Способы преодоления кризиса у детей дошкольного возраста 6-7 лет
консультация (подготовительная группа)
Рекомендации для родителей по преодолению негативного поведения дошкольников в возрасте 6-7 лет во время кризисного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_preodoleniya_krizisa_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_6-7_let.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы преодоления кризиса у детей дошкольного возраста 6-7 лет
Кризис в возрасте 6-7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника.
Основные черты этого перехода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе.
Кризис 7 лет с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям.
Проявления кризиса
Переживая кризис 6-7 лет , ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит щкольный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды.
Особенности этого периода:
- привыкание к учебным нагрузкам;
- изменение во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
- общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживают кризис.
Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:
- наигранность;
- вертлявость, неусидчивость;
- вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
- передразнивание взрослых;
- клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.
Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:
- повышенная утомляемость;
- раздражительность;
- вспыльчивость;
- рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
- агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.
В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:
- сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
- ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
- кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.
Причины кризиса.
Возрастные кризисы имеют одну общую черту – отрицание.
Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент.
Ребенок 7 лет больше всего на свете очень хочет стать взрослым. К этому его подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда.
Утрата детской непосредственности.
Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.
Результат кризиса.
Наряду с трудностями дошкольник переживает стремительное развитие. Сначала, в период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем на втором этапе все стабилизируется. Как следствие происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Ребенок стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика в школе.
Что делать родителям?
Прежде всего – не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством работы воображения и выбора действий.
Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к ребенку, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку – забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и осторожном наставлении.
Право на собственные решения.
Основное поле для проявления негативных признаков семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется.
В 7 лет ребенок уже хочет самостоятельно принимать многие решения. Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.
К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать основываясь на нем. По возможности родителям следует аппелировать к этому опыту, а не давить на чадо свои авторитетом.
Также у ребенка к этому возрасту уже во многих вопросах уже есть собственное мнение. Его нельзя заглушать, а наоборот следует учить дошкольника аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставления старших, а с другой стороны родители научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.
Одна из самых частых проблем этого кризисного периода – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них.
Сохранение детства.
В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается отпрыском. Не стоит забывать об этом. В ложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Дети будут с удовольствием следовать примерам сказочных героев. В его жизни должно оставаться место для игр. Важно учиться вместе с ребенком, так ему проще принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.
Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:
- объясняли;
- слушали;
- советовались;
- исключили насилие;
- предоставляли личное время;
- не относились к ребенку как к собственности.
Самостоятельная диагностика.
Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, родители могут, внимательно наблюдая за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку его эмоциональному состоянию поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» - заметны периодически, «0 баллов» - он вообще несвойственны ребенку.
Анкета позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет.
- В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
- Все время старается «переговорить» старших, грубит.
- Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
- Стал безразличен к игрушкам, которые сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
- Ему нравиться общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
- Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
- Часто ругается с родителями из-за мелочей.
- Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
- Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
- Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.
После того как получены ответы на все вопросы, следует посчитать сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20.
Интерпретация результатов.
0-5 баллов. Для семилетки это мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
10-20 баллов. Ребенок переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношении к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность. Плавание являетя уникальном видом физических упражнений и относится к более массовым видам спорта. Специфицеская особенность связана с двигательной особенностью в водной среде, чем...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»
Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...
программа на преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, которые жалуются на то, что их ребенок боится темноты, привидений, сказочных персонажей (приведений, Шредеров, Бабу Ягу и ...
"Причины возникновения и пути преодоления страхов у детей дошкольного возраста"
Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Однако страхи, которые подкрепляются неверным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. Корни пробле...
Музыкальная игра, как одно из средств преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема застенчивости детей дошкольного возраста. Отражены основные аспекты поведения, а также методики выявления застенчивости и способы коррекции посредством игр....
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также опыт инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с заиканием....
Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...