Дополнительная общеобразовательная программа «Экология для детей»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества. По мнению ученых (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, И.Т. Суравегина и др.) оно должно стать непрерывным и всеобщим, где первым звеном является экологическое воспитание детей в детских дошкольных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_dlya_detey_22-23_g.docx | 107.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Угранский детский сад «Катюша» Угранского района Смоленской области
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Заведующий МБДОУ
от «__»____ 2022 г. детский сад «Катюша»
протокол № ____ Сучкова А.В. _________
Приказ № __ от «__»___ 2022г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Экология для детей»
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Фокина Елена Николаевна
воспитатель 1 категории
Угра, 2022 г.
Пояснительная записка
Программа «Экология для детей» разработана на основе программ по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Экология для самых маленьких» Т.А. Скалон.
Одним из важнейших инструментов реализации концепции «устойчивого развития», направленной на обеспечение благополучного существования человечества, является экологическое образование населения. Иначе, при быстром возрастании численности населения Земли и современной хозяйственной деятельности, вызывающей загрязнение окружающей среды, вымирание видов и т.п., биосферу ожидает глобальная экологическая катастрофа, которая поставит под угрозу будущее всего человечества (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс).
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества. По мнению ученых (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, И.Т. Суравегина и др.) оно должно стать непрерывным и всеобщим, где первым звеном является экологическое воспитание детей в детских дошкольных учреждениях.
Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определенного отношения ко всему, что окружает ребенка.
Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой чувствительности, эмоциональности, любознательности, целостном, нерасчленённом мировосприятии. Все это создает базу для обучения и воспитания дошкольников в духе экологической ответственности (Рыжова, 1997, Николаева, 2000).
Процесс обучения должен быть последовательным с элементами усложнения и с учетом возрастных периодов дошкольного возраста (Николаева, 2000).
Программа «Экология для детей» осуществляется на основе комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по ознакомлению дошкольников с природой с игровой, изобразительной и исследовательской деятельностью, с музыкой, литературой, а также выполнение физических упражнений. Занятия по экологии включают элементы театрализации, конструирование, рисование, лепку, физкультуру, постановку и проведение опытов, выполнение аппликаций и поделки из природного материала. Это дает дополнительные возможности для экологического воспитания дошкольников, а также педагогов дошкольного учреждения.
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
-Об утверждении санитарных правил СН 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 8 сентября 2020 г. № 28);
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Угранский детский сад «Катюша».
Срок реализации Программы «Экология для детей» – 1 год.
Актуальность программы
Актуальность данной программы предполагает учёт государственного, социального заказа, запросов детей и родителей.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологического образования, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях.
Отличительные особенности программы
В основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6-8 лет.
Программа открыта и доступна для детей разных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, для детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Так же программа предусмотрена для детей, проживающих в сельской местности с использованием специального оборудования, технологий, методик преподавания.
Объем программы: 32 часа на один год обучения.
Форма обучения - очная (Закон №273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
По данной программе возможно обучение в дистанционной форме с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР). По мере необходимости материалы для самостоятельного изучения будут доступны на официальном сайте учреждения.
Сайт учреждения: http://katysha-ugra.ru/ Виды работы на занятиях с детьми
- наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
- целевые прогулки по территории ДОУ;
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки; рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.;
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы и т.д.,
- работа с моделями;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций, семян, камней, листьев;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке и лаборатории юного исследователя;
- экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
- игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы, дневниками наблюдения;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Срок освоения программы: 1 учебный год.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25-30 минут.
Цель программы:
привитие основ экологической культуры дошкольникам.
Задачи программы:
Образовательные:
- Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях.
- Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).
- Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы.
- Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.
- Развивать умение правильно взаимодействовать с природой.
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитательные
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- Воспитывать ответственность за свои поступки;
- Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью.
- Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы.
Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты:
- расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии мира живой природы, хрупкости сложных взаимосвязей в природе;
- развить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть их красоту;
- привить навыки грамотного поведения в природной и городской среде;
- развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия мира природы, потребность общения с ней;
- формировать патриотические чувства.
Личностные результаты:
- бережное отношение к природе своей Родины;
- умение обсуждать и анализировать свою деятельность;
- умение экологически мыслить;
- развитие трудолюбия, ответственности, соблюдения правил поведения в природе.
Метапредметные результаты:
- понимают, что наша планета – общий дом для всех людей, животных и растений Земли;
- могут рассказать на доступном им уровне, какую роль в жизни животных и растений играют вода, воздух, свет и тепло;
- знают, что на Земле есть три царства живого: царство животных, царство растений и царство грибов;
- знают основные признаки живого и его потребности;
- владеют знаниями, что растения и животные живут в сообществе (лес и водоём);
- сравнивают и выделяют общие и отличительные особенности различных животных;
- устанавливают простейшие связи между природными явлениями;
- проявляют устойчивый познавательный интерес к природе;
Условия реализации программы:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно – иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Формы аттестации и контроля: наблюдение, опрос, беседа, диалог.
Текущий контроль - проводится в процессе обучения, знание теоретического материала отслеживается путем опроса, беседы, наблюдения.
Промежуточная аттестация – проводится с целью определения результатов обучения (занятия контроля и коррекции, тестирование). Проводится в виде коллективно- творческих занятий (проходят в форме конкурсов; основная цель таких занятий – обобщение и закрепление освоенного материала, проверка умения применять знания и умения в непривычной ситуации).
Итоговая аттестация – проводится с целью определения усвоения обучающимися учебного материала, их творческих способностей по завершению реализации образовательной программы. При помощи этих форм проверяется уровень освоения программ в соответствии с ожидаемыми результатами. На этих занятиях проводится индивидуальный контроль усвоения изученных тем.
Учебный план на 2022-2023 г.
ООД по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.
ООД проводятся с сентября 2022 г. по май 2023 г.
Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
1 | 4 | 32 | 30 мин |
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | «Неживая природа осенью» | 3 | 2 | 1 | Фронтальная беседа со всем коллективом |
2. | «Растительный мир осенью» | 2 | 1 | 1 | Решение проблемных задач |
3. | «Животный мир осенью» | 3 | 2 | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями |
4. | «Человек и природа» | 2 | 1 | 1 | Решение проблемных задач |
5. | «Экосистема – лес» | 2 | 1 | 1 | Решение проблемных задач |
6. | «Неживая природа зимой | 3 | 2 | 1 | Фронтальная беседа со всем коллективом |
7. | «Растения зимой» | 2 | 1 | 1 | Творческий отчёт (Выставка) |
8. | «Животный мир зимой» | 3 | 2 | 1 | Фронтальная беседа со всем коллективом |
9. | «Природа и человек» | 3 | 2 | 1 | Творческий отчёт (Выставка) |
10. | « Природа растения весной» | 2 | 1 | 1 | Решение проблемных задач |
11. | «Животный мир весной» | 3 | 2 | 1 | Фронтальная беседа со всем коллективом |
12. | «Природа и человек» | 4 | 2 | 2 | Решение проблемных задач |
Содержание учебного плана программы Экология для детей» .
Раздел 1: «Неживая природа осенью»
«Где мы живем?»
Теория: Воспитывать у детей любовь к родной природе, стремление заботиться о растениях и животных Смоленской области; формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
Практика: Дидактическая игра «Природа–не природа», «Угадай, что в мешочке». Наблюдения на экологической тропе, «Что такое природа?».
2. «Земля – наш дом»
Теория: дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов, видах поселения. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.
Практика: Беседа «Где я живу» Д/и: «Рассели животных», «Кто живёт на суше, а кто в воде», Аппликация из природного материала
3. «Здравствуй осень»
Теория: Закрепить знания детей об осени. Развивать умение устанавливать связи между изменениями неживой и живой природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей.
Практика: Наблюдение – сравнение. «Погода летом и осенью». Д/и «Угадай время года». Беседа «Жизнь растений и животных осенью». Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Игра «Следы осени»
4. «Времена года»
Теория: Солнце – источник света и тепла. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека.
Практика: Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь». Моделирование «Смена времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика». Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких»
5. «Живая и неживая природа»
Теория: Познакомить с понятием «живая природа», «неживая природа». Все, что питается, растет, дышит - относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию - к неживой природе. Обобщить знания детей о живом и неживом объекте.
Практика: Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой. Сезонные наблюдения за опавшими листьями. Акция «Поможем земле подготовиться к зиме»
Раздел 2. «Растительный мир осенью»
6. «Многообразие растительного мира Смоленской области»
Теория: Расширять и систематизировать представления детей о многообразии растений. Показать растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения, разное расположение, способов размножения (живородящие, размножающиеся черенками, листьями, луковицей, деление куста).
Практика: Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни». Наблюдение за цветущими растениями в группе.
7. «Царство грибов»
Теория: - Закрепить названия съедобных/ядовитых грибов. Познакомить детей с грибами, где они растут. Побеседовать о пользе грибов.
Практика: Рассказ воспитателя о грибах. Рисование «Грибы». Игра «Съедобные - несъедобные».
Раздел 3. «Животный мир осенью»
8. «Многообразие животного мира Смоленской области»
Теория: Расширять и систематизировать представления детей о многообразии животных нашей области. - Дать детям представление о микробах.
Практика: Игра «Экологические цепочки». Просмотр обучающего видеофильма
9. Дикие и домашние животные
Теория: Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных.
Практика: Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова. Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями разных животных.
10. Перелетные птицы
Теория: Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Связь птиц со средой обитания. Заботливое отношение к птицам.
Практика: Изготовление кормушек, заготовка кормов, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы».
Раздел 4. «Человек и природа»
11. «Солнце – большая звезда»
Теория: Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных: показать, что солнечный луч может стать разноцветным, делать выводы, подтверждая их экспериментальным путем.
Практика: Рассматривание карты звездного неба. Беседа «Когда солнце светит ярче». Игра - предположение. «Если бы не было солнышка».
12. «Хлеб – всему голова»
Теория: Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Практика: Беседа «Как выращивают хлеб». Отгадывание загадок. Чтение рассказов и стихотворений, Д/и «Какой хлеб?», «Кто больше назовет»
Раздел 5. «Экосистема – лес»
13. «Цепочка в лесу»
Теория: Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; Уточнить: лес как пример сообщества.
Практика: Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки». Экскурсия по территории сада.
14. «Кто главный в лесу?»
Теория: Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника; Закрепить, главное звено в лесу – растение; Уточнить последствия уничтожения деревьев; Воспитывать бережное отношение к лесу.
Практика: Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?» Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса. Прогулка по территории сада. «Определение пород деревьев и кустарников».
15. «Труд людей осенью»
Теория: Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о направленности труда и его значении.
Практика: Иллюстрации труд людей осенью и летом. Беседа по картинам. Д/и «Овощехранилище», «Заготовка»
Раздел 6. «Неживая природа зимой»
16. «Зима полна серебра»
Теория: Учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родной природе.
Практика: Опыт: «Снег сохраняет тепло» Труд в природе: организация зимнего огорода на окне Загадки о зиме и явлениях природы Наблюдение за снегом.
17. «Воздух вокруг нас. Свойства воздуха»
Теория: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами.
Практика: Загадки. Определение направления ветра (ветреной рукав). Игра «Откуда прилетел ветер?»
18. «Зимние явления в неживой природе»
Теория: Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер.
Практика: Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. Опыты «Высота солнца, температура, длина тени».
Раздел 7. «Растения зимой»
19.«Как зимуют растения»
Теория: Учить замечать деревья и кустарники без листьев; Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки.
Практика: Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек. Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»
20. Беседа о лесе.
Теория: Сформировать понятия о значение природы в жизни людей. Углублять и систематизировать знания детей о нормах поведения в природе. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, наблюдательность.
Практика: «Беседа о лесе, прослушивание звуков леса, коллективная аппликация «Лес». Рассматривание тематических картинок.
21. «Путешествие в царство комнатных растений»
Теория: Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.
Практика: Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение».
22. Размножение растений
Теория: Учить пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)
Практика: Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду.
Раздел 8. «Животный мир зимой»
23. «Путешествие с Севера на Юг»
Теория: Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, дать понятие высокой поясности, что каждой климатической зоне соответствуют определенные виды растений.
Практика: Опыт: «Как маскируются животные». Чтение худ. литературы о климатических поясах России, рассматривание картин.
24. «Животные Севера»
Теория: Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - Особенности погодных условий Крайнего Севера.
Практика: Чтение худ. литературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате. Демонстрационный материал «Животные Севера».
25. «Беседа о зимующих птицах»
Теория: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц.
Практика: Дидактическая игра по классификации птиц. Аппликация «Птицы на кормушке» Изготовление кормушки в домашних условиях.
Раздел 9. «Природа и человек»
26. Насекомые - наши помощники.
Теория: Дать элементарные знания о жуках; бабочках, на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
Практика: Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»). Отгадывание загадок Наблюдения за насекомыми Рассматривание иллюстраций.
27. «Красная книга – сигнал опасности»
Теория: Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание.
Практика: Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли». Игра «Где живут животные». Рисование «Какой цветок просит помощи, нарисуй его».
Раздел 10. «Природа растения весной»
28. «Времена года. Весна»
Теория: Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
Практика: Загадки о весне Иллюстрации «Когда это бывает» Жизнь животных и птиц весной. Чтение стихов о весне Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной». П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса»
29. «Огород на окошке»
Теория: Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность
Практика: Беседа «Что нужно растению?». Посадить лук, петрушку.
30. «Берегите первоцветы»
Теория: Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; Особенности строения и назначения всех органов.
Практика: Дидактическая игра о цветах. Выпуск листовок «Берегите первоцветы».
Раздел 11. «Животный мир весной»
31. «Для чего нужны дождевые черви»
Теория: Познакомить с дождевым червем, с внешним видом и строением, Закрепить знания детей о почве, через стеклянную стенку демонстрационного ящика.
Практика: Наблюдение за дождевым червяком. Опыт «Как лучше дышит растение».
32. «Встречаем птиц»
Теория: Совершенствовать знания о перелетных птицах; Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов).
Практика: «Домик для скворца». Наблюдение за скворечниками на птичьем дворе.
33. «Экологическая тропинка»
Теория: Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).
Практика: Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу» Игра «Что ты сделал доброе для природы?». ТРИЗ «Что будет, если». Д/и «Кто больше». П/и «Раз, два, три- к дереву беги».
Раздел 12. «Природа и человек»
34. «Человек – живой организм»
Теория: Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них.
Практика: Беседа о потребностях человека Рассказ о вредных привычках Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус».
35. Проведение итогового мониторинга
Теория: Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по теме экологического воспитания.
Практика: Диагностические карты и карты схемы для выявления уровня экологических знаний и умений дошкольников.
Календарный учебный график 2022-2023 гг.
№п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | сентябрь | 8 | 15:30-16:00 | Обучающая игра | «Где мы живем» | Участок детского сада | Решение проблемных задач |
2. | сентябрь | 15 | 15:30-16:00 | Практикум | «Земля наш общий дом» | Игровая комната | Творческий отчёт (Аппликация) |
3. | сентябрь | 22 | 15:30-16:00 | Развлечение | «Здравствуй, осень» | Музыкальный зал | День творчества (Развлечение) |
4. | сентябрь | 29 | 15:30-16:00 | Обучающая игра | «Времена года» | Музыкальны й зал | Фронтальная беседа со всем коллективом |
1. | октябрь | 6 | 15:30-16:00 | Практикум | «Живая и неживая природа» | Участок детского сада | Решение проблемных задач |
2. | октябрь | 13 | 15:30-16:00 | Познавательн ая игра | «Многообразие растительного мира Смоленской области» | Игровая комната | Творческий отчёт (Аппликация) |
3. | октябрь | 20 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Царство грибов» | Участок детского сада | Решение проблемных задач |
4. | октябрь | 27 | 15:30-16:00 | Обучающая игра | «Многообразие животного мира Смоленской области» | Участок детского сада | Решение проблемных задач |
1. | ноябрь | 3 | 15:30-16:00 | Практикум | «Домашние и дикие животные» | Игровая комната | Фронтальная беседа со всем коллективом |
2. | ноябрь | 10 | 15:30-16:00 | Познавательн ая игра | «Перелетные птицы» | Игровая комната | Индивидуальные карточки с заданиями |
3. | ноябрь | 17 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Солнце - большая звезда» | Участок детского сада | Решение проблемных задач |
4. | ноябрь | 24 | 15:30-16:00 | Практикум | «Хлеб всему голова» | Игровая комната | Индивидуальные карточки с заданиями |
1. | декабрь | 1 | 15:30-16:00 | Познавательн ая игра | «Цепочка в лесу» | Игровая комната | Фронтальная беседа со всем коллективом |
2. | декабрь | 8 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Кто главный в лесу?» | Игровая комната | Устный опрос |
3. | декабрь | 15 | 15:30-16:00 | Промежуточн ая аттестация | «Труд людей осенью» | Игровая комната | Творческий отчёт |
4. | декабрь | 22 | 15:30-16:00 | Развлечение | «Земля полна серебра» | Музыкальный зал | День творчества |
1. | январь | 12 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Воздух вокруг нас» | Игровая комната | Деловые игры |
2. | январь | 19 | 15:30-16:00 | Практикум | «Зимние явления в неживой природе» | Музыкальный зал | Фронтальная беседа со всем коллективом |
3. | январь | 26 | 15:30-16:00 | Познавательная игра | «Как зимуют растения» | Участок детского сада | Решение проблемных задач |
1. | февраль | 2 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Беседа о лесе» | Игровая комната | Решение проблемных задач |
2. | февраль | 9 | 15:30-16:00 | Практикум | «Путешествие в царство комнатных растений» | Игровая комната | Творческий отчёт (Выставка) |
3. | февраль | 16 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Размножение растений» | Игровая комната | Решение проблемных задач |
4. | февраль | 23 | 15:30-16:00 | Практикум | «Путешествие с Севера на Юг» | Игровая комната | Фронтальная беседа со всем коллективом |
1. | март | 2 | 15:30-16:00 | Обучающая игра | «Животные Севера» | Игровая комната | Устный опрос |
2. | март | 16 | 15:30-16:00 | Познавательн ая игра | «Беседа о зимующих птицах» | Игровая комната | Творческий отчёт (Аппликация) |
3. | март | 23 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Насекомые наши помощники» | Музыкальный зал | Фронтальная беседа со всем коллективом |
4. | март | 30 | 15:30-16:00 | Практикум | «Красная книга сигнал опасности» | Игровая комната | Творческий отчёт (Рисование) |
1. | апрель | 6 | 15:30-16:00 | Познавательная игра | «Времена года. Весна» | Игровая комната | Решение проблемных задач |
2. | апрель | 13 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Огород на окошке» | Игровая комната | Творческий отчёт (Рисование) |
3. | апрель | 20 | 15:30-16:00 | Обучающая игра | «Берегите первоцветы» | Игровая комната | Творческий отчёт (Выпуск листовок) |
4. | апрель | 27 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Для чего нужны дождевые черви» | Игровая комната | Творческий отчёт (Выставка рисунков) |
1. | май | 4 | 15:30-16:00 | Практикум | «Встречаем птиц» | Участок детского сада | Фронтальная беседа со всем коллективом |
2. | май | 11 | 15:30-16:00 | Познавательн ая игра | «Экологическая тропинка» | Игровая комната | Творческий отчёт (Рисование) |
3. | май | 18 | 15:30-16:00 | Демонстрация | «Человек – живой организм» | Игровая комната | Творческий отчёт (Выпуск листовок) |
4. | май | 25 | 15:30-16:00 | Итоговая аттестация | «Проведение итогового мониторинга» | Игровая комната | Индивидуальные карточки с заданиями |
Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации методической разработки создан практический и наглядный инструментарий, ведь овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, видеть их, экспериментировать. Такие условия созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает:
- более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др) или картинки;
- огород или ящики, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат;
Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы:
- натуральные объекты живой и неживой природы;
- иллюстративные пособия;
- вспомогательные приборы и оборудование.
В работе используются коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа), растения и животные, окружающие ребенка, разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.
Имеется большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара.
Общая методика работы:
В детской лаборатории присутствует природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок.
Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
При выборе тематики, отборе слов и моделей к каждой теме учитывается уровень развития детей и их интересы.
а) методы обучения:
словесный метод – метод обучения, при котором источником знания становится устное и печатное слово.
наглядный метод - метод обучения, при котором источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.
практический метод – метод, при котором обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия.
объяснительно-иллюстративный метод – метод обучения, при котором педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
репродуктивный метод – метод обучения, суть которого состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.
игровой метод – метод обучения, при котором освоение нового материала, его закрепления и отработка происходит во время игр.
имитативный метод – метод обучения, предполагающий использование имитации в качестве основного приема при формировании речевых навыков и становлении речевых автоматизмов.
метод контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебнопознавательной деятельности обучающихся.
б) формы организации образовательного процесса: индивидуально - групповая; групповая.
в) формы организации учебного занятия:
- занятия с привлечением подвижных игр и физкультурных упражнений,
- занятия – беседы;
- специальные занятия – просмотр видео фрагментов – как дополнение к основным занятиям;
- музыкальное занятие;
- совместная игровая деятельность преподавателя и обучающихся, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации, придумываются загадки;
- индивидуальная работа обучающихся;
- знакомство с литературой.
г) педагогические технологии:
- технология группового обучения – технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности является работа в группах.
- технология коллективного взаимообучения – организация обучения, при которой обучение осуществляется путем общения в парах или группах.
- технология развивающего обучения – форма организации учебного процесса, при которой происходит взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно- распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач.
- технология игровой деятельности – форма организации обучения, при которой освоение нового материала, его закрепление и отработка происходит во время игры.
- здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.
Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредством электронной сети Интернет организовать обучение обучающихся,
находящихся территориально в любом уголке земного шара (при наличии подключения к Интернету).
Методические пособия для педагогов:
- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.– Воронеж: Учитель, 2016.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель, 2017.
- «Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. – СПб: «Детство-пресс», 2016.
- Рыжова Н.А. "Напиши письмо сове":Экологический проект для детских садов и начальной школы.–М.: ООО "Карапуз–дидактика", ТЦ "Сфера",2017.
- Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) /Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.-СПб.: Акцидент, 2018.
- Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2017
- И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2015 г.
- Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2015.
- Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2015.
Литература для дошкольников:
1. Сигимова М.Н. Мир природы глазами ребенка. Н.И.П.К.и П.Р.О, 2017.
2. Николаева С.Н. Сюжетно – ролевые игры в экологическом воспитании
дошкольников. ГНОМ, 2018.
- Воронкевич А. В. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. ДЕТСТВО – ПРЕСС,2016.
- Алябаева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. 1, 2,3 издание. ТЦ СФЕРА,
2017.
- Нищева Н,В. Подвижные и дидактические игры на прогулки. ДЕТСТВО –
ПРЕСС,2015.
- Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр. Феникс, 2016. 7.Лопатина А. Начало мудрости. Амрита – Русь, 2015.
- Елкина Н.В. Сто загадок. Академия Холдинг,2015.
- Красичкова А, Г, Оригами полная энциклопедия. Астрель Полигафиздат, 2017. 10.Османова Г.А. Игровой логопедический массаж и само массаж. КАРРО,2016. 11.Алябьева Е.А. Природа. Сфера, 2015.
- Вохринцева С. Методические пособие для педагогов и родителей. (по тематическому плану) Страна фантазий, 2015.
- Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей.
Издательство ГНОМ, 2016.
- Лаптева Г. Развивающее прогулки для детей. Серия развивающих карточек.
«Речь о детях» . Речь, 2017.
- Лаптева Г. Лучшее прогулки круглый год. Серия развивающих карточек. Речь,
2016.
Детская художественная литература.
Томина С.Д. «Полная хрестоматия для дошкольников». Снегирев Г. «Как птицы и звери к зиме готовятся».
Флинт В.С. «В пустыне». Синавский П. «Зеленая аптека». Русская народная сказка «Пых».
Косова Г. «Азбука в загадках о птичках и зверятах». Александрова З. «Новая столовая».
Дмитриев Ю. «Кто в лесу живет и что в лесу растет». Цыферов Г. «История про поросенка».
Бианки В. «Все самые».
Бианки В. «Как муравьишка домой спешил. Рассказы». Заплатная С. «Мы идем в лес».
Тюняев А. «Все о воде». Пискарева Н. «Настоящие друзья».
Моррис Р. «Тайны живой природы».
Скиба Т. «Новая энциклопедия для детей в вопросах и ответах». Твист К. «Атлас морских хищников».
Носенко Т. «Сказки про зверей». Бианки В. «Кто чем поёт?»
Михалков С. «Русские сказки о природе». Сказки, песенки, потешки для самых маленьких. Степанов В. «Букварь».
Тюняев А. «Кто в Африке живет».
Приложение
Диагностический инструментарий для детей 6 -8 лет
по экологическому развитию.
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА (начало учебного года)
Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?» Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?» Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение. Задание №5.
Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)? Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему? Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (конец учебного года)
Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), 2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолёт).
Методика. Из представленных картинок ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:
- Как ты узнал, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?
- Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?
- Зачем нужны (называются части и органы)?
- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?
Задание №2.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему. Задание №3.
Цель. Выяснить понимание ребёнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №4.
Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №5.
Цель. Выявить представления ребёнка о составе экосистем.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 7.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о стадиях роста хорошо знакомых растений и животных, о цикличности роста и развития на каждой стадии.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 8.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. Задание №7.
Цель. Определить представления ребёнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком.
- Какое время изображено?
- Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?
- Чем занимаются люди в это время года? Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему? Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения дете в природе).
Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой
деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
В первичной и контрольной педагогической диагностике встречаются одинаковые задания – в связи с тем, что в начале года определяются представления и умения детей, на основе которых выстраивается содержание деятельности педагога на год.
Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:
Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов; Средний – от 1,7 до 2,3 баллов; Низкий – от 1 до 1,6 баллов.
Высокий уровень.
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между
деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Низкий уровень
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным
признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Презентация дополнительной общеобразовательной программы «Бисероплетение» для детей младшего школьного возраста"
Актуальность образовательной программы. • Как вид декоративно-прикладного искусства бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя, его любой человек рассказывает тем самым о с...
Дополнительная общеобразовательная программа «Умка» для детей 3-5 ЛЕТ
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на познавательное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная программа «Букварёнок» (для детей 5 - 7 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа«Букварёнок» на 2017-2018 г.(для детей 5 - 7 лет)...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматёнок" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа по обучению детей игре в шахматы в ДОУ....
Дополнительная общеобразовательная программа "Почемучки"для детей 3-4 лет
Цель программы: развитие познавательного интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования.Задачи программы:1.расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элемента...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы" для детей 5 - 7 лет
laquo;Шахматы»Дополнительная общеобразовательная программадля детей 5 - 7 лет...
Дополнительная общеобразовательная программа "Мастерилка" для детей 4-5 лет
Дополнительная общеобразовательная программа "Мастерилка" для детей 4-5 лет определяет содержание и организацию работы по художественно-эстетическому развитию вне требования основной образов...