Картотека игровых упражнений по профилактике плоскостопия
картотека

Виктория Викторовна Котова

Работа по профилактике нарушений опорно - двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно- оздоровительной деятельности. Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного исппользования всех средств физического воспитания - гигиенических, природно - оздоровительных и физических упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ««Детский сад № 26» Артемовского городского округа

«Картотека игровых упражнений по

профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель 1 категории: Котова В.В.

Артем 2024 г.

               Игровые упражнения с нестандартным оборудованием в

домашних условиях.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

 Игровое упражнение «Поймай мячик»

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист

картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и

удерживать крышку, перемещая её на лист картона с

изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой).

Закрыть крышкой мячик.

 Игровое упражнение «Сложи фигуру»

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист

картона с изображением геометрических фигур разного размера

и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой

ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя

геометрические фигуры.

 Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка»

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист

картона с изображение ёлки.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от

киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку

мелкими игрушками.

 Игровое упражнение «Башенка»

Оборудование: кубики.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и

выстроить башенку.

 Игровое упражнение «Солнышко»

Оборудование: пуговицы разного размера.

Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай»

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в

ведёрке.

 Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-

сюрпризов»

Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в

определённое место.

 Игровое упражнение «Рисуем подарок другу»

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

 Игровое упражнение «Сварим суп из макарон»

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые

палочки (макароны) из обруча в заданное место.

 Игровое упражнение «Снежки»

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.

Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают

снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить

его до обруча. Кто больше сделает снежков.

 Игровое упражнение «Эстафета с палочкой»

Оборудование: палочки дл. 20 см

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну

линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног

и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на

пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не

уронив её на пол.

Игры с правилами.

Ель, елка, елочка

Воспитатель предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу. «В лесу стоят

высокие ели. «Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь».

Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова,

туловище, ноги прямо) и раздвигают руки-«ветви» слегка в стороны, ладонями

вперед. «Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за инструктором.

Он останавливается: «Вот и сестрички ели - елки, они пониже, но такие же

стройные, красивые». Инструктор предлагает детям встать, как елки, - принять правильную осанку, но в полу приседе. «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек - елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные».

Инструктор предлагает детям присесть, разводя колени в сторону, спина

выпрямлена, кисти направлены вперед, пальцы разведены в стороны (иголки). Игра выполняется несколько раз.

Инструктор поощряет детей, выполнивших задание правильно.

Послушный мяч

Лежа на спине, зажать мяч между стоп, руки вверху, кисти

в замок. Повернуться на живот, не выронив мяч. Повторить 4-6

раз в каждую сторону

Вот какой хороший мяч

Между ног его запрячь.

Повернись и оглянись

Мячик на пол не катись.

Елочка

По сигналу воспитателя дети бегут по залу. Ребенок-водящий через 30 секунд

(1 мин) бежит за ними, пытаясь их осалить. Спастись от него можно, плотно

прижавшись к стене пятками, голенью, ягодицами, лопатками, плечами. затылком.

Руки в стороны и вниз, ладони - вперед. Пальцы расставлены. Это - «Елочка». Тот.

кто принял неправильную осанку или не добежал до стены, может быть осален.

«Осаленный» становиться водящим, и игра продолжается.

Ходим в «шляпах»

Детям кладут на голову легкий груз - «шляпы» - мешочек с песком. Проверив

осанку детей, воспитатель или родитель дает команду к ходьбе. Дети должны

ходить обычным шагом по залу, сохраняя правильную осанку. Для детей 5-6 лет

усложнять игру можно тем, что детям предлагать потанцевать. Пойти по извилистой линии, начертанной на полу мелом. По гимнастической скамейке, или переступать через разные предметы на полу. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала, и при этом он не нарушил осанку.

Журавль расправляет крылья

Дети становятся в круг на расстоянии шага друг от друга, руки скрещивают на груди. По команде инструктора «Аист расправляет крылья» играющие отводят руки в стороны (вдох) и возвращают их в исходное положение (выдох). Повторяют 4-7 раз.

По команде инструктора «Журавль расправил крылья» дети становятся на одну ногу, фиксируют руки в стороны. Побеждает тот, кто дольше всех смог простоять неподвижно на одной ноге.

Колобок

Играющие делятся на команды и строятся в колонны по одному на

расстоянии 1,5-2 м одна от другой. Воспитатель или родитель читает: "Наш веселый

колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет". С последним словом первые игроки в командах поднимают мяч над головой, наклоняются назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч, стоящему игроку сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх.

Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.

При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно

проводить в положении сидя «по-турецки».

Лежачий футбол

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумяруками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу. Встань прямо.

Содержание: Дети принимают правильную стойку, инструктор исправляет недостатки. Затем ребята по команде расходятся по площадке и 1,5 – 2 минуты бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды "Встать прямо" принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы инструктором.

Выполняй правильно

Необходимый инвентарь. Короткие и длинные гимнастические палки по

числу детей, по два мешочка с песком на каждого играющего, кольца, корзина для предметов.

Подготовка к игре. В одном из углов зала поместить корзину с

гимнастическими предметами (палками, кольцами). В свободной части площадки на расстоянии 1,5-2 м друг от друга расположить кольца.

Содержание игры. Дети за воспитателем или за родителем под музыку

ходят, бегают, прыгают по залу (врассыпную или в колонне по одному), стараясь не задевать кольца. Через 2-3 мин., взяв гимнастические палки и заняв место в кругу, в соответствии с указаниями педагога выполняют общеразвивающие упражнения с палками. После этого дети вновь бегают, прыгают по залу, обходя кольца. Палку держат за спиной, на лопатках. При ходьбе выполняют различные упражнения: высоко поднимают колени, выпрямляют ноги, ходят в полуприседе.

Перешагни через веревочку

Цели: развитие координации движений, ловкости, формирование

навыка в перешагивании через препятствия.

Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола.

По команде ребенок идет и перешагивает через веревку, затем

поворачивается и снова перешагивает через веревку, пока не

перешагнет по всей длине. Инструктору надо контролировать

правильность осанки и смыкания губ.

Восточный официант

Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление «мышечного

корсета» позвоночника.

Воспитатель предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает,

как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Воспитатель должен следить, чтобы мышцы слишком не были напряжены. После игры следует провести

расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

Ласточка

Цели: тренировка вестибулярного

аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, ног.

Воспитатель или родитель показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Воспитатель держит ребенка за обе руки и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.

Море, берег, парус

Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного

корсета, позвоночника, мышечного аппарата стопы.

Дети строятся в одну шеренгу и принимают положение строевой стойки. По

сигналу инструктора «Море» выполняют шаг назад, по сигналу «Берег» - шаг вперед, по сигналу «Парус» - поднимают руки вверх.

Правила: Ребенок не сумевший сохранить положение правильной осанки или

сделавший ошибку при выполнении команды, выходит из игры, подходит к стене и принимает положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

Спрыгни в воду

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах. Дети стоят на гимнастических скамейках, в положении строевой стойки. По команде «Спрыгни в воду!» они спрыгивают на пол и разбегаются по залу в разных

направлениях. По команде «Большие волны, быстро из воды!» дети встают на скамейки, занимая свободные, ближе к ним оказавшиеся места

Правила: спрыгивая со скамейки бесшумно, мягко

приземляясь; занимать свободные места на скамейках

 быстро, не толкая друг друга; игра может проводиться с выбыванием: дети,

приземляющиеся неправильно, по указанию воспитателя подходят к зеркалу и принимают положение правильной осанки под зрительным самоконтролем.

Поднять паруса

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц участвующих в формировании свода стопы.

Дети делятся на две команды (экипажи) и занимают гимнастические скамейки (яхты) в положении стоя на носках, руки вверху.

По сигналу воспитателя «Убрать паруса» они сходят со скамейки и разбегаются по залу в разных направлениях. По сигналу «Поднять паруса» дети должны быстро занять свои места и принять положение стоя на носках, руки вверху. Выигрывает команда, экипаж которой быстрее поднял паруса.

Правила: 1) действовать строго по сигналу;

занимая места на гимнастических скамейках, не толкать друг друга;

на скамейках стоять на носках, руки вверху;

те, кто не смог сохранить равновесие, отходят в сторону и по указанию

воспитателя выполняют стойку на носках на полу, пропуская одну игру.

Быстрый мяч

Инвентарь: резиновые мячи диаметром 16 см.

Содержание игры. Участники игры делятся на команды. Все выстраиваются в

колонну за своим капитаном у стартовой черты. Первый участник принимает позу —сидя на ягодицах, руки в упоре сзади, мяч в согнутых в коленях ногах. По сигналу необходимо проползти данную дистанцию, помогая руками и при этом перекатывая мяч стопами ног. Выполнив движение до ориентира, обратно участник бежит бегом с мячом в руках. Передает мяч следующему участнику, который уже сидит на полу и ждет мяча. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.

Переложи шишки

Инвентарь: «скорлупки» от киндер-сюрприза, обручи.

Содержание игры. В центре на полу лежит обруч, в котором располагается

некоторое количество «скорлупок». В 2 м от обруча в разных сторонах стоят

играющие. По команде участники бегут к обручу и стараются захватить стопой по одной шишке из обруча и отнести в свой обруч. Вновь возвращаются к обручу со «скорлупками».

Через 3 минуты вновь звучит сигнал — игра окончена. Подсчитываются

«скорлупки» в каждом обруче. Выигрывает игрок, в обруче которого оказалось больше «скорлупки».

Правила игры. Если игрок в движении теряет «скорлупку», он

останавливается, подбирает ее и продолжает движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки.

Комплексы игровых  упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки....

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия

упражнения  для  занятий  с  детьми  дома  по  профилактике  плоскостопия...

Цикл игровых упражнений для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки (младший дошкольный возраст)

Рекомендации для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста по приобщению к здоровому образу жизни....

«Картотека игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста»

laquo;Картотека игровых упражнений  по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста»В современном мире критерий здоровья становится все более весомым для полно...

Картотека подвижных игр и игровых упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки

Описываемые игры и игровые упражнения были разработаны в рамках дополнительной образовательной программы «Будем здоровы» с элементами ЛФК и предназначены для проведения их в заключительной...

«Картотека игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста»

В современном мире критерий здоровья становится все более весомым для полноценной жизни людей. Конечно же, в первую очередь мы хотим видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, крепкими не только т...