Картотека игровых упражнений по профилактике плоскостопия
картотека
Работа по профилактике нарушений опорно - двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно- оздоровительной деятельности. Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного исппользования всех средств физического воспитания - гигиенических, природно - оздоровительных и физических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ««Детский сад № 26» Артемовского городского округа
«Картотека игровых упражнений по
профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель 1 категории: Котова В.В.
Артем 2024 г.
Игровые упражнения с нестандартным оборудованием в
домашних условиях.
Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.
Игровое упражнение «Поймай мячик»
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист
картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и
удерживать крышку, перемещая её на лист картона с
изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой).
Закрыть крышкой мячик.
Игровое упражнение «Сложи фигуру»
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист
картона с изображением геометрических фигур разного размера
и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой
ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя
геометрические фигуры.
Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка»
Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист
картона с изображение ёлки.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от
киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку
мелкими игрушками.
Игровое упражнение «Башенка»
Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и
выстроить башенку.
Игровое упражнение «Солнышко»
Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.
Игровое упражнение «Соберём урожай»
Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в
ведёрке.
Игровое упражнение «Уберём игрушки»
Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-
сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в
определённое место.
Игровое упражнение «Рисуем подарок другу»
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.
Игровое упражнение «Сварим суп из макарон»
Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые
палочки (макароны) из обруча в заданное место.
Игровое упражнение «Снежки»
Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают
снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить
его до обруча. Кто больше сделает снежков.
Игровое упражнение «Эстафета с палочкой»
Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну
линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног
и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на
пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не
уронив её на пол.
Игры с правилами.
Ель, елка, елочка
Воспитатель предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу. «В лесу стоят
высокие ели. «Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь».
Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова,
туловище, ноги прямо) и раздвигают руки-«ветви» слегка в стороны, ладонями
вперед. «Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за инструктором.
Он останавливается: «Вот и сестрички ели - елки, они пониже, но такие же
стройные, красивые». Инструктор предлагает детям встать, как елки, - принять правильную осанку, но в полу приседе. «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек - елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные».
Инструктор предлагает детям присесть, разводя колени в сторону, спина
выпрямлена, кисти направлены вперед, пальцы разведены в стороны (иголки). Игра выполняется несколько раз.
Инструктор поощряет детей, выполнивших задание правильно.
Послушный мяч
Лежа на спине, зажать мяч между стоп, руки вверху, кисти
в замок. Повернуться на живот, не выронив мяч. Повторить 4-6
раз в каждую сторону
Вот какой хороший мяч
Между ног его запрячь.
Повернись и оглянись
Мячик на пол не катись.
Елочка
По сигналу воспитателя дети бегут по залу. Ребенок-водящий через 30 секунд
(1 мин) бежит за ними, пытаясь их осалить. Спастись от него можно, плотно
прижавшись к стене пятками, голенью, ягодицами, лопатками, плечами. затылком.
Руки в стороны и вниз, ладони - вперед. Пальцы расставлены. Это - «Елочка». Тот.
кто принял неправильную осанку или не добежал до стены, может быть осален.
«Осаленный» становиться водящим, и игра продолжается.
Ходим в «шляпах»
Детям кладут на голову легкий груз - «шляпы» - мешочек с песком. Проверив
осанку детей, воспитатель или родитель дает команду к ходьбе. Дети должны
ходить обычным шагом по залу, сохраняя правильную осанку. Для детей 5-6 лет
усложнять игру можно тем, что детям предлагать потанцевать. Пойти по извилистой линии, начертанной на полу мелом. По гимнастической скамейке, или переступать через разные предметы на полу. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала, и при этом он не нарушил осанку.
Журавль расправляет крылья
Дети становятся в круг на расстоянии шага друг от друга, руки скрещивают на груди. По команде инструктора «Аист расправляет крылья» играющие отводят руки в стороны (вдох) и возвращают их в исходное положение (выдох). Повторяют 4-7 раз.
По команде инструктора «Журавль расправил крылья» дети становятся на одну ногу, фиксируют руки в стороны. Побеждает тот, кто дольше всех смог простоять неподвижно на одной ноге.
Колобок
Играющие делятся на команды и строятся в колонны по одному на
расстоянии 1,5-2 м одна от другой. Воспитатель или родитель читает: "Наш веселый
колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет". С последним словом первые игроки в командах поднимают мяч над головой, наклоняются назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч, стоящему игроку сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх.
Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.
При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно
проводить в положении сидя «по-турецки».
Лежачий футбол
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумяруками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу. Встань прямо.
Содержание: Дети принимают правильную стойку, инструктор исправляет недостатки. Затем ребята по команде расходятся по площадке и 1,5 – 2 минуты бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды "Встать прямо" принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы инструктором.
Выполняй правильно
Необходимый инвентарь. Короткие и длинные гимнастические палки по
числу детей, по два мешочка с песком на каждого играющего, кольца, корзина для предметов.
Подготовка к игре. В одном из углов зала поместить корзину с
гимнастическими предметами (палками, кольцами). В свободной части площадки на расстоянии 1,5-2 м друг от друга расположить кольца.
Содержание игры. Дети за воспитателем или за родителем под музыку
ходят, бегают, прыгают по залу (врассыпную или в колонне по одному), стараясь не задевать кольца. Через 2-3 мин., взяв гимнастические палки и заняв место в кругу, в соответствии с указаниями педагога выполняют общеразвивающие упражнения с палками. После этого дети вновь бегают, прыгают по залу, обходя кольца. Палку держат за спиной, на лопатках. При ходьбе выполняют различные упражнения: высоко поднимают колени, выпрямляют ноги, ходят в полуприседе.
Перешагни через веревочку
Цели: развитие координации движений, ловкости, формирование
навыка в перешагивании через препятствия.
Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола.
По команде ребенок идет и перешагивает через веревку, затем
поворачивается и снова перешагивает через веревку, пока не
перешагнет по всей длине. Инструктору надо контролировать
правильность осанки и смыкания губ.
Восточный официант
Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление «мышечного
корсета» позвоночника.
Воспитатель предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает,
как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Воспитатель должен следить, чтобы мышцы слишком не были напряжены. После игры следует провести
расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
Ласточка
Цели: тренировка вестибулярного
аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, ног.
Воспитатель или родитель показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Воспитатель держит ребенка за обе руки и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.
Море, берег, парус
Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного
корсета, позвоночника, мышечного аппарата стопы.
Дети строятся в одну шеренгу и принимают положение строевой стойки. По
сигналу инструктора «Море» выполняют шаг назад, по сигналу «Берег» - шаг вперед, по сигналу «Парус» - поднимают руки вверх.
Правила: Ребенок не сумевший сохранить положение правильной осанки или
сделавший ошибку при выполнении команды, выходит из игры, подходит к стене и принимает положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
Спрыгни в воду
Цели: формирование правильной осанки, развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах. Дети стоят на гимнастических скамейках, в положении строевой стойки. По команде «Спрыгни в воду!» они спрыгивают на пол и разбегаются по залу в разных
направлениях. По команде «Большие волны, быстро из воды!» дети встают на скамейки, занимая свободные, ближе к ним оказавшиеся места
Правила: спрыгивая со скамейки бесшумно, мягко
приземляясь; занимать свободные места на скамейках
быстро, не толкая друг друга; игра может проводиться с выбыванием: дети,
приземляющиеся неправильно, по указанию воспитателя подходят к зеркалу и принимают положение правильной осанки под зрительным самоконтролем.
Поднять паруса
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц участвующих в формировании свода стопы.
Дети делятся на две команды (экипажи) и занимают гимнастические скамейки (яхты) в положении стоя на носках, руки вверху.
По сигналу воспитателя «Убрать паруса» они сходят со скамейки и разбегаются по залу в разных направлениях. По сигналу «Поднять паруса» дети должны быстро занять свои места и принять положение стоя на носках, руки вверху. Выигрывает команда, экипаж которой быстрее поднял паруса.
Правила: 1) действовать строго по сигналу;
занимая места на гимнастических скамейках, не толкать друг друга;
на скамейках стоять на носках, руки вверху;
те, кто не смог сохранить равновесие, отходят в сторону и по указанию
воспитателя выполняют стойку на носках на полу, пропуская одну игру.
Быстрый мяч
Инвентарь: резиновые мячи диаметром 16 см.
Содержание игры. Участники игры делятся на команды. Все выстраиваются в
колонну за своим капитаном у стартовой черты. Первый участник принимает позу —сидя на ягодицах, руки в упоре сзади, мяч в согнутых в коленях ногах. По сигналу необходимо проползти данную дистанцию, помогая руками и при этом перекатывая мяч стопами ног. Выполнив движение до ориентира, обратно участник бежит бегом с мячом в руках. Передает мяч следующему участнику, который уже сидит на полу и ждет мяча. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
Переложи шишки
Инвентарь: «скорлупки» от киндер-сюрприза, обручи.
Содержание игры. В центре на полу лежит обруч, в котором располагается
некоторое количество «скорлупок». В 2 м от обруча в разных сторонах стоят
играющие. По команде участники бегут к обручу и стараются захватить стопой по одной шишке из обруча и отнести в свой обруч. Вновь возвращаются к обручу со «скорлупками».
Через 3 минуты вновь звучит сигнал — игра окончена. Подсчитываются
«скорлупки» в каждом обруче. Выигрывает игрок, в обруче которого оказалось больше «скорлупки».
Правила игры. Если игрок в движении теряет «скорлупку», он
останавливается, подбирает ее и продолжает движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки.
Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки....

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия
упражнения для занятий с детьми дома по профилактике плоскостопия...
Цикл игровых упражнений для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки (младший дошкольный возраст)
Рекомендации для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста по приобщению к здоровому образу жизни....

«Картотека игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
laquo;Картотека игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста»В современном мире критерий здоровья становится все более весомым для полно...

Картотека подвижных игр и игровых упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
Описываемые игры и игровые упражнения были разработаны в рамках дополнительной образовательной программы «Будем здоровы» с элементами ЛФК и предназначены для проведения их в заключительной...

«Картотека игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
Картотека по ЗОЖ...

«Картотека игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
В современном мире критерий здоровья становится все более весомым для полноценной жизни людей. Конечно же, в первую очередь мы хотим видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, крепкими не только т...