Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду
консультация на тему

Тапан Сирена Эрнстовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 262 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Духовно-нравственное воспитание

дошкольников в детском саду

Воспитатель: Тапан С. Э.

Казань

2014

  Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений с исторической памятью народа, а значит и сохранения её в наших детях. Где бы ни тратили свою неуёмную энергию современные дети: в детском саду, дома – всюду им необходимы высокие нравственные критерии. Но нельзя воспитывать в себе высокие духовно-нравственные начала не зная того, что было до нас. Именно поэтому дети интересуются тем, что волновало дедов и прадедов. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущее.

  Мы должны воспитывать современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций человека высокой нравственности, духовной и физической культуры, человека – труженика, созидателя и гуманиста. Являясь феноменом, характерным и необходимым для всего общества в целом, толерантности, становиться личностной ценностью, которую мы должны формировать, воспитывать в наших детях. Воспитание толерантности у детей – это воспитание человечности, гуманизма, доброго отношения к людям другой национальности, их языку, культуре, истории, традициям.

  В педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчётом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовность – это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это «самое высокое» может быть низким, но духовность всегда – предмет человеческих стремлений, направленность его души, устремлённость к избранным целям.

  Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

  Возникает вопрос: что такое «духовно-нравственное воспитание»? Под этими словами подразумевается:

  • воспитание души ребёнка через культуру: игру, сказку, музыку, поэзию, живопись;
  • воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире;
  • или строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии.

  Духовно-нравственное воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе содержательной детской деятельности. И чем больше ребёнок развивается через деятельность, чем больше он воспитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие всей человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

  Душа ребёнка удивительно чутко реагирует на творчество, творчество художником, поэтом, народное творчество. Народное искусство есть у каждого народа, самобытное, ни на чьё другое не похожее, родное. Чудом являются вещи, придуманные и созданные народом и призванные украшать нашу жизнь и наш дом. Русская золотая Хохлома… держишь в руках вазу для фруктов в виде расписного петуха и замирает сердце от красоты невиданных цветов, тончайшего узора из листьев и оживок, от петушьей горделивой осанки, подмеченной с таким юмором! Какое восхищение красотой рождается в душе! И не только в нашей взрослой. Ребёнок тоже умеет восхищаться красотой, если ему когда-то её показали. Рассматривая резную деревянную ложку, вдруг замечает, что её ручка завершается не крючком, а гусиной головой с клювом. Это радость открытия образа. Познакомить детей с образами народного искусства необходимо. Несколько вещей с городскими птицами дадут возможность показать их разнообразие: вот нежная чёрная горлинка склонила голову и замерла, а это гордая пава, которая любуется собой, а это – синяя птица, вся неземная, не клевать она прилетела и не собой красоваться – нежно- голубой перламутр её пёрышек и изумлённый взгляд говорят, что прилетела она из волшебной сказки. Надо полюбоваться с детьми каждой птицей, рассмотреть их, вспомнить, как ласково называют птиц в народе – павушка, лебедушка, воробышек, петушок, вспомнить строки из народных песен. Только тогда народное декоративное искусство будет обогащать детей духовно и эстетически.

  Дети должны не только услышать от взрослого, что красиво, а что – нет, но и узнать его отношение – восхищение, радости, неприятия. Увидев красивое, ребёнок будет искать его в других вещах, рассматривать, замечать, открывать для себя мир прекрасного. Многое меняется в поведении ребёнка, который соприкоснулся с красотой. Появляется идеал прекрасного, любимые вещи, которые ценны не только своей службой. Здесь очень важно постоянное внимание воспитателя к прекрасному и использование метода сравнения. Какая вещь красивее оформлена? Почему эти украшения слишком пёстрые? Нужно познакомить детей с понятием «пластичный»: «пластичная линия ветки», «пластичный изгиб листочка», «музыкальная линия». Этими словами мы подчёркиваем плавность линии, учим детей оценить живопись изображения в отличие от застылости, изломанности, грубости. Для этого иногда приходится применять метод неоднократного наблюдения предметов.

  Важно приучать детей к совершенствованию своих изобразительных возможностей. Загладить поверхность лепной игрушки мокрым пальцем, тряпочкой, провести более чёткую линию, аккуратнее заштриховать. Для этого можно использовать психологический настрой. Неуверенных детей можно убедить, что у них сегодня всё получится красиво, что рука сама пойдёт как надо, хорошо. И научишь их проговаривать про себя, какие действия и как они будут совершать руками.

  Воспитывать у детей любовь к родному искусству, его образом – это лучший способ воспитания у него любви к Родине, к его самобытной национальной культуре.

  Народные песни, потешки, сказки, прибаутки необходимо показывать на занятиях, чтобы воздействие искусства на ребёнка было комплексным, воспринималось в единстве. Нужно разнообразить тематику занятий, включив рассказы о традициях народа, обрядах, праздниках, народном костюме. Например, воспитательница надевает татарский национальный костюм, и рассказывает о нём детям, показывает различные украшения, рассказывает, как нарядно одеваются люди на весёлый праздник Сабан – туй, какие подарки дарят победителям, кто их делает. Первая беседа должна быть тёплой, в уютной обстановке, сопровождаемая рассказом и с торопливым рассматриванием деталей костюма, его вышивки, отделки. Именно тогда формируется у детей интерес к предметам народного искусства, желание его узнать и попробовать самим заниматься вышиванием.

  Знакомство с родным национальным искусством, его обычаями, праздниками, его песнями и сказками обогатит детей духовно и пробудит в них гордость за свой народ и веру в его большое будущее.

  Всем известно, что детям нравятся сказки. Для них в равной степени привлекательны и развитие действия, сопряжённое с борьбой светлых и теплых сил, и её чудесный вымысел. В особенности трогает ребёнка судьба сказочных героев, постановленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Это является поводом для размышления и темой для этической беседы. То, что поймёт и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами, поэтому при отборе сказки для рассказывания очень важно раскрыть её духовный замысел. А при рассматривании иллюстраций к ней, обратить внимание ребёнка на картины, отражающие ситуации эмоционального неблагополучия сказочного героя. Детей вначале привлекает ситуация, а не эмоциональное состояние героя. Поэтому задача педагога заключается в акцентировании внимания ребёнка на эмоциональное состояние героя сказки: его испуг, слёзы, позу, выраженную обидой, что поможет дошкольнику глубже воспринять содержание и смысл сказки.

  Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить, прочувствовать и представить себя на месте этих героев, смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. В конце беседы совместно с детьми надо выделить сущность, заложенный смысл сказки.

  Нет нужды доказывать, что ребёнок учится играя, и, что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребёнка.

  Игра – наилучшее средство для реализации осознанных ребёнком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Игра должна сопровождать жизнь детей, и она должна быть наполнена соответствующими ситуациями. Необходимо ставить ребёнка в ситуации практического совершения реального поступка. Игра для накопления такого опыта – наилучшее средство.

  Чтобы наши дети научились играть в полноценную игру и могли не только выполнять правила игры и поделиться игрушкой, но и учитывать душевное состояние другого, необходимо учесть три условия организации и развития игры:

  • во-первых, познакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;
  • во-вторых, использовать такие детские игрушки, которые являлись бы предметом нравственных переживаний ребят и вызвали бы у них гуманные чувства;
  • и, в-третьих, взрослым необходимо передать игровой опыт.

  Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая многогранная область, - это и поэзия, и живопись, и музыка, и театр. Даже любая практическая деятельность педагога может и должна стать средством развития и роста души ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость,плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы.Это наша вина перед другими людьми....

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Консультация для родителей.«Пасха, светлая Пасха»....

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры....

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость....

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»Уважаемые родители!Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша ...

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»...