Педагогический отчёт по самообразованию на тему: "Экологическое воспитание дошкольников"
учебно-методический материал

Хруленко Светлана Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический отчёт по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

Воспитатель:

Хруленко С.А.

Отчёт по самообразованию на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Актуальность:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Цель:

Создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе.

Задачи:

-Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

-Формировать знания, умения и навыки воспитанников;

Пути реализации:

- Создание условий, развивающей среды.

- Обновление содержания, форм и методов работы с детьми.

- Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой.

- Экологическое просвещение родителей, проведение экологических знаний.

Литература, используемая в образовательном процессе:

- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с»;

- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;

- Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»;

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

- проведение открытого занятия для анализа со стороны коллег;

- проведение экологической акции;

Формы работы с детьми:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Собирание природного материала;
  • Беседа;
  • Рассматривание картин;
  • Чтение произведений;
  • Загадывание загадок;
  • Экспериментальная деятельность;
  • Целевые прогулки;
  • Дидактические игры.

Формы работы с родителями:

  • Родительское собрание;
  • Практические рекомендации;
  • Анкетирование;
  • Тематические консультации, памятки
  • Проведение акций;

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Работая над развитием предметной среды, старалась сделать её максимально насыщенной, доступной и безопасной. В группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое , картотека дидактических игр и прогулок.

Особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления. Проводились опыты, которые уточняли знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, рассказы Н. Чарушина. Была составлена методическая копилка экологических сказок для детей (сказки о растениях, о воде, о мусоре, о грибах).

Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Была проведена следующая работа:

1. Экологическая акция «Чистая планета – здоровая Земля»;

2. Выставка поделок из природного материала;

3. Открытое занятие «Что мы знаем о воде?»;

4. Беседы с детьми;

5. Акция «Покормим птиц»;

6. Прослушивали аудиозаписи «Голоса птиц»;

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей проводились консультации, беседы и т.д.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Вывод о результативности педагогической деятельности
Я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. Работая над экологическим воспитанием детей, я заметила, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, творчество, что так важно при подготовке детей к обучению в школе.
Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: "Экологическое воспитание дошкольников" на 2015-2020 учебный год

Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей  посредством экологического воспитания детей....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Отчёт по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников».

Отчет о проделанной работе за период 2016-2017 учебного года по теме "Экологическое воспитание дошкольников"....

Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».

В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством  театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...

Отчёт по самообразованию по теме "Экологическое воспитание дошкольников"

Экологическое воспитание - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого ...

Отчёт воспитателя по самообразованию на тему:"Экологическое воспитание дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность».

Актуальность: в настоящее время из-за ухудшения экологической обстановки остро встал вопрос о воспитании экологической грамотности человечества, которое будет готово осознавать последствия своих дейст...