Дополнительная образовательная программа «Экология в детском саду»
проект (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Дополнительная образовательная программа
«Экология в детском саду»
Тип проекта:
Познавательный, творческий.
Этапы реализации проекта: краткосрочный, апрель – май.
Актуальность проекта: Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования.
Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения НОД, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми средней группы ( 4 – 5 лет)
Программа рассчитана на срок 2 месяца.
Цели проекта: Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:
- дети должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.
Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.
Ухаживать за растениями в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.
Ожидаемый результат:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Экология в детском саду»
Учебно-тематический план для детей 3 -4лет.
№ | Мероприятия | Срок | Предварительная работа | Работа с родителями |
1 Раздел «Живая природа» | ||||
1.1 | НОД «Насекомые. В гости к хозяйки луга» | 1 неделя апреля | Беседа о насекомых, иллюстрации с изображением насекомых, так же иллюстрации с изображением улья, муравейника. Альбом «Где чей дом». | Посмотреть дома с детьми мультфильм о жизни насекомых на лугу. |
1.2 | Коллективная аппликация «Весенний луг» | 2 неделя апреля | Оформления уголка природы «Где живут насекомые». Дидактическая игра «Прятки». | Привлечь родителей к изготовлению поделок «На лугу» |
1.3 | Беседа « Мир животных» | 3 неделя апреля | Составление презентации «Домашние и дикие животные». | Привлечь родителей с детьми к изготовлению поделок: Дом для котенка. Предложить родителям посетить «Зоопарк». |
1.4 | НОД «Растения, какие они?» | 4 неделя апреля | Посадка семян цветов, наблюдение за ростом растений. | Привлечь родителей к мероприятию, принести комнатные растения. |
1.5 | Рисование: «Морское дно» Рыбы. | 1 неделя мая | Беседа о морских жителях, иллюстрации с изображением морских рыб. | Предложить родителям посетить с детьми «Зоо магазин». Посмотреть на рыб в аквариуме. |
2 Раздел «Неживая природа» | ||||
2.1 | НОД «Земля - наш дом» | 2 неделя мая | Иллюстрации «Правила поведения в лесу». | Предложить родителям вместе с детьми посмотреть мультфильмы по дано тематике. |
2.2 | Беседа – игра «Чем опасно солнце» | 3 неделя мая | Словарная работа: солнечный ожог, тепловой удар. | Предложить родителям проговаривать с детьми правила поведения на улице летом. |
2.3 | НОД «Путешествие капельки» | 4 неделя мая | Альбом: «Реки, моря, океаны» | Предложить родителям консультацию: «Безопасное поведение на воде» |
Раздел № 1
Живая природа.
1.1 Тема: Насекомые: «В гости к хозяйке луга»
Цели и задачи: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.
Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком на столе лежит картинка, перевёрнутая изображением вниз. На картинках изображены насекомые – у каждого ребёнка своё насекомое.
Ход занятия:
Входит воспитатель, одетый в Хозяйку луга.
Здравствуйте ребята, я Хозяйка луга, и хочу вас познакомить с его маленькими обитателями.
Отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
- Дети, переверните свои картинки. У кого на картинке изображена бабочка? Принесите мне.
(Ребёнок отдаёт педагогу свою картинку с изображением бабочки, и тот размещает е на доске.)
Хозяйка луга - Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветочком? У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. Послушайте ещё одну загадку:
Хлопотлива и смела
Медоносная … (Пчела)
- У кого из вас на картинке изображена пчела? Принесите мне её.
Хозяйка луга - Какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое – с жёлтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полёте она расправляет крылья в стороны. Послушайте ещё одну загадку:
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (Муравей)
- Принесите мне картинку с изображением муравья. Чем муравей отличается от пчелы?
Педагог обобщает ответы детей: «Муравей черного цвета. У него нет крыльев. Муравей очень быстро ползает. Муравьи живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок».
Хозяйка луга - А вы знаете, как называется домик муравьёв? (Ответы детей.) Домик муравьёв называется «муравейник». А как можно назвать одним словом бабочку, пчелу и муравья? Бабочка, муравей и пчела – это насекомые. Посмотрите на доску, где изображены насекомые, и назовите их.
На доске картинки с изображением насекомых: комара, осы, кузнечика, стрекозы, божьей коровки, мухи.
Хозяйка луга - Дети, назовите насекомых, у которых есть крылья? Для чего насекомым крылья? С помощью крыльев насекомые могут летать. Насекомые, у которых нет крыльев, могут быстро ползать или прыгать.
Хозяйка луга показывает стрекозу и задаёт вопросы:
- Кто это? Это насекомое называется «стрекоза». Давайте её внимательно рассмотрим. Какие крылья у стрекозы? У стрекозы тонкие прозрачные крылья. На крылышках много прожилок. Стрекоза может очень быстро летать. Даже когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы? (Ответы детей)
- У стрекозы четыре крылышка. У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. К груди крепятся шесть ножек. Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики и рот (челюсти с пилообразными зубами). Стрекоза чаще всего летает около водоёмов. Теперь внимательно посмотрите и скажите, что общего у всех насекомых? (Ответы детей). У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усики и рот.
- Чем насекомые отличаются друг от друга? У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У всех насекомых разные глаза, усы и рот. Какие удивительные и разнообразные бывают насекомые! Дети, сегодня я хочу пригласить вас на мой волшебный луг. А отправимся мы туда на гусенице. ( Музыка «На прогулку вышла гусеница» )
Хозяйка луга. Вот мы и пришли на мой волшебный луг! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как много на моём лугу красивых цветов и разных насекомых. Послушайте, какие звуки они издают. (Слушают запись).
Хозяйка луга. Все насекомые в природе нужны, каждый делает своё дело. Я предлагаю вам понаблюдать за их жизнью, но так, чтобы не мешать им. Хотите рассмотреть насекомых поближе? Чтобы найти насекомых, нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы их не распугать. Искать насекомых нужно осторожно, многие из них зелёного цвета и отыскать их в траве трудно. Дети, посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики?
(Дети находят кузнечика и отдают Хозяйке луга)
Хозяйка луга. Почему мы не сразу увидели в траве кузнечика? (Ответы детей). Конечно, он зелёного цвета, словно травинка, и поэтому его не сразу заметишь в траве. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья? А какие звуки издаёт кузнечик? Кузнечик стрекочет. Как кузнечик стрекочет? (Слушают запись).
Хозяйка луга. Есть ли на лугу божья коровка? Давайте её рассмотрим. Какого цвета божья коровка? Божья коровка красного цвета, с чёрными точками. У божьей коровке есть крылья? Да, у божьей коровки есть крылья. Одни – жёсткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твёрдыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесёт удачу.
Воспитатель. Хозяйка луга, наши ребята знают заклички про божью коровку. Давайте расскажем.
Девочки рассказывают закличку: Божья коровка
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной!
Хозяйка луга. Молодцы, знаете такие интересные заклички! А как вы думаете пчёлка на лугу есть? (Показывает детям пчелу) Эта пчела называется «медоносная». Как вы думаете, почему её так называют? Пчёлы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьёте из соломинки сок, так и пчёлки через хоботок сосут нектар с цветов. (Показывает хоботок у пчелы). Затем несут его в свой домик – улей. Улей – это небольшой домик, который человек делает для пчёл. Там живут много пчёлок, они перерабатывают нектар в мёд. Пчёлки закладывают мёд в специальные решёточки – соты. (Показывает)
Физкультминутка.
Пчёлка трудится весь день, (Дети стоят в кругу.)
И работать ей не лень. (Разводят руки в стороны.)
От цветка летит к цветку, (Машут руками.)
Клеит на брюшко пыльцу (Гладят живот)
Хоботком нектар сосёт (Складывают рук трубочкой и вдыхают воздух)
За день много наберёт, (Разводят руки в стороны.)
Унесёт нектар тот в улей (Обхватывают себя руками.)
И назад вернётся пулей. (кружатся вокруг себя.)
В сотах утрамбует мёд, (Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт, (Разводят руки в стороны)
Будет пчёлкам чем питаться, (Поднимают руки вверх)
Летом надо им стараться. (грозят пальчиком)
Хозяйка луга. Дети, а вам нравится кушать мёд? Мёд не только вкусный, но и полезный продукт. Давайте не будем мешать пчёлке трудиться. А какие ещё насекомые есть на лугу? (Ответы детей). Конечно, на лугу много красивых разноцветных бабочек. Бабочки бывают разных цветов, большиеи маленькие. Давайте одну из них рассмотрим. Особенно красивы у бабочки крылья! Какого цвета крылышки у бабочки? Красивые разноцветные бабочки украшают мой луг. Кажется, что луг покрыт цветами. Но если подойти поближе, цветы оживают и улетают!
- Давайте поиграем в игру «На полянку шли, насекомых нашли»
(Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение бабочки (затем кузнечика, муравья) покажи… Дети имитируют движения насекомых)
Хозяйка луга. Сейчас весна, с каждым днём становится всё теплее. Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела… Дети, чтобы вы помнили о нашей встрече, я оставлю вам картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите.
Воспитатель. Дети, в свободное время мы с вами раскрасим насекомых и оформим коллективную композицию «Весенний луг», где будет много цветов и разных насекомых.
1.2 Тема «Весенний луг»
Коллективная аппликация «На лугу»
Работу выполнили в нетрадиционной технике "Скатывание цветных салфеток".
Цели и задачи:
-закрепляла знания детей о природе, окружающем мире;
- познакомила с новой для них техникой аппликации из салфеток;
- вызвала интерес к составлению композиции из самостоятельно приготовленных элементов (комочков из салфеток);
- воспитывала бережное отношение к природе, самостоятельность, аккуратность;
- развивала мелкую моторику рук.
Ход занятия.
Во время работы звучит негромкая музыка. Воспитатель помогает детям советом, редко прибегая к показу и действенной помощи. Ребята прекрасно справляются с задачей.
Вопросы по окончании работы:
- Каков был ваш замысел?
- Что у вас получилось?
- Какие приемы вы применяли в работе?
- Все ли вам понравилось?
1.3 Тема «Мир Животных»
Цели и задачи:
• Закреплять знания детей о диких и домашних животных;
• Формировать умение различать животных, правильно соотносить их
названия;
• Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными;
• Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;
Способствовать развитию связной речи, пополнять активный словарь детей;
• Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к
обитателям живой природы;
• Учить устанавливать причинно - следственные связи;
• Создавать условия для самостоятельного выбора детьми на основе
гендерной типологии;
• Создание положительного эмоционального состояния у детей во время
музыкального сопровождения.
Материалы:
• магнитная доска;
• игрушки диких и домашних животных;
• картинки с изображением диких и домашних животных;
• музыкальный центр.
Ход занятия
Воспитатель. Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит
музыка «В мире животных) .
Воспитатель. Вы готовы отправиться в путешествие. Ну, тогда начнем!
Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы будете находить, и
вывешивать на доске и вместе мы будем определять дикое или домашнее это
животное.
Д/игра «Загадывание загадок»
Мягкие лапки,
А в лапках – цап - царапки. (Кошка)
Не лицо, а рыло
Землю перерыло,
Закрутила хвостик я,
Потому что я -(свинья)
Жѐлтые комочки,
Мягкие, как вата!
Бегают за квочкой,
Кто это? (цыплята)
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка.
Чуть испугается,
В клубок свивается. (Ёж)
Страшен гривы этой гнев,
Царь зверей, конечно. (Лев)
Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц)
Зимой спит, летом улей ворошит. (Медведь)
Хитрая плутовка-краса! А зовут ее… (Лиса)
Д. Игра «Кто лишний? »
Воспитатель. Ну, что ребята молодцы с этим заданием вы хорошо
справились. Посмотрите на магнитной доске картинки с изображением
животных. Но по моему в каждом ряду допущена ошибка. Давайте все
вместе найдем ошибки и исправим их. (Дети, по очереди перечисляют
животных вывешенных на доске и находят лишнее) .
- Волк, медведь, заяц, ласточка (ласточка лишняя - это птица) ;
- Корова, коза, поросенок, лиса (лиса лишняя – это дикое животное) ;
- Овечка, тигр, лев, медведь (овечка лишняя – это домашнее животное) ;
- Курица, заяц, гусь, петух (заяц лишний – это не птица) ;
- Белка, курица, ѐжик, слон (курица лишняя – это не дикое животное) ;
- Кролик, собака, жираф, кошка (жираф лишний - это не домашнее
животное) .
Д. Игра «Закончи предложение»
- «неуклюжий, как … »
- «быстроногий, как … »
- «хитрая, как … »
- «голодный, как … »
- «колючий, как … »
- «запасливая, как … »
Воспитатель. Как можно назвать, одним словом этих животных?
Дети. Дикие животные.
Воспитатель. Почему их так называют?
Дети: Потому, что они сами по себе и живут в лесу.
Воспитатель. Молодцы!
Д. Игра «Доскажи слово».
Воспитатель. А теперь еще игра, вам понравится она.
(Воспитатель начинает предложение, а ребенок, которого спрашивает он,
заканчивает его) .
Корова дает молоко, а курица.?
Кошка мяукает, а собака.?
Петух кукарекает, а свинья.?
У кошки шерсть, а у курицы.?
Корова мычит, а цыпленок.?
Воспитатель. Как можно назвать, одним словом этих животных?
Дети. Домашние животные.
Воспитатель. Почему их так называют?
Дети. Потому, что за ними ухаживает человек.
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель. И на последок, я прочту вам стихотворение, а вы мне в этом
поможете. Голосами домашних животных.
Кто похлебку съел мою? –
Свинка хрюкает:
(Хрю-хрю)
Дайте свежей травки мне! –
Блеет козочка:
(Мээ-мээ)
Молочка налили мало! –
Кот мяукал:
(Мяу-мяу)
Хватай вора за рукав! –
Пес залаял:
(Гав-гав-гав)
Мой хозяин далеко! –
Ржет лошадка:
(Иго-го)
Где теленок, не пойму? –
Замычит корова:
(Му-у-у)
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель. Дети скажите, что мы с вами сегодня делали, о ком говорили?
Дети. Мы говорили о домашних и диких животных, рассматривали картинки
с их изображением.
Воспитатель. Почему мы их называем дикими и домашними?
Дети. Потому что дикие животные живут в лесу. А домашние - с человеком.
Воспитатель. А что мы еще с вами делали?
Дети. Отгадывали загадки о животных.
Воспитатель. Вы сегодня очень хорошо занимались, все ребята молодцы.
1.4 Тема : «Растения, какие они ? »
Цели и задачи: закрепить умение различать и называть части растений; обобщить представления о растениях, классифицируя их (куст, дерево, трава, цветы); формировать представления о жизненных потребностях растений (земля, влага, свет, тепло); развивать умение делать выводы: почему растения – живая природа; развивать умственную операцию сравнения, формировать умение детей устанавливать элементарные связи между живой и неживой природой; развивать умение выделять существенные признаки растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: игрушка Медвежонок, наборы картинок с деревьями, цветами, кустарниками.
Ход занятия.
В гости к ребятам приходит медвежонок.
Мишутка:
- Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел прямо из леса. Я недавно родился и ничего еще не знаю. Гуляю по лесу, а кругом столько растений! Большие средние и маленькие (показывает уровень высоты лапками ). Помогите мне разобраться, как они называются. У меня есть картинки растений. Расскажите мне о них, пожалуйста.
Дети с удовольствием соглашаются помочь.
Медвежонок показывает картинку березы. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
- Что это такое? (Дерево).
- Как называется? (Береза).
- Как узнали? (Ствол белый, с черными черточками).
- Что есть у березы и других деревьев? И для чего? ( Есть корни - влагу из земли пить, чтобы расти. Есть ствол, ветки, листочки. Дерево похоже на человека своим строением: корни – ноги, ствол – туловище, ветки – руки, листочки – пальцы, а сама крона дерева – голова).
Получить полный текст
Мишутка достает картинку куста малины.
Воспитатель задает вопросы:
- Что это? (Кустик с ягодами)
- Как называется? (Малина)
- Чем отличается куст от дерева? (Дерево большое – высокое, кустик меньше – ниже. У дерева один ствол, а у куста их много. На кустах растут ягоды).
- Что общего у куста и дерева? (Есть ветки, листочки, а под землей – корни).
Следующая картинка – ромашка.
- Что это? (Цветок)
- Как называется? (Ромашка)
- Похожа на дерево или куст? (Нет)
-Почему? (Ромашка маленькая, низкая, у нее тонкий стебелек, на котором мало листьев, есть лепестки).
- А что общего? (Ромашка тоже растет из земли, у нее есть корешки).
- А Каким общим словом назовем деревья, кусты, цветы, траву? (Растения).
- Что необходимо растениям, чтобы жить? (Вода, чтобы не засохнуть, тепло, чтобы не замерзнуть, земля, чтобы питаться).
- Из чего прорастают растения? (Из семечки).
- Если растения не могут жить без тепла, воды, света, они растут, цветут, умирают, то что мы можем сказать про них? Это живая или неживая природа? (Живая!)
- А где живут растения? (В лесу, на лугу, в саду, в парке, на берегу реки и т. д.)
Воспитатель:
- Послушай еще раз, Мишутка, про растения: что у них есть и как они живут? (Обобщающий рассказ детей о растениях).
- А ты знаешь, Мишутка, что наши жизни зависят от растений: ведь они нам дают чистый воздух, чтобы мы могли дышать.
Воспитатель приглашает Мишутку и ребят выйти на ковер и поиграть в игру «Цветочек, кустик, дерево».
Мишутка:
- Я понял, как можно узнать дерево, кустик, и цветочки с травкой. Спасибо! Еще просьба. Помогите мне разобрать по отдельности деревья, цветы и кустики, а то у меня все картинки перемешались.
Дети берут по одной картинке, затем собираются компаниями: деревья, кусты, цветы. Складывают картинки в коробочки, стоящие на столах: в большую – деревья, в среднюю – кусты, в маленькую – цветы. Когда вся компания в сборе, воспитатель предлагает детям нарисовать их растения. Затем готовые рисунки вперемешку выкладываются на ковре, и идет обсуждение: что это может быть? Где растут такие замечательные деревья, кусты, цветы? (Лес, парк, дача, сад и т. д.).
1.5 Тема: «Морское дно» Рисование
Занятие по рисованию - «Морское дно» (использование нетрадиционной техники рисования – граттаж – процарапывание рисунка острым предметом на загрунтованном картоне). Коллективная работа.
Цели и задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Материал к занятию: лист картона А3 специально загрунтованного для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета. Затем картон покрывается слоем синей гуаши. После полного высыхания картон готов для выполнения рисунка).
Остро заточенные палочки или зубочистки (лучше использовать не пишущие стержни шариковых ручек, не вынимая их); иллюстрации морских обитателей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, хотите мы с вами совершим интересное путешествие в морские глубины?
А кого мы с вами там можем встретить? (Перечисление)
Воспитатель: А еще мы с вами можем встретить осьминога, морскую звезду и даже Морского Конька, значит, в море живут не только рыбы? (иллюстрации с изображением выше перечисленных)
Ребята, а вы заметили какие красивые морские рыбы? А в чем, по-вашему, проявляется их красота? (Яркая окраска, необычные формы)
Воспитатель: Посмотрите, я принесла сегодня картинки морских обитателей. Давайте ещё раз на них посмотрим (при рассматривании иллюстраций воспитатель обращает внимание детей на форму и окраску морских обитателей, их характерные особенности. Так же обращает внимание детей, что в море есть растения – водоросли и они тоже все разные по форме и окраске)
Воспитатель: Давайте сегодня попробуем нарисовать, то, что мы увидели с вами во время нашего путешествия в морские глубины.
Как вы думаете, чем лучше всего можно передать всю красоту и необычность морского дна и его обитателей? (красками, цветными карандашами). Верно. Ваши рисунки должны быть красочными. Но я хочу познакомить вас с новым способом рисования – процарапыванием рисунка! Думаю, что этот способ лучше всего сумеет передать всю красоту подводного мира.
Для каждого из вас я подготовила вот такое маленькое море! (загрунтованный картон). Видите, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить это море обитателями и растениями.
Для этого мы возьмём палочку, и острым её кончиком будем рисовать рыбку прямо по поверхности нашего моря (показ действия). Смотрите, верхний слой синий краски счистился, и под ним оказались яркие разноцветные пятна. Так ваши морские обитатели станут разноцветными и красивыми. Вам нравится моя рыбка? Тогда давайте, скорее, нарисуем рыбок и других животных на ваших морях!
(Во время выполнения рисунка, воспитатель напоминает детям как лучше разместить на листе рыб и растения. Если ребёнок затрудняется нарисовать какого либо морского обитателя, то воспитатель прорисовывает основные части – туловище, голову и т.д., а ребёнку предлагает дорисовать остальные детали – хвост, плавники, щупальца т т.д.).
Раздел № 2
Неживая природа.
2.1 Тема: «Земля - наш дом»
Цели и задачи:
Закрепить представления детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые и человек.
Развивать умение наблюдать, анализировать, связную речь.
Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение стихов
.
Материал к занятию : модель земли глобус земного шара, аудиозаписи пения птиц, презентация к занятию (Правила поведения в лесу), иллюстрации запрещающих знаков поведения в лесу, смайлики.
Ход занятия: Здравствуйте всем! Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный солнечный день, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!»
Солнце встало -
Хватит спать,
Хватить спать
,Пора вставать!
С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за воспитателем.
- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!
- Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой и теплом . Возьмемся за руки и передадим свое Добро, Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки. Согрелись у вас ладошки? Мне сегодня от вас потребуется очень большая помощь. Садитесь на стулья.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
« Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Но знают все : и млад, и стар, что она огромный шар»
Дети: это наша планета – Земля.
Воспитатель: Посмотрите вот у меня на столе глобус. Это модель нашей планеты Земля. И мы сегодня поговорим о ней.
Ребята, Земля- родной дом для всех, кто на ней живет. Земля-это горы, реки, моря, люди, животные.(презентация)
Воспитатель: А теперь проведем веселую игру о природе. Помогать нам будут эти 5 веселых матрешек. Они все разного цвета и задания в них будут разные. Откроем первую. В ней первое задание для нас.
1 Матрешка- игра « Вопрос- ответ»
«Кто из животных говорит Мяу?» (кошка)
«Кто из животных самый колючий?» (еж)
«Кто из животных меняет цвет?» (заяц)
«Какое насекомое дает нам мед ?» (пчела)
«Кого на Земле больше: птиц, животных или насекомых?» (насекомых)
(Дети отвечают на вопросы о животных)
Представьте себе, что мы с вами в лесу. Ребята, а как надо вести себя в лесу. Давайте мы с вами вспомним правила поведения (смотрим слайды)
2 Матрешка – Назови запрещающие знаки поведения в лесу. А теперь угадайте знак. Который изображен на картинки.
( «Нельзя разорять муравейник!», «Не ломайте деревья!», «Не рвите цветы!» и т.д.)
Физкультминутка Вместе по лесу идём .
Как хорош лес! Посмотрите налево ! Направо! Посмотрите вверх на дерево. Сколько здесь птиц!
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
( Звучит запись пения птиц)
3 Матрешка –игра « Назови птиц». Правила игры: дети бросают друг другу мяч. При этом называют изученных ранее птиц.
4 Матрешка –игра «Домашние и дикие животные». Детям раздаются картинки диких и домашних животных. По сигналу дети находят дом для диких животных–лес, и человека – для домашних.
5 Матрешка – Немного о насекомых –Дети самостоятельно называют части тела насекомого, опираясь на карточки-схемы.
Воспитатель: вот и закончились наши экологические задания. Теперь мы точно установили, что Земля – общий дом для всех! Итак, кто живет на планете Земля? Ответы детей :люди, насекомые, животные.
Ребята у меня на доске есть вот такие смайлики веселый, грустный, плачущий. Кому занятие понравилось, возьмет себе веселый смайлик, кому было скучно на занятие берет себе грустного смайлика. Кому было совсем не интересно берет плачущий смайлик.
2.2 Тема: Беседа – игра «Чем опасно солнце»
Цели и задачи: учить детей правилам поведения в жаркие летние дни.
Предварительная работа: беседы о природе, рассматривание иллюстраций. Словарная работа: солнечный ожог, тепловой удар.
Материалы и оборудование: картинки (солнечные очки, шуба, полотенце, шарф, сок, шляпа, лыжи, купальник, защитный крем, зонт).
Ход беседы:
Педагог. Дети, отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (солнце).
Ребята, чем солнце полезно людям?
Дети. Солнце греет, светит, под солнцем можно загорать.
Педагог. Чем солнце опасно для людей?
Дети. Солнце ослепляет, можно получить солнечный ожог, тепловой удар, перегреться.
Педагог. В первые жаркие дни детям нужно постепенно привыкать к прямым солнечным лучам. Облачные дни могут быть обманчивы, потому что, пробившись сквозь облака, солнечные лучи способны все же вызвать ожог. А еще слишком долгое пребывание под прямыми солнечными лучами может вызвать тепловой удар. Если в тени нет места для игр, дети должны быть защищены от солнца легкой одеждой и панамками. В очень жаркие дни нужно намазать тело защитным кремом от загара.
Игра «Что Катя должна взять с собой на пляж». Дети рассматривают картинки и выбирают нужную, объясняя, почему Кате на пляже понадобится данный предмет.
2.3. Тема: «Путешествие капельки»
Цели и задачи:
Создать целостное представление о воде как о природном явлении;
Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса, без запаха);
Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
Воспитывать бережное отношение к воде; учить беречь природные ресурсы;
Обогащать и активизировать словарь;
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы на каждого ребенка, краски, сахар, соль, иллюстрации с изображением воды.
Словарная работа: пресная, соленая.
Ход занятия:
Игровая ситуация.
Воспитатель: Ребята, давайте мы отправимся с вами на прогулку в весенний лес.
Для этого вы должны расслабиться, закрыть глаза, сесть поудобнее( играет спокойная музыка). Мы идем по цветущей поляне. Дует ветерок, солнце согревает нас своими лучами. Мы пришли к речке. Речка течет между камнями. ( слушают музыку)
Ребята, вы слышите, кто – то стучится? ( открывает дверь и вносит в группу Капельку).
Ребята, Капелька сказала, что пришла она к нам в гости к своим сестричкам - капелькам, которые живут у нас в группе. Давайте мы покажем Капельке, где живут сестрички – капельки, что у нас делают и какую пользу приносят. А отмечать сестричек – капелек мы будим красивыми капельками. ( Идут по группе, делают остановки). В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода.(приклеивают капельку). У аквариума: рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают капельку). В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки (приклеивают капельку).
У чайника с питьевой водой: вода нужна, чтобы мы могли ее попить (приклеивают капельку). В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо.
- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капельки знала сколько их.
Все вместе пересчитывают капельки.
Физкульминутка
«Рыбки весело плескались
В теплой солнечной воде.
То согнутся, разогнутся
То зароются в песке!»
Наша гостья Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везеде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
- Так ли это? Как выдумаете?( Дети отвечают). А откуда взялась Капелька, где она может Быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их.
Дети: Озеро, море, река.
Воспитатель: Значит Капелька – это маленькая частица чего?
Дети: Воды.
Воспитатель: Кому же нужна вода?( дети отвечают) А может ли человек прожить без воды?( Ответы детей). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Поэтому нужно экономно и бережно относиться к воде. Как вы думаете, что для этого нужно делать? (Не загрязнять водоемы, не бросать мусор в воду. Воду нужно экономить. Всегда закрывать кран.)
Вы уже столько много знаете о воде. Но сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми ее свойствами, потому что вода это одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Но для того, чтобы это узнать, давайте с вами пройдем в нашу лабораторию.( проходят, рассаживаются).
Исследовательская деятельность.
- Ребята, посмотрите, перед вами стоят 2 стакана. Один из них пустой, а во втором находится вода. Вы сейчас попробуете перелить воду из одного стаканчика в другой. (Переливают)
- А почему вода льется из одного стаканчика в другой?( потому что она жидкая). Вода течет, воду можно переливать. Значит она жидкая. (повторяют: жидкая). Какие еще жидкие вещества вы знаете? (молоко, сок, чай) какой цвет у молока? (молоко белого цвета). Посмотрите, какого цвета вода в ваших стаканах? (бесцветная).
-Теперь попробуйте воду. Какой у нее вкус?( пробуют, отмечают, что у воды нет вкуса). А теперь добавьте в воду сахар и размешайте. Какая стала вода? (сладкая). Если добавить в воду соль, То какая она будет на вкус? Давайте попробуем. ( отвечают). Есть ли у воды запах? Понюхайте воду( нюхают, отмечают, что у воды нет запаха).
А теперь Капелька хочет с вами поиграть.
Слушайте меня, хлопайте в ладоши каждый раз, когда слышите «кап», и выполняйте все, о чем я говорю.
Набежали тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил каплями по листьям и траве. Как капли закапали?
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва –
Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Но вот выглянуло солнышко, пригрело – и капельки расстаяли. А потом собрались вместе и стали ручейком, который побежал по камешкам, по пригорочкам. (Дети берутся за руки и образуют круг).
Практическая деятельность.
Воспитатель: Ребята Капелька приготовила вам подарок. Вот эти листы бумаги она хочет вам подарить. Эти листы бумаги волшебные! Вы что – нибудь видите на них? Капелька говорит, что на этих листах изображены ее сестрички – капельки. Но увидеть вы их сможете, если закрасите листы бумаги полностью голубой краской. ( Закрашивают).
- Ребята, какие вы молодцы! Ну а теперь скажите что изображено на этих листах? (ответы детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintatsiya_ekologiya.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда. Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры. Процесс становления осознанно – правельнного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения НОД, наблюдений, экспериментов, праздников с детьми средней группы ( 4 – 5 лет) Программа расчитанна на срок 2 месяца.
Цели и задачи Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, бережное отношение ко всему живому. Задачи: Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности. К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты: - дети должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами. Делиться своими познаниями о живом и неживом. Ухаживать за растениями в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.
№ Раздел, темы Количество занятий 1 Раздел : Живая природа. 5 1.1 Тема : Насекомые. «В гости к хозяйки луга» НОД 1 1.2 Тема: Аппликация : « Весенний луг» 1 1.3 Тема: Беседа: « Мир животных» 1 1.4 Тема: « Растения, какие они ?» НОД 1 1.5 Тема: Рисование. «Морское дно» Рыбы. 1 2 Раздел: Неживая природа. 3 2.1 Тема: «Земля наш дом» НОД 1 2.2 Тема : Беседа – игра «Чем опасно солнце» 1 2.3 Тема : « Путешествие капельки » НОД 1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Экология в детском саду» Учебно-тематический план для детей 4 – 5 лет. Проект краткосрочный апрель – май.
Программное содержание 1.1 Тема: Насекомые: «В гости к хозяйке луга» Цели и задачи: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком на столе лежит картинка, перевёрнутая изображением вниз. На картинках изображены насекомые – у каждого ребёнка своё насекомое.
Программное содержание. 1.2 Тема «На луг» Коллективная аппликация «На лугу» Работу выполнили в нетрадиционной технике "Скатывание цветных салфеток". Цели и задачи: -закрепляла знания детей о природе, окружающем мире; - познакомила с новой для них техникой аппликации из салфеток; - вызвала интерес к составлению композиции из самостоятельно приготовленных элементов (комочков из салфеток); - воспитывала бережное отношение к природе, самостоятельность, аккуратность; - развивала мелкую моторику рук.
Программное содержание 1.3 Тема «Мир Животных» Цели и задачи : • Закреплять знания детей о диких и домашних животных; • Формировать умение различать животных, правильно соотносить их названия; • Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными; • Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление; Способствовать развитию связной речи, пополнять активный словарь детей; • Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы; • Учить устанавливать причинно - следственные связи; • Создавать условия для самостоятельного выбора детьми на основе гендерной типологии; • Создание положительного эмоционального состояния у детей во время музыкального сопровождения.
Программное содержание 1.4 Тема : «Растения, какие они ? » Цели и задачи : закрепить умение различать и называть части растений; обобщить представления о растениях, классифицируя их (куст, дерево, трава, цветы); формировать представления о жизненных потребностях растений (земля, влага, свет, тепло); развивать умение делать выводы: почему растения – живая природа; развивать умственную операцию сравнения, формировать умение детей устанавливать элементарные связи между живой и неживой природой; развивать умение выделять существенные признаки растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Программное содержание 1.5 Тема: «Морское дно» Рисование Коллективная работара . Занятие по рисованию - «Морское дно» (использование нетрадиционной техники рисования – граттаж – процарапывание рисунка острым предметом на загрунтованном картоне). Цели и задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Программное содержание Раздел № 2 Неживая природа. 2.1 Тема: «Земля - наш дом» Цели и задачи: Закрепить представления детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые и человек. Развивать умение наблюдать, анализировать, связную речь. Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней. Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение стихов
Программное содержание 2.2 Тема: Беседа – игра «Чем опасно солнце» Цели и задачи : учить детей правилам поведения в жаркие летние дни. Предварительная работа: беседы о природе, рассматривание иллюстраций. Словарная работа: солнечный ожог, тепловой удар.
Программное содержание 2.3. Тема: «Путешествие капельки» Цели и задачи: Создать целостное представление о воде как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(прозрачная, без вкуса, без запаха); Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе; Воспитывать бережное отношение к воде; учить беречь природные ресурсы; Обогощать и активизировать словарь; Оборудование и материалы: прозрачные стаканы на каждого ребенка, краски, сахар, соль, иллюстрации с изображением воды. Словарная работа: пресная, соленая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"
Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы робототехники для детского сада. WeDo» для детей дошкольного возраста. «Умная вертушка», старшая группа
Лего-конструирование - серьезное развивающие занятие. Дети учатся работать с конструктором, используя инструкции, действовать по образцу и самостоятельно, развивают пространственное воображение, творч...
приказ с изменениями №234 от 14.10.2015г. Руководители дополнительных платных образовательных услуг, предоставляемых в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детском саду № 46 «Кот в сапогах»
Приказ с изменениями №234 от 14.10.2015г. "Руководители дополнительных платных образовательных услуг, предоставляемых в МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46 «Кот в сапогах»"....
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
Программа дополнительной услуги «Волшебный клубок» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 23 «Гуси - лебеди»
Формирование у дошкольников старшего возраста художественно – познавательных способностей, ручной умелости, через использование специально организованных форм обучения воспитанников, в процессе освоен...
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет...
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет...