Кризисы раннего и дошкольного возраста, особенности и пути преодоления.
статья (младшая группа)

Ранний возраст длится от одного года до трех лет. Этот возраст, как и предшествующие ему, имеет большое значение в развитии, никогда в дальнейшем ребенку не удается столько достичь в психическом развитии, как за эти годы. Л.С.Выготский писал, что когда дошкольник вступает в кризис, то самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что он теряет наивность и непосредственность; а также в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, каким был.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кризисы раннего и дошкольного возраста, особенности и пути преодоления.

Ранний возраст длится от одного года до трех лет. Этот возраст, как и предшествующие ему, имеет большое значение в развитии, никогда в дальнейшем ребенку не удается столько достичь в психическом развитии, как за эти годы.

Сравнивая своеобразие социальных отношений детей раннего возраста с периодом новорожденности и младенчества, Л.С. Выготский писал, что в периоде новорожденности и в младенческом возрасте ребенок не отделен от матери биологически, т.е. сам не передвигается, не питается. Ребенок, который начинает ходить, уже отделяется от матери биологически. Но он еще не отделен от нее психологически, т.е. не имеет представлений о самом себе как об отдельном существе. Первое представление ребенка о самом себе – это представление об отдельности, он начинает отделять себя от вещей и противопоставлять себя вещам.

К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри, в ней появляется двое – ребенок и взрослый, а раньше было «Мы» – единство ребенка и взрослого. Ребенок и взрослый отделились, но деятельность их осталась совместной. Д.Б. Эльконин по поводу своеобразия новой социальной ситуации развития писал, что ребенок теперь живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый все делает не вместо ребенка, а совместно с ребенком.

В этом возрасте предмет играет огромную роль в жизни ребенка, он полностью поглощен предметом. Специфику поведения ребенка в предметном мире рассматривает Л.С. Выготский, обращаясь к исследованию К. Левина. В любой ситуации, в которой оказывается ребенок, имеются разные предметы. От каждого предмета как бы исходит аффект, который может быть притягательным или отталкивающим. Каждый предмет «тянет» ребенка, чтобы он потрогал его, в этом случае от предмета идет побуждающая мотивация, или, наоборот, чтобы не касался вещи, в этом случае идет отталкивающая мотивация. По мнению К. Левина, предмет приобретает повелительный характер.

Л.С. Выготский писал, что всякой вещи присущ побудительный аффект, который приобретает для ребенка раннего возраста характер принудительного аффекта, поэтому он находится в мире вещей и предметов как бы в силовом поле, где на него все время действуют вещи, которые притягивают или отталкивают. Равнодушного отношения к вещам нет. К. Левин писал, что лестница манит, чтобы ребенок прошел по ней, дверь – чтобы открыл, колокольчик – чтобы позвенел и т.д. Каждая вещь провоцирует на действие. Все, что он видит, он хочет потрогать. Ребенок бесконечно деятелен, суетлив, но деятелен он в конкретной ситуации, т.е. делает он только то, на что толкают вещи, вещь притягивает ребенка, он хочет с ней действовать. При этом ребенка не интересуют те вещи, которые находятся вне поля его зрения, например, в другой комнате, как выражался К. Левин, за кулисами ситуации. Чтобы действовать с предметом, ребенок должен видеть его. К. Левин приводит интересный опыт: ребенку было предложено сесть на большой камень, находящийся за спиной, т.е. вне поля зрения малыша. Как только ребенок поворачивался к камню спиной и терял его из вида, он не мог выполнять действия. Некоторые дети, чтобы ощущать камень, держались за него рукой, один ребенок, нагнувшись, смотрел на камень между ног, т.е. ребенок должен знать, что этот предмет присутствует. Такая связанность ребенка с наглядным полем указывает на своеобразную деятельность сознания в этой ситуации. Но еще действовать в предметной ситуации без взрослого ребенок не может, поэтому в этом возрасте появляется ведущая деятельность – предметная.

Д.Б. Эльконин обозначил социальную ситуацию развития в раннем возрасте следующим образом: ребенок - ПРЕДМЕТ – взрослый.

Кризис трех лет

В раннем возрасте ребенок еще психологически не отделен от взрослого, во время кризиса трёх лет происходит эмансипация ребенка от взрослого. Ребенок осознает свое «Я» и активно воздействует на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей.

Л.С. Выготский, опираясь на работы Э. Келлер, выделяет семизвездие симптомов кризиса трёх лет.

Picture background

#1042;озникновение негативизма.

Негативное поведение отличается от непослушания тем, что при негативном поведении ребенок идет в разрез с требованиями взрослых. Почему ребенок отказывается что-то делать? При непослушании ему неприятно это делать, например, прекращать игру или надо что-то сделать, а он не хочет или ему запрещают сделать что-то приятное. Это отрицательная реакция на требования взрослых, а не негативизм. Негативизм – это, когда он не хочет что-то делать, т.к. это предложил кто-то из взрослых. Это реакция не на содержание действия, а на предложение взрослого. Ребенок не делает потому, что его об этом просят. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что на любое предложение взрослого ребенок дает отрицательный ответ. Появляется стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят. При негативизме у ребенка появляется новое отношение к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор. До кризиса было полное единство аффекта и деятельности.

#1059;прямство.

Оно отличается от настойчивости. Настойчивость проявляется тогда, когда ребенок добивается, чтобы что-то было выполнено. Упрямство – это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему сильно хочется, а может быть даже уже и не хочется, а потому, что он это потребовал. Ребенок настаивает на своем требовании. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением, т.е. выступает социальная мотивировка. Анализируя причины упрямства, А.П. Ларин пришел к выводу, что оно возникает при ущемлении свободы ребенка, при ограничении его самостоятельности. В тех случаях, когда требовательность превышает уважение, возникает упрямство типа «обиженного». Когда требовательность мала, а уважения много, то возникает упрямство типа «баловня». Если же к ребенку не предъявляется никаких требований и не проявляется уважения, то у него возникает упрямство «безнадзорности».

3. Строптивость.

Строптивость, по сравнению с негативизмом, безлична, она направлена не против взрослого, а против образа жизни, против норм воспитания. Она выражается в своеобразном детском недовольстве. Ребенок до кризиса был ласковым, послушным, а в кризисе становится строптивым, бунтует.

4. Своеволие, своенравие.

Оно проявляется в тенденции ребенка к самостоятельности, он все хочет делать сам.

Эти симптомы Л.С. Выготский называет основными. Есть второстепенные симптомы.

5. Протест – бунт.

Все поведение приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними, возникают частые ссоры.

6. Обесценивание.

Ребенок все обесценивает, отказывается от любимой игрушки, в речи появляются слова и термины, обозначающие все плохое, отрицательное. Это все относится к вещам, которые никакой неприятности ребенку не приносят.

7. Деспотизм.

У ребенка появляется желание проявлять власть по отношению к окружающим, например, он требует, чтобы мама не уходила из комнаты. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Если в семье есть дети, то появляется ревность.

Все эти симптомы направлены против опеки, ребенок желает освободиться от нее, проявляет самостоятельность. Ребенок выступает как трудновоспитуемый. Из милого дитя, которое все носили на руках, он превращается в существо строптивое, упрямое, отрицающее все, ревнующее, деспотичное, т.е. за короткое время изменяется его облик. Ребенок может ругать мать, игрушки, со злости их разломать, т.е. появляются конфликты.

Все симптомы вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей, т.е. на оси социальных отношений. Происходит эмансипация ребенка от взрослого. Кризис протекает

как кризис социальных отношений. Что перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, социальные взаимоотношения ребенка и окружающих, т.е. складывается новая социальная ситуация развития.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дошкольный возраст охватывает отрезок времени от 3 лет и до поступления ребенка в школу, т.е. до 6 – 7 лет. У детей этого возраста увеличивается рост, вес тела, вес мозга достигает до 1110 – 1350 г. Возрастают регулирующая роль коры головного мозга и ее контроль над подкорковыми отделами, благодаря этому нормализуется соотношение между возбуждением и торможением, ребенок может ограничивать свои действия и поведение, возрастает скорость образования условных рефлексов.

В ходе кризиса трех лет социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Л.И. Божович по этому поводу писала, что если в раннем возрасте деятельность ребенка осуществляется в сотрудничестве со взрослым, то в дошкольном возрасте он способен самостоятельно удовлетворить многие свои потребности и желания, причем он не только способен к этому, но и стремится это сделать, т.е. активно действует сам. В результате совместная деятельность со взрослым как бы распадается, вместе с этим ослабевает и непосредственная способность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Но ребенок привык жить вместе со взрослыми, эта тенденция сохраняется. Взрослый продолжает оставаться тем притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Прежнее эмоциональное отношение ребенка ко взрослому не пропадает и даже не ослабевает. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых. Но совместная жизнь со взрослым должна быть уже другая, не такая, как прежде. Это должна быть жизнь ребенка в жизни взрослых, т.к. происходит эмансипация ребенка от взрослых

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «я сам», т.е. от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни.

Кризис семи лет

Л.С.Выготский писал, что когда дошкольник вступает в кризис, то самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что он теряет наивность и непосредственность; а также в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, каким был.

Общее в симптомах кризиса:

Первое отличие – ребенок начинает манерничать, капризничать, в поведении появляется вертлявость, паясничанье, клоунада. Он утрачивает непосредственность, у него появляются какие-то не совсем понятные странности. Утрата детской непосредственности – это результат дифференциации внешней и внутренней жизни.

Л.С. Выготский пояснял, что наивность свидетельствует о том, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Утеря непосредственности означает привлечение в поступки интеллектуального момента, т.е. внешне он один, а внутренняя жизнь совсем другая (себе

на уме).

Другая отличительная черта – возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я сержусь» и т.д. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит). Он начинает обобщать переживания. Мир (среда, в котором ребенок живет – жилплощадь, игрушки, одежда и др.) остается прежним, а отношение к нему ребенка меняется.

У ребенка нет еще настоящей самооценки, самолюбия. Л.С. Выготский отмечал, то уровень запросов к себе, к своему успеху, положению возникает в связи с кризисом семи лет. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка остаются, а симптомы кризиса (манерничанье и пр.) преходящи.

В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, а также, что возникает смысловое переживание – появляется и острая борьба переживаний. Это возможно тогда, когда ребенок впервые понимает свои переживания, когда возникает внутреннее отношение к ним. Среда остается прежняя, родители те же, отношение то же. Но вроде бы без всякой причины ребенок, который вел себя хорошо, был послушен и ласков, вдруг становится капризным, злым, упрямым.

Л.И. Божович писала, что во время кризиса семи лет у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального Я. Именно в это время формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. Как и во всех кризисах, если обстоятельства не позволяют проявиться активности, то у ребенка возникает протест.

У детей 6–7 лет появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять более серьезную деятельность. Психологическая сущность этих стремлений примерно такая же, как и в кризисах одного года и трех лет – дети стремятся к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности.

Появление этих стремлений подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает тогда, когда он осознает себя не только как субъекта действия (что было в раннем возрасте), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Это подготавливается теми психическими новообразованиями, которые возникали в процессе социализации ребенка, он уже способен осознать себя, т.е. у ребенка появляется осознание своего социального Я.

Новый уровень самосознания выражается в его «внутренней позиции», который появляется в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся психологических особенностей, ребенком обобщаются и складывается центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, к самому себе, к окружающим людям.

Возникновение этого новообразования – переломный пункт в развитии ребенка. Дошкольника перестает удовлетворять прежний образ жизни, он хочет занять новую позицию – школьника.

В кризис семи лет впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией. Появление внутренней позиции школьника является центральным новообразованием, которое подготавливается на протяжении всего дошкольного возраста. Это и есть новый этап в формировании личности ребенка. Начало обучения способствует удовлетворению стремлений дошкольников. Отодвигание сроков обучения приводит к углублению негативных явлений переходного периода. Ребенок перестает удовлетворяться игрой.

И так подитожим:

Но не все так страшно. Позвольте предложить Вам некоторые советы:

Picture background

Список литературы:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. - М. :

Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с.

2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная

психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям

психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

3. Выготский, Л. С. Кризис трех лет / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С.

Психология / Л. С. Выготский. - М., 2002.

4. Гальперин, П. Я. Функциональные различия между орудием и средством / П. Я.

Гальперин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии : работы сов.

психологов периода 1918-1945 гг. / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 1981.

5. Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М. И.

Лисина // Психология развития : хрестоматия. - СПб, 2001.

6. Новоселова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С. Л. Новоселова //

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии : работы сов. психологов

периода 1946-1980 гг. / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 1981.

7. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г.

Ананьев // Психология развития : хрестоматия. - СПб., 2001.

8. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // Выготский, Л.С.

Психология / Л. С. Выготский. - М., 2002. – С. 984-997.

9. Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М. И.

Лисина // Психология развития : хрестоматия. – СПб., 2001.

10. Эльконин, Д. Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин.- М. Педагогика, 1978.

11. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей,

Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления.

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления....

Страх перед водой у детей раннего и дошкольного возраста. Средства и методы преодоления

О пользе занятий плаванием для здоровья детей и взрослых сказано много слов, написано большое количество статей, я же хотел бы рассмотреть плавание, как жизненно важный навык, сформировать который мы,...

«Кризис трех лет, как переходный период от раннего к дошкольному возрасту»

Кризис трехлетнего возраста – это период «разделения» ребенка от взрослого. Даже можно назвать этот возрастной период временем становления личности ребенка. Очень трудное время для р...

Родительское собрание"Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Роль семьи в преодолении дефектов речи."

 Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мысле...

Способы преодоления кризиса у детей дошкольного возраста 6-7 лет

Рекомендации для родителей по  преодолению  негативного поведения дошкольников  в возрасте 6-7 лет  во время кризисного периода....

"Речевые нарушения у детей дошкольного возраста, причины и пути их преодоления"

В данном материале даётся информация о речевых нарушениях у детей, о вторичных отклонениях, которые могут возникнуть в школе, об особенностях дошкольников, об организации логопедической помощи в ДОУ....