Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" | 109.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №211»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 211»
протокол №___от «___» ___20__г
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ МО
г. Краснодар «Детский сад 211»
Тургенева Т.Л.
Дополнительная образовательная программа
«ШАХМАТЫ В ДЕТСКОМ САДУ»
физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет
Авторы:
педагог дополнительного образования: Цыганкова Юлия Алексеевна
старший воспитатель: Зленко Людмила Ивановна
г. Краснодар
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ…… ……………………….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………...…3
1.2. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………………..8
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики…………………...…8
1.4. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности по Программе…………………………………………………………………………………………...9
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ……………10
..
2.1. Содержание тематических блоков…………………………………………………………...11
2.2. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ………………...…………….12
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы……………….…………….…..13
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников и
социальными партнерами…………………………………………………………………………14
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ…………15
3.1. Материально-техническое обеспечение……………………………………………………..15
3.2. Планирование образовательной деятельности…………………………………………...…15
3.2.1. Учебный план………………………………………………………………..………..…….15
3.2.2. Календарный учебный график…………………………………………………………......18
3.3. Рабочая программа……………………………………………………………………………19
3.4. Критерии мониторинга и их оценка………………………………………………..………..28
3.5. Литература…………………………………………………………………………………….30
2
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Программа «Шахматы в детском саду» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность данной программы заключается в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом многих стран мира. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга детей дошкольного возраста, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа «Шахматы в детском саду» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
3
Необходимость разработки программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении определяются спецификой образовательной деятельности, направленной на раскрытие потенциальных возможностей и способностей воспитанников, ее творческим характером и имеющимися возможностями для полноценного развития дошкольников. Дополнительная общеобразовательная программа детей и взрослых «Шахматы в детском саду» разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 ст.75 (Дополнительное образование детей и взрослых); Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное, начальное звено).
Отличительная особенность данной программы.
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И. Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы в детском саду» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Цель организации дополнительного образования– создание условий для повышения результативности образования на основе сохранения традиций и накопленного опыта по всем направлениям развития личности ребенка.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей и взрослых.
4
- Более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг.
- Совершенствование управления в организации дополнительных образовательных услуг.
Решение данных задач предполагает:
- создание условий для индивидуального развития личности ребенка и получение каждым дошкольником квалифицированных образовательных услуг с учетом его потребностей и пожеланиями родителей для обеспечения ранней социализации;
- обеспечение комплексного подхода к программам дополнительного образования с учетом направлений развития личности ребенка: познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического, социально-коммуникативного;
- формирование системы экспертизы используемых программ по дополнительному образованию дошкольников, отбора методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования.
Общими характеристиками такой системы дополнительного образования являются:
- единое образовательное пространство;
- функционирование образовательного учреждения в течение полного дня;
- обеспечение возможности выбора родителями и воспитанниками индивидуальных образовательных маршрутов;
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей и взрослых.
Направленность целей, задач и содержание дополнительного образования не повторяют задачи образовательных областей развития, определенные ФГОС ДО.
Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительной общеобразовательной программы для детей «Шахматы в детском саду» осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними.
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы в детском саду» предназначена для детей дошкольного возраста 6-7лет.
Нормативной базой разработки дополнительной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения являются:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»)
- Устав ДО;
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
5
Цели и задачи Программы
Целью программы «Шахматы в детском саду» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Знакомить детей с шахматными фигурами, шахматной доской, учить ориентироваться на ней.
- Знакомить детей с расстановкой шахматных фигур перед шахматной партией, с их начальным положением, ходом, взятием.
- Дать детям понятия «шах», «мат», «ничья», «пат».
- Учить детей правилам рокировки.
- Учить детей играть короткие шахматные партии, изучение основ шахматной
игры.
Развивающие задачи:
- Формировать навыки мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
- Развивать познавательные психические процессы: слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторные координации.
- Развивать творческое и вариативное мышление, способность мыслить и действовать самостоятельно.
- Развивать любознательность, самостоятельность, инициативность,
- Подготовка ребенка к школе. Дети, играющие в шахматы, лучше воспринимают и усваивают содержание школьных дисциплин, применяют полученные знания и опыт на практике, быстрее делают домашнее задание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься выбранным делом.
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
- Формировать потребность проводить свободное время в социально-значимых целях, занимаясь различной деятельностью
- Вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.
6
Возрастные особенности детей подготовительной группы
(от 6 до 7 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности времяво произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
7
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку.
По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
- концу второго года обучения дети должны знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.
- концу второго года обучения дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Дополнительная образовательная программа «Шахматы в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы «Шахматы», первый год» И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в ученом процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение», фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
Дополнительное образование осуществляется для детей седьмого года жизни продолжительностью 30 минут 2 раза в неделю, с октября по апрель.
8
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения, ориентирован на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во второй половине дня.
Первый год обучения: 56 часов, 2 раза в неделю
(Имеется виду один академический час –это в подготовительной группе 30 мин.)
1.4. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности
по программе
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности:
- Коммуникации со сверстниками и взрослыми.
- Игровой деятельности.
- Познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности).
- Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- Оптимизация работы с группой детей.
Методика проведения педагогического мониторинга, критерии диагностики
Диагностика детского развития проводится два раза в год: до начала реализации Программы для определенной возрастной группы и после ее окончания. В ходе образовательной деятельности педагог создает игровые ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Инструментарий
для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в оценочных материалах.
9
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание тематических блоков
Название | Дидактические игры и задания | ||||||||||
тематического блока | |||||||||||
Шахматная | доска. | «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют | |||||||||
Шахматная доска, | белые | одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками. | |||||||||
и | черные | поля, | «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из | ||||||||
горизонталь, | вертикаль, | ||||||||||
вертикальных линий. | |||||||||||
диагональ, центр. | |||||||||||
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из | |||||||||||
диагоналей шахматной доски. | |||||||||||
Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке все | ||||||||||
шахматные фигуры. Каждый из детей на ощупь пытается | |||||||||||
определить, какая фигура спрятана. | |||||||||||
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из | |||||||||||
шахматных фигур, дети угадывают. | |||||||||||
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе | |||||||||||
воспитателя в один ряд. Дети по очереди называют все | |||||||||||
шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается | |||||||||||
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». | |||||||||||
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а | |||||||||||
дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. | |||||||||||
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и | |||||||||||
спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга, чем | |||||||||||
отличаются? | |||||||||||
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. | |||||||||||
Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. | |||||||||||
Задача: поставить все фигуры по высоте. | |||||||||||
Начальная | «Мешочек». Дети по одной вынимают шахматные | ||||||||||
расстановка | фигур. | фигуры и расставляют начальную позицию. | |||||||||
Начальное | положение | «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и | |||||||||
(начальная | позиция); | ||||||||||
спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном | |||||||||||
расположение | каждой из | ||||||||||
положении. | |||||||||||
фигур | в | начальной | |||||||||
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о | |||||||||||
позиции; правило «ферзь | |||||||||||
любит свой цвет»; связь | начальном положении, к примеру «Ладья стоит в углу», и | ||||||||||
между | горизонталями, | бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч | |||||||||
вертикалями, | следует поймать. | ||||||||||
диагоналями и начальной | |||||||||||
расстановкой фигур. | |||||||||||
Ходы | и | взятие | «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У | ||||||||
фигур | (основная | тема | ребенка формируется внутренний план действий, развивается | ||||||||
учебного курса). Правила | аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог | ||||||||||
10 |
хода и взятия каждой из | играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего | ||||||||||||||
фигур, | игра | на | фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все | ||||||||||||
уничтожение», | фигуры противника. | ||||||||||||||
белопольные | и | «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все | |||||||||||||
чернопольные | слоны, | ||||||||||||||
черные | фигуры, | расположенные | на | шахматной | доске, | ||||||||||
одноцветные | и | ||||||||||||||
уничтожая каждым | ходом | по фигуре | (черные | фигуры | |||||||||||
разноцветные | слоны, | ||||||||||||||
считаются заколдованными, недвижными). | |||||||||||||||
качество, | легкие | и | |||||||||||||
«Лабиринт». | Белая | фигура | должна | достичь | |||||||||||
тяжелые | фигуры, | ||||||||||||||
ладейные, | коневые, | определенной | клетки | шахматной | доски, | не | становясь | на | |||||||
слоновые, | ферзевые, | «заминированные» поля и не перепрыгивая их. | |||||||||||||
королевские | пешки, | «Перехитри | часовых». Белая | фигура должна | достичь | ||||||||||
взятие | на | проходе, | |||||||||||||
определенной | клетки | шахматной | доски, | не | становясь | на | |||||||||
превращение пешки. | |||||||||||||||
«заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом | |||||||||||||||
черных фигур. | |||||||||||||||
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все | |||||||||||||||
черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по | |||||||||||||||
шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под | |||||||||||||||
ударом черных фигур. | |||||||||||||||
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая | |||||||||||||||
фигура должна достичь определенной клетки шахматной | |||||||||||||||
доски. | |||||||||||||||
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против | |||||||||||||||
фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить | |||||||||||||||
свою фигур на пределенное поле. При этом запрещается | |||||||||||||||
ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры | |||||||||||||||
противника. | |||||||||||||||
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна | |||||||||||||||
предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет | |||||||||||||||
победителя. | |||||||||||||||
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна | |||||||||||||||
за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не | |||||||||||||||
оказаться под боем. | |||||||||||||||
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть | |||||||||||||||
одновременно на две черные фигуры. | |||||||||||||||
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо | |||||||||||||||
выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. | |||||||||||||||
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить | |||||||||||||||
другую, стоящую под боем. | |||||||||||||||
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, | |||||||||||||||
чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих | |||||||||||||||
фигур. | |||||||||||||||
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры | |||||||||||||||
на уничтожение», но с «заминированными» полями. | |||||||||||||||
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. | |||||||||||||||
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого | |||||||||||||||
раздела | (даже | такие, на | первый | взгляд, | странные, | как | |||||||||
«Лабиринт», «Перехитри часовых» и т.п., где присутствуют | |||||||||||||||
11 |
«заколдованные» фигуры и «заминированные» поля, | ||||
моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные | ||||
ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на | ||||
шахматной доске. При этом все игры и задания являются | ||||
занимательными и развивающими, эффективно способствуют | ||||
тренингу образного и логического мышления. | ||||
Цель | шахматной | «Шах или не шах». Проводится ряд положений, в | ||
партии. Шах, мат, пат, | которых дети должны определить: стоит ли король под шахом | |||
ничья, мат в один ход, | или нет. | |||
длинная | и | короткая | «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому | |
рокировка и ее правила. | ||||
королю. | ||||
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно | ||||
объявить шах черному королю. | ||||
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от | ||||
шаха. | ||||
«Мат или не мат». Проводится ряд положений, в | ||||
которых дети должны определить: дан ли мат черному королю. | ||||
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из | ||||
начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый | ||||
шах. | ||||
«Рокировка». Дети должны определить, можно ли | ||||
рокировать в тех или иных случаях. | ||||
Игра | всеми | «Два хода». Для того, чтобы ребенок научился создавать | ||
фигурами | из | начального | и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим | |
положения. Самые общие | образом: на каждый ход педагога ребенок отвечает двумя | |||
представления о том, как | своими ходами. | |||
начинать | шахматную | |||
партию. | ||||
2.2. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ
Построение дополнительной образовательной деятельности основывается на адекватный возраст разнообразных формах работы с детьми. В данном образовательной процессе используются следующие формы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста: групповая и индивидуальная образовательная деятельность, дидактические игры и задания, игровые упражнения, головоломки, кроссворды, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг, просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы, специальные рассказы об интересных фактах и событиях, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), творческие задания, коллекционирование, конкурсы, турниры, праздники, викторины.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
12
Методы обучения, как способы организации дополнительной образовательной деятельности дошкольников, являются важным фактором успешности усвоения материала, а также развития логического мышления и личностных качеств. Они влияют на развитие целостной картины мира ребенка, его способностей, воспитание его потребностей.
По источнику передачи и характеру восприятия информации рассматривается классификация методов: словесные, наглядные, практические.
Следующая классификация методов позволяет определить характер познавательной деятельности детей и способ усвоения содержания образования.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядно-образный и репродуктивный методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного изложения. Разбор позиций разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, стремление к самостоятельному поиску ответа.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Комплекс приемов:
- приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения (иллюстрирование, демонстрация, презентация, театрализация, и т.д.);
- приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности воспитанников (проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование и т.д.;
- приемы, активизирующие эмоции воспитанников (драматизация, игра, имитация, праздники, экскурсии и т.д.);
- приемы контроля, самоконтроля (самостоятельные работы творческого характера и
т.д.);
- приемы управления межличностными отношениями (совместное нахождение лучшего решения и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы «Шахматы в детском саду» заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм работы, которые в полной мере решают все задачи шахматного образования детей старшего дошкольного возраста.
13
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы
Для воспитанников второго года освоения Программы (6-7 лет) приоритетной сферой инициативы является изучение. Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержки детской инициативы:
- вводит адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
- спокойно реагирует на неуспех ребенка и предлагает несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам испытал;
- создает условия (ситуации), позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
- обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого из них;
- помогает при необходимости в решении проблем при организации игры;
- привлекает к планированию деятельности детского коллектива на день и более отдаленную перспективу, учитывая и реализуя их пожелания и предложения;
- создает условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по интересам.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников и социальными партнерами
Главный принцип организации образовательной деятельности – интеграция. Так наряду
- познавательной деятельностью, важна деятельность воспитателей группы, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя по художественному труду, музыкального руководителя, хореографа, педагога-психолога.
- целью повышения качества организации деятельности по шахматному образованию реализуются следующие формы работы с педагогами:
- показ открытых мероприятий
- педагогический практикум по обмену опытом на тему: «Ведение документации по дополнительному образованию», «Разработка рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО»;
- практикум «Играем вместе»;
- мастер-класс «Играем с детьми на фрагментах шахматной доски»;
- совместная подготовка и проведение шахматных развлечений
выступление на педагогическом совете по теме «Шахматный кружок, как форма интеллектуального развития дошкольников».
- процессе совместной деятельности педагога и ребенка возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества и общения. Совместная работа всех педагогов помогает ребенку самореализоваться в жизни, быть активным членом общества, дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения.
14
Взаимодействие с родителями
Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
- работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:
родительские собрания с использованием слайдовых презентаций («Шахматы – не просто игра», «Я – дошкольник: дополнительная образовательная деятельность в ДОУ («Шахматы в детском саду») с целью знакомства родителей с содержанием, задачами и методами освоения детьми игры в шахматы;
наглядный материал в родительском информационном уголке с целью знакомства родителей с работой шахматного кружка;
памятка «Играем вместе» с целью закрепления пройденного материала;
тематические консультации («В шахматисты прямо из песочницы», «Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок?» и др.) с целью педагогического просвещения, обеспечения целостного развития личности дошкольника, повышения компетентности родителей в области воспитания, ориентирования их на развитие у ребенка потребности к познанию;
индивидуальные беседы об успехах детей, «О продолжении дальнейшего обучения детей шахматам в СОШ № 84, «Использование детской литературы по изучению шахмат дома», «Обыгрывание шахматных ситуаций» с целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами, а также привлечение их к сотрудничеству, оказания своевременной помощи по тому или иному вопросу по шахматам, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам;
анкетирование с целью обеспечения обратной связи с семьей, уточнения представления родителей о дополнительном образовании в ДОУ, выявление отношения родителей к вопросам шахматного образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье;
оформление опыта семейного воспитания «Наша шахматная семья» с целью освещения семейного опыта по освоению игры в шахматы, организации совместной деятельности детей и взрослых (выпуск семейных газет, тематических альбомов с рассказами и т.п.) с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника;
15
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Материально-техническое обеспечение
Реализация программы «Шахматы в детском саду» требует наличия кабинета.
Оборудование кабинета:
дидактические игры для обучения игре в шахматы,
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии),
демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур,
настольные шахматы,
шахматные столы,
шахматные часы,
обучающие видео уроки по шахматам,
стимуляторы игр,
уголок «Шахматы» в старшей группе,
родительский уголок «Шахматы».
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).
16
- Планирование образовательной деятельности
3.2.1. Учебный план
Блок | Кол-во часов | Сроки | Кол-во часов | Образовательная нагрузка | Тема занятия | |||
День | Неделя | Период | ||||||
Шахматная доска | 5 | X | 2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Повторение по темам: шахматные поля, доска, элементы шахматной доски | |
2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Шахматная нотация (как запись положения фигур на шахматной доске) | ||||
1 | 30 мин | 30 мин | 30 мин | Викторина «Путешествие по шахматной доске | ||||
Шахматные фигуры | 2 | X | 2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Игра на уничтожение | |
Начальная расстановка фигур | 2 | X | 2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Дебют. Первые ходы | |
Ходы | 37 | XI | 2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Игры с ладьей | |
4 | 30 мин | 60 мин | 120 мин | Как ладья похудела: рокировка | ||||
XI | 2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Вежливые слоны. Связка | |||
XII | 4 | 30 мин | 60 мин | 120 мин | Шахматные этюды (со слоном и ладьей) | |||
XII | 2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Лиса и кот против Буратино (Сними часовых с ферзем) | |||
I | 2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Загнать в угол (игры с ферзем на ограничение подвижности) | |||
2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Шахматные этюды (со слоном ладьей) | ||||
17
Блок | Кол-во часов | Сроки | Кол-во часов | Образовательная нагрузка | Тема занятия | |||
День | Неделя | Период | ||||||
Ходы | I | 2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Ход конем | ||
2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Волшебные скачки | ||||
I- II | 4 | 30 мин | 60 мин | 120 мин | Шахматные этюды (со слоном, конем и ладьей) | |||
II | 1 | 30 мин | 30 мин | 30 мин | Обзорный ряд | |||
2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Шахматные этюды с пешкой | ||||
2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Волшебный квадрат | ||||
III | 4 | 30 мин | 60 мин | 120 мин | Открытый и двойной шах | |||
2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Шахматные этюды с королем | ||||
Цель шахматной партии | 5 | III -IV | 2 | 30 мин | 60 мин | 60 мин | Пять матов | |
3 | 30 мин | 60 мин | 90 мин | Ничья. Пат | ||||
Игра всеми фигурами из начального положения | 5 | IV | 4 | 30 мин | 60 мин | 120 мин | Короткие шахматные партии | |
1 | 30 мин | 30 мин | 30 мин | Открытое занятие «В королевстве шахматных фигур» | ||||
Всего 56 часов |
18
3.2.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график составлен на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.2.2012 года №
273-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (ст.7, п.12.5.);
- Устав ДОО;
- Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29.082013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Учебный план дополнительных образовательных услуг на 2020-2021 учебный год.
Дополнительное образование осуществляется для детей второго года обучения длительностью 30 минут 2 раза в неделю с октября по апрель.
Образовательная услуга составляет 28 недель.
Учебным планом предусмотрено проведение занятий 8 раз в месяц с воспитанниками от 6 до 7 лет.
Дневной регламент образовательной услуги: во второй половине дня после 18 часов.
Учебный план второго года обучения
Наименование | Месяц | В неделю | В месяц | В год | ||||
1 | - | Шахматная доска | Октябрь | 2 | 8 | 56 | ||
- | Шахматные | |||||||
2 | Ноябрь | 2 | 8 | |||||
фигуры | ||||||||
3 | - | Начальная | Декабрь | 2 | 8 | |||
расстановка фигур | ||||||||
Январь | 2 | 8 | ||||||
- | Ходы | |||||||
4 | ||||||||
5 | - | Цель шахматной | Февраль | 2 | 8 | |||
партии | ||||||||
Март | 2 | 8 | ||||||
6 | - | Игра всеми | ||||||
фигурами из | Апрель | 2 | 8 | |||||
начального | ||||||||
3.3. Рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа для старших дошкольников «Шахматы в детском саду» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г.Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Реализация содержания программы позволяет воплотить многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, внимание, восприятие, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации, позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Содержание деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Программой предусматривается 8 занятий в месяц с октября по апрель (56 шахматных занятия для воспитанников второго года обучения по 6 модулей из 24 тем. На каждом из занятий подается элементарный шахматных материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей подготовительных групп в возрасте 6-7 лет.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной программы, ориентированной на обучение детей дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность)
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приемов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Рабочая программа второй год обучения
Перспективный план занятий
Блок//мо- дуль | Месяц/ неделя | Тема | Цель | Кол-во занятий |
Шахматная доска | Октябрь 1-2 | Повторение по темам: шахматные поля, доска, элементы шахматной доски | Закрепление пройденного материала, развитие интереса к игре в шахматы; активизация мыслительной деятельности дошкольников. | 2 |
19
Блок//мо- дуль | Месяц/ неделя | Тема | Цель | Кол-во занятий |
октябрь 2-3 | Шахматная нотация | Формирование представлений о шахматной нотации как записи положения фигур на шахматной доске | 2 | |
октябрь 3 | Викторина «Путешествие по шахматной доске» | Формирование представлений о шахматной игре, обучение правилам хода и взятия фигур противника | 1 | |
Шахматные фигуры | Октябрь 4 | Игра на уничтожение | Формирование у детей внутреннего Плана действий, развитие аналитико-синтетической функции. Обучение игре ограниченным числом фигур (одна или две), воспитание настойчивости. Продолжать знакомить дошкольников с миром комбинаций «мельница», «вилка» | 2 |
Начальная расстановка фигур | Октябрь 5 | Дебют. Первые ходы | Развитие интереса к миру шахмат; Формирование представлений о начале игры – дебюте; активизация Мыслительной деятельности дошкольников; получение эстетического наслаждения от игры | 2 |
Ходы и взятие фигур | Ноябрь 1 | Игры с ладьей | Формирование представлений о рокировке, ее разновидностях; развитие наблюдательности и внимания, восприятия изящества и красоты отдельных ходов; расширение кругозора дошкольников; воспитание выдержки | 2 |
Ноябрь 2-3 | Как ладья похудела: рокировка | Формирование представлений о рокировке, ее разновидностях; развитие наблюдательности и внимания, восприятия изящества и красоты отдельных ходов; расширение кругозора дошкольников; воспитание выдержки | 4 | |
Ноябрь 4 | Вежливые слоны. Связка | Учить детей, играя лишь одними фигурами- на примере слонов (слон против слона, два слона против двух слонов, два слона против одного слона) проходить лабиринт до определенного поля на доске. Формировать начальное представление о связке на примере фигуры слона как связывающей. | 2 | |
Декабрь 1-2 | Шахматные этюды со слоном и ладьей | Обучение правилам хода и взятия фигур противника слоном и ладьей, развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме» | 4 | |
Декабрь 3 | Лиса и кот против Буратино | Обучение правилам хода и взятия ферзем фигур противника, развитие внимания и памяти, умения действовать в уме» | 2 |
Блок//мо- дуль | Месяц/ неделя | Тема | Цель | Кол-во занятий |
Ходы и взятие фигур | Декабрь 4 | Загнать в угол | Обучение правилам хода и взятия ферзем фигур противника в условиях ограниченной подвижности атакуемой фигуры, развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме» | 2 |
Декабрь 5 | Шахматные этюды со слоном, ферзем и ладьей | Обучение правилам хода и взятия ферзем фигур противника, развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме» | 2 | |
Январь 1 | Ход конем | Обучение правилам хода и взятия ферзем фигур противника, развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме» | 2 | |
Январь 2 | Волшебные скачки | Обучение правилам хода и взятия фигур противника конем, ладьей и слоном; развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме». | 2 | |
Январь 3-февраль1 | Шахматные этюды с конем, слоном и ладьей | Обучение правилам хода и взятия фигур противника конем, ладьей и слоном; развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме». | 4 | |
Февраль 2 | Обзорный ряд | Закрепление представлений о правилах хода и взятия пешкой, ее «превращении» | 1 | |
Февраль 2-3 | Шахматные этюды с пешкой | Обучение правилам хода и взятия фигур противника пешкой, развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме» | 2 | |
Февраль 3-4 | «Волшебный квадрат». Пешка против пешки | Формирование представления о «квадрате пешки»; развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме» | 2 | |
Март 1-2 | Открытый и двойной шах | Формирование представлений дошкольников о шахе: открытый и двойной шах; демонстрация волшебства, изящества и красоты шахматных комбинаций. Обучение ориентировки на плоскости; тренировка наблюдательности и внимания | 4 | |
Март 3 | Шахматные этюды с королем | Обучение дошкольников решать шахматные этюды и задачи с королем; более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадежных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у дошкольников настойчивость и выдержку, развивать кругозор. | 2 |
21
Блок//мо- дуль | Месяц/ неделя | Тема | Цель | Кол-во занятий |
Цель шахматной партии | Март 4 | Пять матов | Продолжать формировать представление о мате как цели шахматной партии, развивать целеустремленность, воображение, память | 2 |
Март 5 Апрель 1 | Ничья. Пат | Формировать представление о ситуации «Ничья» как финале шахматной партии, развивать целеустремленность, воображение, логическое мышление | 3 | |
Игра всеми фигурами из начального положения | Апрель 2-3 | Короткие шахматные партии (с.75-87) | Ознакомление воспитанников с партиями с быстрым матом. Развитие навыка игры в шахматы | 4 |
Апрель 4 | Открытое занятие «В королевстве шахматных фигур» | Демонстрация полученных знаний и умений | 1 | |
Всего 56 часов |
Содержание образовательной деятельности
- Тема «Повторение по темам: шахматные поля, доска, элементы шахматной доски»
Программное содержание. Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость, расширять кругозор.
Методические приемы. Сюрпризный момент, игровой, демонстрация, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, выполнение графических упражнений, рифмовка, повторения, задания на построение, загадывание шахматных загадок, просмотр презентаций.
- Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости» 2 часть.
- Повторение элементов шахматной доски: горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол, просмотр презентаций, выполнение графических заданий (обозначить центр, горизонталь, вертикаль, диагонали разной длины). Угол: рассмотреть поля «под боем» для каждой из шахматных фигур, находящихся в углу. Сравнить с возможностями фигуры, находящейся в центре.
2.Тема «Шахматная нотация»
Программное содержание. Формирование представлений о шахматной нотации как записи положения фигур на шахматной доске.
Методические приемы. Игровой, рассказ воспитателя, объяснение, рифмовка, сравнение, вопросы к детям, демонстрация, действия по образцу, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды.
3)Сравнивая две доски (с буквенными и цифровыми обозначениями и без таковых), педагог знакомит с «адресами фигур». Презентация Г.Сухина «Шахматная нотация». Игры «Прогуляйся по улице (а, в, с…)», «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагонали из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.)
22
4)Игра «Шифровальщик». Повторить цифры и буквы на шахматной доске, записать расположения фигур на шахматной доске. Игра «Путешествие» (разные фигуры путешествуют по доске, стараясь, как можно скорее, попасть в названное преподавателем шахматное поле – страну)., обозначить в блокноте все поля буквами и цифрами, повторить буквы. Изучение хода фигур. Игра «Кто быстрее?». Педагог записывает на доске шахматные поля, дети находят их у себя в блокноте, обозначают буквой и цифрой. Повторение правил хода ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.
3.Тема: Викторина «Путешествие по шахматной доске»
Программное содержание. Формирование представлений о шахматной игре, обучение правилам хода и взятия фигур противника.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы.
5)Две команды выполняют задания «Помоги художнику» (с.14-16 учебника ч1), «Исправь ошибки», впиши в клетки адреса картинок, фигур Касаткина рабочая тетрадь стр.5-6
- Тема «Игра на уничтожение»
Программное содержание. Формирование у детей внутреннего плана действий, развитие аналитико-синтетической функции. Обучение игре ограниченным количеством фигур (одна или две), воспитание настойчивости. Продолжать знакомить дошкольников с миром комбинаций («Мельница», «Вилка»).
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, демонстрация.
6)Игра «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает определенная фигура (по выбору педагога в центре, сбоку, в углу)). Игра «Гости» (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (не подходить близко)). Комбинация «Вилка». Дидактическая игра «Двойной удар» (с.38,54, 70 учебника ч1).
7)Игра «Собери урожай» («съесть» фигурой все пешки на доске), (с.15-16 учебника ч2)
Комбинация «Мельница». Розыгрыш комбинации на демонстративной доске.
- Тема: «Дебют. Первые ходы»
Программное содержание. Развитие интереса к миру шахмат; формирование представления о начале игры – дебюте, активизация мыслительной деятельности дошкольников, обучение создавать и реализовывать угрозы, получение эстетического наслаждения от игры.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, демонстрация.
8)Вспомнить рифмовку о начальном положении, дидактическая игра «Найди ошибки», объяснить, что такое дебют. Показать примеры разыгрывания дебюта. «Итальянская партия» (с.60 учебника ч2).
9)Показать примеры разыгрывания дебюта. «Сицилийская защита» (с.70 учебника ч2).
Показать примеры разыгрывания дебюта. «Принятый ферзевой гамбит» (с.71 учебника
ч2)
- Тема: «Игры с ладьей»
Программное содержание. Формировать представления о ладье, способах ее передвижения, «веса». Учить детей с помощью одной, двух фигур защищать выделенный участок шахматной доски. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор.
23
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, демонстрация.
10)Повторение по теме «Ладья» - ходы, взятие, сила. Линейные и двойные удары. Игра «Огонь» (отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою). Игра «Соберем урожай (каждую пешку). Игра «Морской бой», повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ.
11)Дидактические упражнения «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Игра на уничтожение», «Перехитри часовых» (с.24- 27 учебника ч1).
- Тема «Как ладья похудела: рокировка»
Программное содержание. Познакомить с понятием «рокировка», ее разновидностями, развивать наблюдательность, внимание, расширять кругозор, показать изящество и красоту отдельных ходов, вырабатывать у ребенка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы.
12)Рассказ воспитателя: король самая главная фигура и его надо защищать. Безопаснее королю находиться ближе к углу. И для него придумали ход – рокировка. В этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья. Демонстрация рокировки в длинную и короткую сторону (король делает два шага по направлению к ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него перепрыгивает и становится рядом). Потренировать в выполнении рокировки без других фигур.
13)Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки (стр.65 учебника). Дидактические задания «рокировка» (с.66 учебника ч2). Длинная и коротка рокировка. Дидактические задания «Рокировка», (с.67 учебника ч2).
14)Дидактическое задание «Мат в один ход» (с.68 учебника ч2).
15)Дидактическое задание «Выиграй фигуру» (с. 68 учебника ч2). Дидактическое задание на с.111 пособия.
- Тема: Вежливые слоны»
Программное содержание. Учить детей, играя лишь одними фигурами – на примере слонов (слон против слона, два слона против одного слона, два слона против двух слонов) проходить «лабиринт» до определенного поля на доске. Формировать начальное представление о «связке» на примере фигуры слона как связывающей. Вырабатывать у ребенка спокойствие, выдержку, показать изящество и красоту отдельных ходов. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы.
16)Повторение о месте слона в начальном положении, правилах хода слона, взятия; белопольные и чернопольные слоны, разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» (с.31-34 учебника ч1).
17)Рассказать детям о приблизительной стоимости слона, приняв за единицу измерения одну пешку (пешка- одна единица). Игра «Кто внимательнее?», «Огонь». Показать несколько «ловушек», в которые можно попасть, если соблазниться «приманкой» противника. Игра
24
«объедение» (за 10-15 ходов съесть большее количество фигур). Объяснить детям, что такое «связка», решая дидактические задачи со слоном, где слон – связывающая фигура.
9. Тема «Шахматные этюды со слоном и ладьей»
Программное содержание. Обучение правилам хода и взятия фигур противника слоном и ладьей, развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме». Учить детей на примере фигуры слона за минимальное число ходов, проходить до определенной клетки шахматной доски; вырабатывать у ребенка спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребенка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширять кругозор.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы.
18)Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.43, № 1,2. Учебник ч1).
19)Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.43, № 3,4. Учебник ч1). Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.43, № 5,6. Учебник ч1).
20)Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.43, № 7,8. Учебник ч1). Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.43, № 9,10. Учебник ч1).
21)Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.43, № 11. Учебник ч1). Игра-задание «Разыгрывание позиций» стр. 46-47 уч. «Как научить шахматам».
- Тема «Лиса и кот против Буратино»
Программное содержание. Обучение правилам хода и взятия ферзем фигур противника, развитие внимания, памяти, умения действовать в «уме».
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, знаково-символический метод.
22)Дидактические задания «Сними часовых» с ферзем (с.58, № 1-3 учебника ч1).
23)Дидактические задания «Сними часовых» с ферзем (с.58, № 4-6 учебника ч1).
11. Тема «Загнать в угол»
Программное содержание. Обучение правилам хода и взятия ферзем фигур противника, в условиях ограниченной подвижности атакуемой фигуры, развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме».
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, знаково-символический метод.
24)Дидактические задания «Ограничение подвижности» с ферзем» (с.61, № 1-3 учебника
ч1)
25)Дидактические задания «Ограничение подвижности» с ферзем» (с.61, № 4-6 учебника
ч1).
12. Тема «Шахматные этюды со слоном, ферзем и ладьей»
Программное содержание. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, знаково-символический метод
26)Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.59, № 1-3. Учебник ч1). Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.59, № 4-6. Учебник ч1).
24
27)Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.59, № 7-9. Учебник ч1). Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.59, № 10-11. Учебник ч1).
- Тема «Ход конем»
Программное содержание. Обучение правилам хода и взятия конем фигур противника, развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме».
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, демонстрация. повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, знаково-символический метод.
28)Построить правила хода и взятия конем. Дидактические игры «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля (с.63, 64, 66 учебника ч1).
29)Дидактические упражнения «Ограничение подвижности», «Атака неприятельской фигуры» (с.68-69 учебника ч2).
- Тема «Волшебные скачки»
Программное содержание. Обучение правилам хода и взятия фигур противника конем, ладьей и слоном; развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме».
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, демонстрация. повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, знаково-символический метод.
30)Комбинация «вилка», игра «Взятие» (с.70, № 1, 3, 5 учебника ч1).
31)Дидактические упражнения «Перехитри часовых», «Сними часовых» (с.73-74 учебника
ч1).
15. Тема «Шахматные этюды с конем, слоном и ладьей»
Программное содержание. Обучение правилам хода и взятия фигур противника конем, ладьей и слоном; развитие внимания и памяти, умения действовать в «уме».
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, демонстрация. повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, знаково-символический метод.
32)Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.75, № 7-8. Учебник ч1).
33)Дидактические задания «Игра на уничтожение» (с.75, № 9-10. Учебник ч1).
34)Дидактические задания «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля» (с.75 № 11 учебника ч1).
35)Дидактические задания «Ограничение подвижности» (с.77 учебника ч1).
- Тема «Обзорный ряд»
Программное содержание. Закрепление представления о правилах хода и взятия пешкой, ее «превращения».
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, показ презентации, демонстрация. повторения, задания на конструирование позиций, циврово-буквенные ходы, знаково-символический метод.
36)Повторение правил хода, взятия пешкой, ее превращения. Взятие на проходе. Дидактическое задание «Лабиринт» (с.6 учебника, ч2).
«Вилка» с пешкой. Дидактическое задание «Двойной удар» (с.10 учебника, ч2). Блиц-опрос (с.71 пособия)
25
17. Тема «Шахматные этюды с пешкой»
Программное содержание. Развитие внимания и памяти, фантазии, умения действовать в «Уме», тренировка логического мышления, выработка у ребенка спокойствия, показать изящество и красоту отдельных ходов.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, повторения, задания, конструирование позиций, показ презентации, демонстрация, знаково-символический метод.
37)Дидактические игры «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых» (с.13-14 учебника 2ч)
38)Дидактические задания «Ограничение подвижности» (с.15-16 № 1-8 учебника ч2)
18. Тема «Волшебный квадрат»
Программное содержание. Формировать представление о «квадрате пешки», развивать внимание и память, фантазию и умение действовать в «уме», тренировать логическое мышление. Вырабатывать у ребенка спокойствие, выдержку, показать изящество и красоту отдельных ходов. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, повторения, задания, конструирование позиций, показ презентации, демонстрация, знаково-символический метод.
39)Знакомство с «квадратом пешки». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения).
40)Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита» (с.75-77 пособия). Дидактические задания «Ограничение подвижности» (с.15-16 № 9-12 учебника ч2).
19. Тема «Открытый и двойной шах»
Программное содержание. Формировать представление о шахе: открытый и двойной шах. Демонстрация волшебства, изящества и красоты шахматных комбинаций. Обучать ориентации на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, повторения, задания, конструирование позиций, демонстрация, знаково-символический метод.
41)Повторение, что такое «шах», напасть на короля всеми фигурами противника по очереди, повторить способы защиты от шаха. Дидактические упражнения «Три способа защиты от шаха» (с.30 учебника ч2), «Защита от шаха» (с.36-37 учебника ч2).
42)Открытый шах. Демонстрация на примерах (с.38-39 учебника ч2).
43)Двойной шах. Демонстрация на примерах (с.38 учебника ч2).
44)Дидактические игры «Открытый шах с выигрышем фигуры», «Дай двойной шах», «Двойной шах с выигрышем фигуры», «Лучший шах» (с.40-43 учебника ч2).
20. Тема «Шахматные этюды с королем»
Программное содержание. Обучить дошкольников решать шахматные этюды и задачи с королем; более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадежных положений с
26
честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у детей настойчивость и выдержку, расширять кругозор.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, повторения, задания, конструирование позиций, демонстрация, знаково-символический метод.
45)Дидактические упражнения «Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых» (с.24-26 учебника ч2).
46)Дидактические упражнения «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности» (с.27-28 учебника ч2).
- Тема «Пять матов»
Программное содержание. Продолжать формировать представление о мате как цели шахматной партии, развивать целеустремленность, воображение, память.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, повторения, задания, конструирование позиций, демонстрация, знаково-символический метод.
47)Вспомнить, что такое «мат» на примере упражнений со с.44 учебника 2ч. Дидактические задания «Мат или не мат» (с.45 учебника ч2). Дидактические игры «Мат в один ход» (с.46-47 учебника, ч2) «Пропавшая фигура» (с.60 учебника ч2).
48)Дидактические игры «Мат в один ход» (с.48-49 учебника, ч2), «Пять матов» (с.59 учебника ч2).
- Тема «Ничья. Пат»
Программное содержание. Формировать представление о ситуации «ничья» как финале шахматной партии, развивать целеустремленность, воображение, логическое мышление.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, повторения, задания, конструирование позиций, демонстрация, знаково-символический метод.
49)Ничья. Рассмотрение и воспроизведение варианта ничьих со с.61 учебника, ч2.
50)Отличие мата от пата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическая игры «Ничья из-за пата» (с.60 учебника, ч2).
51)Дидактическая игра «Пат или не пат» (с.63-64 учебника, ч2)
- Тема «Короткие шахматные партии»
Программное содержание. Познакомить детей с партиями с быстрым матом. Развивать навык игры в шахматы.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, повторения, задания, конструирование позиций, демонстрация, знаково-символический метод.
52)Дидактическое задание «Короткие партии» (партия 1 -3, с.75 учебника, ч2)
53)Дидактическое задание «Короткие партии» (партия4-6, с.75 учебника, ч2)
54)Дидактическое задание «Короткие партии» (партия 7-9, с.75 учебника, ч2)
55)Дидактическое задание «Короткие партии» (партия 10-12, с.75 учебника, ч2)
- Тема «Открытое занятие «Путешествие в Шахматную страну Каиссию» Программное содержание. Развивать навыки демонстрации полученных знаний и умений.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, повторения, задания, конструирование позиций, демонстрация, знаково-символический метод.
56)Игровое занятие. Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур»
27
3.4. Критерии мониторинга и их оценка второго года обучения
- (высокий) Ребенок имеет представление о «Шахматном королевстве», истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приемах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах и мат». Умеет записывать шахматные партии.
1 (средний) Ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клетку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «не равно», «больше», «меньше».
0 (низкий) Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали, диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятия о «рокировке», «Шах и мат». Не умеет записывать шахматные партии.
28
Протокол диагностического обследования воспитанников второго года обучения по программе «Шахматы в детском саду»
№ | Ф.И. ребенка | Итог | Шахматные термины | Имена шахматистов | Решает задачи в1-2 хода | Названия шахматных фигур, правила хода и взятия | Разыгрывает шахматную партию до конца с соблюдением всех правил шахматной игры | |||||||||||
рокировка | нотация | битое поле | мат | шах | пат | ладья | слон | ферзь | конь | пешка | король | |||||||
Условные обозначения:
2 – высокий уровень
1 – средний уровень
0 – низкий уровень
29
3.5. Литература
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13
- Весела, И. Шахматный букварь [Текст]/ И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
- Гришин, В. Г. Шахматная азбука [Текст]/ В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература,
1980;
- Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам [Текст]/ Костенюк А.К., Костенюк Н.П.
2008;
- Сухин, И. Г. Автореферат «Дидактическое обеспечение развития способности действовать в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы / И.Г.Сухин. – Москва – 2008 г.
- Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [Текст]/ И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
- Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
- Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [Текст]/ И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
- Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы [Текст]/ И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя [Текст]/ И. Г. Сухин.
— Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
- [Электронные ресурс] http://www.chess-master.net/articles/3.html
- [Электронный ресурс] http://www.shahmatik.ru/
- [Электронный ресурс] http://webchess.ru/ebook/
- [Электронный ресурс] http://chesshmao.ru/?p=4364/
- [Электронный ресурс] http://chess555.narod.ru/ wseobuch4.htm/
30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Доктор Мяч" физкультурно-оздоровительной направленности для детей 3-8 лет
С применением фитбол мячей...
Дополнительная образовательная программа хореографического кружка (художественно-эстетическое направление) для детей раннего дошкольного возраста
Программа предназначена для детей раннего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет),модифицирована с учётом программ А.И.Бурениной,Т.Сауко "Топ-хлоп, малыши",А.И. Бурениной "Ритмическая мозайка". В нас...
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Всезнайка» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотива...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика" на 2018-2019 учебный год для детей от 3 - 4 лет
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда" для детей от 6 лет до прекращения образовательных отношении
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Прыг-скок команда" для детей от 6 лет до прекращения образовательных отношении...
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет...