Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи
план-конспект занятия (средняя группа)
Открытое занятие для детей средней группы, по развитию речи, по лексической теме "Моя семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe_2024g._pravelnyy.docx | 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи в средней группе
учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 109»
Коваленко О.В.
Тема: «Моя семья»
Возраст: 4-5лет
Цель: Формировать образ «я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, гендерной, семейной принадлежности. Закрепить представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.).
Виды задач | Интеграция образовательных областей | Предпосылки УУД |
| ||
1.1. Закрепить названия родственных отношений в семье; 1.2. Систематизировать знания о роли семьи в жизни человека. | Познавательное развитие | Познавательные (логические) УУД: анализ – выделяет существенные признаки объектов. Познавательные (обще учебные) УУД: создаёт, использует, преобразовывает наглядные модели (знаково-символические). Регулятивные (контроль) УУД: осуществить действие по образцу и заданному правилу; сравнить свой результат с образцом. Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД: интегрируется в группу сверстников. Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог. |
1.3.Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Семья»; 1.4.Формировать у детей понимание родственных и гендерных отношений в семье (бабушка, дедушка, папа, мама, дети, братья, сёстры; мальчики-девочки, мужчины-женщины); 1.5.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. | Речевое развитие | |
2. Развивающие: | ||
2.1. Развивать целостное восприятие предмета. 2.2. Развивать память и внимание. 2.3. Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей; | Познавательное развитие | Познавательные (обще учебные) УУД: понимает смысл заданного. Регулятивные (контроль) УУД: осуществить действие по образцу и заданному правилу; сравнить свой результат с образцом; способен увидеть ошибку, как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог. Личностные (смыслообразование) УУД: проявляет осознанный познавательный интерес. |
2.4.Создать условия для активного отдыха в динамической паузе «Всё наоборот», «Кто ты мне?» .2.5. Развивать зрительно-моторную координацию. | Физическое развитие | |
2.6. Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; 2.7.Развивать монологическую речь. | Речевое развитие | |
3. Воспитательные: | ||
3.0.Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; 3.1.Воспитывать интонационную выразительность речи 3.2. Воспитывать самостоятельность. 3.3.Воспитывать усидчивость, умение слушать взрослого и товарища. | Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД: позитивно относится к процессу учебного сотрудничества. Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог. Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД: проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношению к растительному миру. |
4. Коррекционные | ||
4.0 Учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа. | Речевое развитие | Регулятивные (саморегуляция) вносит необходимые изменения в свой план и способ действия, как по указанию взрослого, так и самостоятельно. |
Предварительная работа с детьми:
- фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
-Рассматривание семейных фотографий;
-Нарисовать рисунок, с изображением своей семьи, для составления рассказа.
-Методические приемы:
- игровая мотивация,
-игра «Всё наоборот»,
-смена статического положения,
-использование динамической паузы,
-работа с дидактическим материалом,
-звуковая культура речи,
-сюрпризный момент,
-использование наглядности,
-вопросы к детям,
-рассказ из личного опыта,
-рефлексия.
Предварительная работа:
- Подготовить интерьер группы: создать атмосферу;
- Подготовить сюжетную картину «Семья»;
- Подготовить демонстративный материал, картинки с изображением членов семьи;
- Приготовить схему для составления рассказа-описания;
- Магнитно-маркерная доска;
- Небольшой мягкий мяч, массажный мяч
- Нарисовать с детьми с, их семью.
Словарная работа: семья, члены семьи, профессии, глаголы.
Методические приёмы:
- Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материалов);
- Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- Игровые (использование сюрпризных моментов);
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование и материалы ООД:
- Сюжетная картина «Семья»
- Картинки с изображением членов семьи;
- Схема для составления рассказа - описания;
- Мягкий мяч;
- Массажный мяч;
- Рисунки детей;
- Магнитофон;
Структура занятия:
- «Введение» поздороваемся не по- простому, а по -музыкальному ( дети пропевают: «Доб-ро-е ут-р-о-о-о-о-»;
- Игра «Всё наоборот»» (с мячом);
- Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик»;
- Игра «Кто ты мне?» (с мячом);
- Составление рассказа о семье по схеме;
- Подведение итогов.
Ход ООД
Этапы ООД | Продол житель ность | Задачи | Методы, приёмы, формы | Ход ООД | ||
1.Организационный этап (подготовка к ООД) | 1 мин. | 1.5 2.1 2.4 3.2 3.3 | Дети входят в группу, их встречает учитель-логопед Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся не по- простому, а по -музыкальному Дети: пропевают: «Доб-ро-е ут-р-о-о-о-о-» Учитель-логопед: Ребята, наш день начался с доброго слова. Посмотрите к нам в окошко заглянуло солнышко. А чтобы солнышко не исчезло, вы должны быть внимательными, послушными и конечно помогать друг другу. Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Дети присаживаются на стульчики | |||
2.Мотивационный этап (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) | 1 мин. | 1.5 2.3 2.4 2.5 | Учитель-логопед: Ребята, наш день начался с доброго слова. Посмотрите к нам в окошко заглянуло солнышко. А чтобы солнышко не исчезло, вы должны быть внимательными, послушными и конечно помогать друг другу. | |||
3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации и знаний) | 4 мин. | 1.1 1.2 1.3 1.4 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 | Беседа Обобщение ответов детей Проблем-ный вопрос | Учитель-логопед: -Мои хорошие, давайте поиграем в игру с мячиком «Всё наоборот». Я буду называть, какой может быть человек, и бросать кому-то из вас мяч. Тот, у кого мяч, должен назвать слово-признак «наоборот» и вернуть мне мяч. Например, я произношу сочетание слов: «Грустный человек». А кто-то из вас ответит: «Весёлый человек». Игра «Всё наоборот» (с мячом) -Узкая дорожка (широкая дорожка) -Новая книжка (старая книжка) -Высокий дом (низкий дом) -Мокрое полотенце (сухое полотенце) Учитель-логопед:Ребята. Скажите пожалуйста как можно назвать всех, кто пришёл сегодня на наше занятие? Дети: мальчики и девочки, люди. Учитель-логопед:У каждого из вас есть свой дом, место где вы живёте. Расскажите, какие ещё люди живут вместе с вами в квартире. Дети: Дети называют родственников: пап и мам, бабушек и дедушек, сестёр и братьев. Учитель-логопед: Все названные вами люди-это ваши родственники. Человек окружён ими сразу после своего рождения. А как можно назвать одним словом всех ваших родственников? Дети: Семья! Учитель-логопед Сегодня мы поговорим о семье. Но сначала давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик» Содержание упражнений/выполняемые действия: Пальчик-мальчик, где ты был?(Обращение к большому пальцу) С этим братцем- в лес ходил. С этим братцем-щи варил. С этим братцем-кашу ел. С этим братцем-песни пел. (Большой палец прикасается к кончикам остальных по очереди) | ||
4.Этап решения проблемной ситуации | 12 мин. | 1.1 1.2 1.3 1.4 2.2 2.3 2.4 2.5 3.2 3.3 4.0 | Физическое упражнение: показ движений, устная инструкция Беседа (опорные картинки) | Учитель-логопед -Скажите, что такое семья? (ответы детей) Учитель-логопед: Правильно, ребята вы все сказали. Семья-это дом. Семья-это радость, любовь, счастье, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети. Учитель-логопед : Скажите пожалуйста, а какие бывают семьи? Дети: Маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолю-бивые. Учитель-логопед: все члены семьи связаны между собой невидимыми ниточками-родственными отношениями. Сейчас мы проверим знаете ли вы, кто в семье кем кому приходится. Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросайте мне мяч назад и отвечайте на вопрос. Игра «Кто ты мне?» (с мячом)
Учитель-логопед: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отноше- ниях. Присаживайтесь на свои места. | ||
5.Этап закрепления знания в играх | 1 мин. | 1.1 1.2 1.5 2.6 2.7 3.0 3.1 3.2 3.3 | Беседа Обобщение ответов (устная инструкцияиндивиду-альные указания, опорные схемы-образцы | Учитель-логопед: На этом сюрпризы не заканчиваются. Посмотрите на доску. -Что вы видите? ( выставляется картина семьи) Учитель-логопед: Как вы правильно сказали, на картине фотография большой и друж- ной семьи. Семья-это не только наши родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры. Учитель-логопед: Давайте еще раз вместе произнесем это волшебное слово: «Семья». (Дети произносят) Учитель-логопед: Молодцы. Ребята а нашу группу можно назвать одной семьей? Дети: Да. Учитель-логопед: А сейчас возьмите свои рисунки, на которых вы нарисовали свою семью. И поочерёдно расскажите о своей семье. Дети: Рассказывают короткий рассказ о своей семье по плану. План: 1.Ребенок. (Твое имя) 2.Состав семьи (Имена родителей и членов семьи) 3. Профессия папы 4.Профессия мамы 5.Бабушка и дедушка (какие они?) | ||
6 (.Рефлексивный этап (подведение итогов ООД, самооценка детей) | 2 мин. | 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.6 3.3 | Беседа Вопросы Обобщение ответов | Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Все справились с задание. У всех получились хорошие рассказы. Вам понравилось составлять рассказ по своим рисункам? Дети: Да Учитель-логопед: Наша занятие подходит к концу. Учитель-логопед: Подведение итогов, рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий на тему «Хрюша в гостях у ребят»
Образовательная область: речевое развитие.Вид ОД: комплексная.Педагогическая технология: ТРИЗ технология, здоровьесберегающие технологии - упражнение на речевое дыхание, физкультминутка.Виды детской д...
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи:"Братья звуки Р и РЬ"
Содержание материала в конспекте полностью раскрыло тему,сюрпризные моменты очень понравились детям и родителям....
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи
- связная речь: продолжать учить давать описание внешнего вида животных, их характерных признаков; - словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детёнышей животны...
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи по теме "Дом, квартира"- "Три поросенка"
В занятии идет закрепление понятий "Дом, квартира", словообразование, используются элементы на развитие фонематического восприятия....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «КОШКА С КОТЯТАМИ»
Цель: познакомить детей с домашними животными (кошка и котёнок)....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
Цели: закрепить умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить отвечать полными предложениями, развивать речь, творческие способности, любовь к сказкам, ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «КОШКА С КОТЯТАМИ»
Цель:познакомить детей с домашними животными (кошка и котёнок).учить рассматривать и сравнивать игрушки по величине, различать и называть части тела животных, отвечать на вопросы, произносить зву...