Проект " Сказочный мир"
проект (младшая группа)
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих отношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Проект «Сказочный мир»
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazochny_mir.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик,
с помощью которого можно открыть эти истоки,
и они забьют животворными ключами»
В. Сухомлинский.
Проект «Сказочный мир»
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники в проекте: дети второй младшей группы №13»Буратино», воспитатели: Калиниченко Жанна Викторовна, Соборова Александра Александровна, муз. руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Пояснительная записка
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» – рассказывать).
Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка – вымысел.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Трудно представить ваше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.
Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.
Чтение сказок – один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом – чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества.
Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.
Задания, вопросы к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку. Таким образом, между ребенком и взрослым возникает более тесный диалог, который и сближает и помогает процессу воспитания, развития. Основным моментом в этой методике является необходимость развития в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви.
В сказках можно найти материал, который поможет детям стать увереннее, терпеливее, научит слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира, ведь сказки – пища для подсознания. Слова забываются – ощущения остаются.
И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.
У ребенка с помощью сказки можно воспитать:
· Волю – сложное и многогранное качество личности.
· Веру в себя – умение противостоять неудачам.
· Смелость – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
· Трудолюбие – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
· Настойчивость – терпение и выдержку при достижении цели.
· Обязательность – умение держать слово.
· Оптимизм – веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
· Целеустремленность – умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
· Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Актуальность
Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Работая с детьми, сталкиваешься с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
Для решения данной проблемы была выбрана работа по ознакомлению со сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:
- развивают слух и произношение;
- формируют понятие «добро и зло»;
- прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим;
- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.
Цель: Воспитывать интерес к сказкам.
Развивать творческие способности детей.
Формировать интерес к окружающему миру.
Задачи:
- Образовательные:
· Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
· Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
· Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.
· Формировать умение пересказывать сказки.
2. Развивающее:
· Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
3. Воспитательные:
· Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.
· Пробуждать интерес к сказкам.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Получение дополнительных знаний о сказках.
- Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы;
- Рассказывать содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя;
- Называть сказку, прослушав отрывок из нее.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.
- Проведение театрализованных представлений по сказкам.
Схема реализации проекта по образовательным областям
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Чтение художественной литературы | |
Чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Петушок и бобовое зернышко», « Рукавичка» | |
Речевое развитие | «Моя любимая сказка», с использованием разных видов театрализации. |
Познавательное развитие | Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса) Конструирование: постройки из строительного материала для Мишутки по сказке «Три медведя» стула, стола, кроватки ; домиков для животных, теремка ( сказки « Теремок», « Рукавичка») Постройки из плоскостных геометрических фигур домика для зверят по сказке «Теремок» |
Социально – коммуникативное развитие | |
Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказкам «Теремок», «Репка» | |
Игры-театрализации, обращать внимание на согласованность в действиях и совместном участии в общем (коллективном) деле | |
Организация «Больницы» для книг, обращать внимание на правила безопасности работы с клеем, ножницами | |
Физическое развитие | |
Физическая культура | Подвижные игры «У медведя во бору», « Мыши в кладовой», « Мыши водят хоровод», « Зайка серенький сидит», «Смелые мышки» Хороводные игры: «Заинька попляши…» Подвижные игры: «Лиса», «Хитрая лиса» Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса) Развитие мелкой моторики рук: использование пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики |
Художественно – эстетическое развитие | |
Музыка | Прослушивание сказок в исполнении Леонида Куравлева, детских песенок по сказкам (Аудиозаписи) Разучивание песенок, пение |
Художественное творчество | Свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам Лепка: «Репка», «Заяц», « Корзиночки для бобов» Аппликация: « Репка » Рисование : « Колобок» Семейный проект «Теремок» с использованием бросового и природного материала |
Игровая деятельность | |
Театрализация | Игры-драматизации по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», Использование театров: пальчиковый, настольный, бибабо, рукавички, маски. |
Дидактические игры | «Мои любимые сказки» «Что изменилось?» «Чего не стало» «Найди по описанию» «Волшебный мешочек» «Собери сказку из частей», «Из какой сказки» и т. д. « Кто лишний» |
Настольно-печатные и развивающие игры | Деревянные настольные игры «Теремок», «Репка» Контурные вкладыши «Репка», «Колобок» Собери пазлы «Курочка Ряба», «Теремок» |
Взаимодействие с родителями
Содержание деятельности | Практические материалы |
Познакомить родителей с планом проведения работы по проекту | План схема по реализации проекта |
Родительское собрание « Роль сказок в жизни ребенка» | Собрание родителей – круглый стол |
Консультации для родителей, индивидуальные беседы | «Сказка в жизни ребенка» « Воспитание сказкой» «Радость встречи с книгой» «Народная сказка в системе воспитания ребенка» |
Информационные стенды-передвижки | «Учите вместе с нами» «Что мы сегодня читали» |
Привлечь родителей к изготовлению ширмы для театра Изготовление книжек-малышек, старые сказки на новый лад (словотворчество совместно с детьми) Семейный проект «Теремок», изготовление домика для сказочных животных Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам | Оформление книжек-сказок с фотоиллюстрациями детей Семейный проект «Теремок» с использованием бросового и природного материала |
Организация праздника «В гостях у сказки» | Презентация книжного уголка |
Разработала и внедрила проект воспитатель: Калиниченко Ж.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сказочный марафон"
Проект "Сказочный марафон" - разработан для педагогов ДОУ. В ходе реализации данного проекта воспитатели приобрели новый опыт работы с детьми и родителями, систематизировали свои знания по теме ...
Дизайн-проект "Сказочный белый город"
Презентация "Дизайн- проекта "Сказочный белый город"- начало....
Дизайн-проект "Сказочный белый город"-окончание
Презентация "Дизайн-проекта "Сказочный белый город" - окончание....
Проект "Сказочное - покрывало"
Данный проект был использован в работе во II младшей группе. Очень интересен в работе....
Проект: "Сказочный мир природы".
Совместный долгосрочный проект педагогов подготовительной группы, посвященный экологическому воспитанию дошкольников с нарушением слуха и сопутствующему решению коррекционных задач....
Проект «Сказочный мир»
Данный проект "Сказочный мир" содержит перспективное планирование по реализации постановки детского музыкального спектакля, сценарий адаптированный для детей младшего , старшего возраста, песенки...
Проект «Сказочное путешествие по миру с детскими писателями и их героями»
«Путешествие во Францию в гости к Шарлю Перро» конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты соц...