действия:

Пальчик-мальчик, где ты был?(Обращение к большому пальцу)

 С этим братцем- в лес ходил.

С этим братцем-щи варил.

С этим братцем-кашу ел.

С этим братцем-песни пел. (Большой палец прикасается к кончикам остальных по очереди)

4.Этап решения проблемной ситуации

12 мин.

1.1

1.2

1.3

1.4

2.2

2.3

2.4

2.5

3.2

3.3

4.0

Физическое упражнение:  показ движений, устная инструкция

Беседа

(опорные картинки)

Учитель-логопед

-Скажите, что такое семья? (ответы детей)

Учитель-логопед: Правильно, ребята вы все сказали. Семья-это дом. Семья-это радость, любовь, счастье, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети.

Учитель-логопед : Скажите пожалуйста, а какие бывают семьи?

Дети: Маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые,  трудолю-бивые.

Учитель-логопед:  все члены семьи связаны между собой невидимыми  ниточками-родственными отношениями. Сейчас мы проверим знаете ли вы, кто в семье кем кому приходится.

Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросайте мне мяч назад и отвечайте на вопрос.

                                               Игра «Кто ты мне?»

                                                            (с мячом)

  • Я тебе мама, значит ты мне (дочь, доченька, сын, сынок)
  • Я тебе бабушка-ты мне (внук, внучек, внучка)
  • Я тебе сестра -ты мне (братишка, сестренка)
  • Я тебе брат- ты мне (братишка, сестренка)
  • Я тебе дедушка –ты мне (внук, внучка, внученька)
  • Я тебе папа–а ты мне (дочь, сын, сынок)

Учитель-логопед: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отноше-

ниях. Присаживайтесь на свои места.

5.Этап закрепления знания в играх

1 мин.

1.1

1.2

1.5

2.6

2.7

3.0

3.1

3.2

3.3

Беседа

Обобщение ответов

(устная инструкцияиндивиду-альные указания, опорные схемы-образцы

Учитель-логопед:  На этом сюрпризы не заканчиваются. Посмотрите на доску.

-Что вы видите?

                               ( выставляется картина семьи)

Учитель-логопед:  Как вы правильно сказали, на картине фотография большой и друж-

ной семьи. Семья-это не только наши родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и

сестры.

Учитель-логопед:  Давайте еще раз вместе произнесем это волшебное слово: «Семья».

(Дети произносят)

Учитель-логопед:  Молодцы. Ребята а нашу группу можно назвать одной семьей?

Дети: Да.

Учитель-логопед:  А сейчас возьмите свои рисунки, на которых вы нарисовали свою семью. И поочерёдно расскажите о своей семье.

Дети: Рассказывают короткий рассказ о своей семье по плану.

План:        

1.Ребенок. (Твое имя)

2.Состав семьи (Имена родителей и членов семьи)

3. Профессия папы

4.Профессия мамы

5.Бабушка и дедушка (какие они?)

6 (.Рефлексивный этап (подведение итогов ООД, самооценка детей)

2 мин.

1.1

1.2

2.1

2.2

2.3

2.6

3.3

Беседа

Вопросы

Обобщение ответов

Учитель-логопед:   Молодцы, ребята! Все справились с задание. У всех получились хорошие рассказы. Вам понравилось составлять рассказ по своим рисункам?

Дети: Да

Учитель-логопед:  Наша занятие подходит к концу.

Учитель-логопед:  Подведение итогов, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий на тему «Хрюша в гостях у ребят»

Образовательная область: речевое развитие.Вид ОД: комплексная.Педагогическая технология: ТРИЗ технология, здоровьесберегающие технологии - упражнение на речевое дыхание, физкультминутка.Виды детской д...

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи:"Братья звуки Р и РЬ"

Содержание материала в конспекте полностью раскрыло тему,сюрпризные моменты очень понравились детям и родителям....

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи

- связная речь: продолжать учить давать описание внешнего вида животных, их характерных признаков; - словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детёнышей животны...

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи по теме "Дом, квартира"- "Три поросенка"

В занятии идет закрепление понятий "Дом, квартира", словообразование, используются элементы на развитие фонематического восприятия....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»

Цели:  закрепить умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить отвечать полными предложениями, развивать речь, творческие способности, любовь к сказкам, ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «КОШКА С КОТЯТАМИ»

Цель:познакомить детей с домашними животными (кошка и котёнок).учить рассматривать и сравнивать игрушки по величине, различать и называть части тела животных, отвечать на вопросы, произносить зву...