Кружок "Весёлые ручки"
рабочая программа (младшая группа)

Цель:

  • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
  • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
  • Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.

Задачи:

  • Развивать фантазию и творческое воображение, коммуникативные навыки; в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
  • Повышать речевую активность.
  • Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vesyolye_ruchki.docx57.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 86 «Сударушка»

Рассмотрена и принята на                           заседании педагогического совета              

Протокол № _________  

«___»___________2022                                

Утверждаю:

Заведующий МДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»                            _______________ Васильева О.А.

Приказ № ___________                                                                         от «___»__________2022

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

«ВЕСЕЛЫЕ РУЧКИ»

Срок реализации – 1 год

Руководитель: воспитатель

Калиненкова А.А.


2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого, не секрет, что дети любят мастерить. Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное, находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.

Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлинский  В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их на практике, в реальной жизни.

Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техникой.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. И мы должны пробудить в ребенке веру в себя, в свои способности, в веру в то, что он пришел в этот мир приносить людям радость, творить добро.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Цель:

  • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
  • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
  • Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.

Задачи:

  • Развивать фантазию и творческое воображение, коммуникативные навыки; в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
  • Повышать речевую активность.
  • Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, 15-20 минут.

Кружок «Веселые ручки», объединяет два, вида деятельности: пальчиковую гимнастику и практическую часть. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность


Учебно-тематический план

№ занятия

содержание

примечания

октябрь

1

«Кап-кап дождик»

1) Потешка «Дождик, дождик, веселей!»

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками "Капельки дождя»

Гуашь синего цвета, тучка, влажные салфетки, ватные палочки

2

«Осень».

1) Пальчиковая игра "Осень"

2) Рисование пальчиками «Осенний дождик».

Листы с изображением тучек. Гуашь синего цвета, салфетки. Иллюстрации, рисунки.

3

«Угощение для курочки и цыплят».

1) Пальчиковая игра. «Это Я»

2) Аппликация с использованием пластилина - техника мозаика

Шаблон курочки, цыплят разноцветный пластилин (маленькие разноцветные шарики).

4

«Птичий двор»

  1. Пальчиковая игра «Это я»
  2. Аппликация «Петушок»

цветная бумага разного цвета, клей

ноябрь

1

«Сорока-ворона».

1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

2) Аппликация из круга и полукруга «Сорока»

Круг и полукруг из цветной бумаги

2

«Угощение для бельчат и ежат»

1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес»

2) Выполнение работы в технике -тестопластика "Угощение для бельчат и ежат"

Соленое тесто, салфетка, иллюстрации угощений

3

«Мишка - косолапый ».

1) Обыгрывание стихотворения «Мишка косолапый»

2) Рисование чаем - «Мишка».

Трафарет медведя, клей, заварка чая из пакетиков, салфетки, иллюстрация медведя

4

«Первый снег».

1) Гимнастика "Первый снег"

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками «Рукавичка»

Гуашь красная и жёлтая, рукавички белого цвета, влажные салфетки, ватные палочки, ёлочка, зайка.

5

«Первый снег».

1) Пальчиковая игра «Как на горке снег…».

2) Рисование в нетрадиционной технике рисование — крупой «Снежный домик»

Шаблоны домика, клей, крупа, иллюстрации домов, салфетки

декабрь

1

«Вот зима, кругом бело»

1) Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

2) Рисование «Зимний дом»

Шаблоны зимних домов, краски, клей, вата

2

«Птички зимой»

1) Пальчиковая гимнастика «Птички зимой»

2) Рисование в нетрадиционной технике - тычок «Снегирь на ветке рябины»

Заготовки для рисования, краски, поролон (губка)

3

«Были бы у ёлочки ножки»

1) Пальчиковая гимнастика «Шарик»

2) Обрывная аппликация «Елочка»

Шаблоны елочек, иллюстрации зимних, цветная бумага, салфетки, клей

4

«Были бы у ёлочки ножки…».

1) Стихотворение К.Чуковского "Были бы у ёлочки ножки."

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — крупа «Снежок для Ёлочки»

Шаблоны елочек, иллюстрации украшенной елочки снегом, клей, крупа, салфетки, краски.

январь

1

«Белка»

1) Пальчиковая гимнастика "Белка"

2) Выполнение работы в технике тестопластика "Шишка"

Соленое тесто.

2.

«Белка»

1) Пальчиковая гимнастика "Белка"

2) Аппликация "Белка"

Цветная бумага, клей

3

«Снегири»

1) Пальчиковая гимнастика "Снегири"

2 Аппликация из круга и полукруга "Снегирь"

Презентация "Зимующие птицы", иллюстрация снегиря, цветные круги, клей.

4

«Снежок»

1) Пальчиковая гимнастика "Снежок"

2) Рисование нетрадиционным способом рисования - пальчиками "Синичка»

Краски, шаблон.

февраль

1

«Зимние забавы»

1) Пальчиковая гимнастика "Зима"

2) Аппликация из круга и полукруга «Зайчишка»

Круги и полукруги серого и белого цвета, клей

2

"Снежок"

1) Пальчиковая гимнастика "Снежок"

2.) Аппликация из косметических дисков «А у нашего двора снеговик стоял с утра»

Иллюстрации снеговика, косметические диски, голубой картон, клей, салфетки, музыка

3

«Зимой»

1) Пальчиковая гимнастика «Зима»

2) Аппликация: «Зимний дворик»

Шаблоны дома, клей, вата.

4

«Вьюга-завируха»

1) Пальчиковая гимнастика «Зима»

2) Рисование нетрадиционным способом рисования - пальчиками, ватными палочками «Перчатка для друга»

Трафарет варежки

март

1

«Помощник»

1) Гимнастика для рук «Помощник»

2) Рисование в нетрадиционной технике – тычок "Ветка вербы" -

Шаблон, иллюстрация вербы, краски, кисть с поролоном, салфетки

2

«Помощник»

1) Гимнастика «Помощник»

2) Аппликация из пластилина в технике жгутики «Земляника»

Шаблон земляники, пластилин

3

«Цветочная поляна»

1)Пальчиковая гимнастика «Цветок»
2) Аппликация из салфеток «Одуванчик»

Салфетки желтого цвета

4

«Пальчики здороваются»

1) Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

2) Аппликация "Подснежник"

Семена тыквы или кабачки, зеленые полоски, картон, клей

5

"Мы все умеем"

1) Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем"

2) Работы, выполненные в технике тестопластика по выбору детей

Соленое тесто, формы для выдавливания

апрель

1

"Мы все умеем"

1) Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем"

2) Аппликация из салфеток

Салфетки разного цвета

2

«Встали пальчики»

1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»

2) Аппликация с использованием пластилина - техника жгутики "Золотая рыбка"

Пластилин, шаблоны рыб, иллюстрации

3

«Встали пальчики»

1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»

2) Аппликация с использованием пластилина техника точка "Рыбка»

Пластилин, шаблоны рыб, иллюстрации

4

«Транспорт»

1) Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

2) Аппликация «Грузовичок»

Цветная бумага, клей

май

1

«Повстречались»

1) Пальчиковая гимнастика «Повстречались»

2) Рисование "Цыпленок" 

Гуашь желтого цвета

2

«Моя семья»

1) Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

2) Аппликация из круга и полукруга "Щенок"

Круги и полукруги цветная бумага, клей

3

«Радуются взрослые и дети»

1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети»

2) Тесто пластика «Солнце»

Тесто желтого цвета, иллюстрации

4

«Гроза»

) Пальчиковая гимнастика «Гроза»

2) Рисование в нетрадиционной технике – пальчиками, ватными палочками «Радуга

Ватные палочки, гуашь

Содержание программы

        Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

        Программа реализуется с учетом Положения об организации дополнительных услуг в детском саду № 86 «Сударушка». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, 15 минут. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

        В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

        Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям.

Кружок «Веселые пальчики», объединяет два, вида деятельности: пальчиковую гимнастику и практическую часть. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.

Годовой календарный учебный график

№ занятия

содержание

цель

Дата проведения

Время проведения

октябрь

1

«Кап-кап дождик»

1) Потешка «Дождик, дождик, веселей!»

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками "Капельки дождя»

Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками. Показ приемов получения точек и коротких линий. Воспитывать интерес к познанию природы.

05.10.2022

15:30-15:45

2

«Осень».

1) Пальчиковая игра "Осень"

2) Рисование пальчиками «Осенний дождик».

Повторить потешку, разучить пальчиковую игру «Осень». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень) используя точку и линию как средство.

12.10.2022

15:30-15:45

3

«Угощение для курочки и цыплят».

1) Пальчиковая игра «Это Я»

2) Аппликация с использованием пластилина - техника мозаика.

Разучить пальчиковую игру "Это я"

Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Познакомить с новым видом аппликации с использование пластилина в технике мозаика (маленькие разноцветные шарики), развивать усидчивость и терпение, научить завершать начатые дела

19.10.2022

15:30-15:45

4

«Птичий двор»

1) Пальчиковая игра «Это Я»

2) Аппликация «Петушок»

Повторить пальчиковую игру "Это я".

Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать усидчивость и терпение, научить завершать начатые дела.

26.10.2022

15:30-15:45

ноябрь

1

«Сорока-ворона».

1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

2) Аппликация из круга и полукруга «Сорока»

Вспомнить пальчиковую игру "Сорока-ворона". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно наклеивать детали на основу.

02.11.2022

15:30-15:45

2

«Угощение для бельчат и ежат»

1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес»

2) Выполнение работы в технике - тестопластика "Угощение для бельчат и ежат"

Повторить гимнастику "Мы идем в осенний лес". Развивать речь, координацию движений рук и тела. Познакомить с работой с соленым тестом – тестопластика

09.11.2022

15:30-15:45

3

«Мишка - косолапый ».

1) Обыгрывание стихотворения

2) Рисование чаем - «Мишка».

Развивать речь, координацию движений рук и тела. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Закреплять практические навыки работы с разными материалами; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

16.11.2022

15:30-15:45

4

«Первый снег».

1) Гимнастика "Первый снег"

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками «Рукавичка»

Разучить гимнастику «Первый снег». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь. Обучение умению рисовать ватными палочками, ритмично нанося отпечаток на бумагу. Развивать творческое мышление, воображение.

23.11.2022

15:30-15:45

5

«Первый снег».

1) Пальчиковая игра «Как на горке снег…».

2) Рисование в нетрадиционной технике рисование — крупой «Снежный домик»

Повторить гимнастику «Первый снег». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – крупой. Показ приемов получения необычного рисунка. Воспитывать интерес к познанию природы.

30.11.2022

15:30-15:45

декабрь

1

«Вот зима, кругом бело»

1) Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

2) Рисование «Зимний дом»

Разучить пальчиковую гимнастику «Прогулка», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность, способность довести начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук.

07.12.2022

15:30-15:45

2

«Птички зимой»

1) Пальчиковая гимнастика «Птички зимой»

2) Рисование в нетрадиционной технике – тычок «Снегирь на ветке рябины»

Разучить пальчиковую гимнастику "Птички зимой". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Познакомить с техникой тычок. Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки.

14.12.2022

15:30-15:45

3

«Зимние забавы»

1) Пальчиковая игра «Шарик»

2) Обрывная аппликация из «Елочка»

Повторить пальчиковую гимнастику «Снеговик», разучить пальчиковую игру «Шарик». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать умения детей аккуратно отрывать небольшие кусочки цветной бумаги, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение

21.12.2022

15:30-15:45

4

«Были бы у ёлочки ножки…».

1) Стихотворение К.Чуковского "Были бы у ёлочки ножки."

2) Рисование в нетрадиционной технике рисования — крупа «Снежок для Ёлочки»

Разучить на праздниках с родителями.

Повторить пальчиковые игры - «Шарик», «Ёлочка», «Ёлочка наряжается», познакомить детей со стихотворением К.Чуковского «Были бы у Ёлочки ножки. Совершенствовать память, внимание. Развивать умения работы в технике рисования крупой. Развивать творчество детей, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, способность доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук.

28.12.2022

15:30-15:45

январь

1

«Белка»

1) Пальчиковая гимнастика "Белка"

2) Выполнение работы в технике -тестопластика "Шишка"

Вспомнить и повторить стихотворение К.Чуковского «Были бы у Ёлочки ножки».

Разучить пальчиковую гимнастику «Белка» развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Продолжить знакомство работы в стиле тестопластика, развивать фантазию усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

11.01.2023

15:30-15:45

2

«Белка»

1) Пальчиковая гимнастика "Белка"

2) Аппликация "Белка"

Повторить пальчиковую гимнастику «Белка», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

18.01.2023

15:30-15:45

3

«Снегири»

1) Пальчиковая гимнастика "Снегири"

2) Аппликация из круга и полукруга "Снегирь"

Разучить пальчиковую гимнастику «Снегири», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать умения детей аккуратно приклеивать заготовки цветной бумаги, создавая изображение.

25.01.2023

15:30-15:45

4

«Снежок»

1) Пальчиковая гимнастика "Снежок"

2) Рисование нетрадиционным способом - пальчиками "Синичка"

Пальчиковая гимнастика «Снежок», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать умения детей аккуратно раскрашивать при помощи пальчиков заготовки изображение.

31.01.2023

15:30-15:45

февраль

1

«Зимние забавы»

1)Пальчиковая гимнастика "Зима"

2 Аппликация из круга и полукруга «Зайчишка»

Пальчиковая гимнастика «Зима», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Развивать умения детей аккуратно приклеивать заготовки цветной бумаги, создавая изображение.

01.02.2023

15:30-15:45

2

"Снежок"

1) Пальчиковая гимнастика "Снежок"

2.) Аппликация из косметических дисков «А у нашего двора снеговик стоял с утра».

Повторить пальчиковую гимнастику «Снежинки», разучить пальчиковую гимнастику «Снежок», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы — косметические диски, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

08.02.2023

15:30-15:45

3

"Зимой"

1) Пальчиковая гимнастика "Зима"

2)Аппликация "Зимний дворик"

Повторить гимнастику «Раз, два, три», разучить пальчиковую гимнастику «Зима». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

15.02.2023

15:30-15:45

4

«Вьюга-завируха»

1) Пальчиковая гимнастика «Зима»

2) Рисование в нетрадиционной технике пальчиками, ватными палочками «Перчатка для друга»

Повторить пальчиковую гимнастику "Зима". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки.

22.02.2023

15:30-15:45

март

1

«Помощник»

1) Гимнастика для рук

2) Рисование в нетрадиционной технике - тычок "Ветка вербы"

Повторить пальчиковую гимнастику «Зима», разучить новую гимнастику для рук «Помощник», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжать обучение умениям рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; воспитывать эстетический вкус.

01.03.2023

15:30-15:45

2

«Помощник»

1) Гимнастика «Помощник»

2) Аппликация из пластилина-техника жгутик «Земляника»

Повторить гимнастику для рук развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Учить детей отрывать от большого куска средние комочки пластилина катать из них жгутики, затем аккуратно приклеивать. Развивать и закреплять аккуратность при выполнении работы.

07.03.2023

15:30-15:45

3

«Цветочная поляна»

1) Пальчиковая гимнастика «Цветок»

2) Аппликация из цветных салфеток «Одуванчик»

Разучить пальчиковую гимнастику «Цветок». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить, координацию движений рук, мелкую моторику. Закрепит умения детей работы с клеем и цветной бумагой, и салфеткой, составляя композицию. Закрепить навык безопасной работы и умения называть и распознавать геометрические фигуры

15.03.2023

15:30-15:45

4

«Пальчики здороваются»

1) Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

2) Аппликация "Подснежник"

Повторить пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей пользоваться природными материалами в своей работе – семена кабачка, арбуза, дыни, составляя композицию. Развивать и закреплять аккуратность при выполнении работы. Соблюдать технику безопасности при работе с природными материалами.

22.03.2023

15:30-15:45

5

"Мы все умеем"

1) Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем"

2) Работы, выполненные в технике тестопластика по выбору детей

Повторить пальчиковую гимнастику «Мы делили апельсин», разучить пальчиковую гимнастику «Мы все умеем». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжить знакомство работы в стиле тестопластика, развивать фантазию усидчивость, умение доводить начатое дело до конца

29.04.2023

15:30-15:45

апрель

1

"Мы все умеем"

1) Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем"

2) Аппликация из салфеток

Повторить «Мы все умеем». Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Продолжить учить детей работать с салфетками, развивать фантазию усидчивость, умение доводить начатое дело до конца

05.04.2023

15:30-15:45

2

«Встали пальчики»

1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»

2) Аппликация с использованием пластилина - техника жгутики "Золотая рыбка"

Повторить пальчиковую гимнастику «Мы все умеем», разучить пальчиковую гимнастику «Встали пальчики», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Учить детей отрывать от большого куска средние комочки пластилина, катать из них жгутик, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.

12.04.2023

15:30-15:45

3

«Встали пальчики»

1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»

2) Аппликация с использованием пластилина - техника точка "Рыбка"

Повторить пальчиковую гимнастику «Встали пальчики», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей отрывать от большого куска средние комочки пластилина, катать из них комочки, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.

19.04.2023

15:30-15:45

4

«Транспорт»

1) Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

2) Аппликация «Грузовик»

Разучить пальчиковую гимнастику «Транспорт», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать их на основу, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

26.04.2023

15:30-15:45

май

1

«Повстречались»

1) Пальчиковая гимнастика «Повстречались»

2) Рисование: «Цыпленок»

Разучить пальчиковую гимнастику «Повстречались», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Учить детей аккуратно намазывать клеем основу, аккуратно приклеивать, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

03.05.2023

15:30-15:45

2

«Повстречались»

1) Пальчиковая гимнастика «Повстречались»

2) Рисование: «Цыпленок»

Разучить пальчиковую гимнастику «Повстречались», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Учить детей аккуратно намазывать клеем основу, аккуратно приклеивать, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

10.05.2023

15:30-15:45

3

«Моя семья»

1) Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

2) Аппликация из круга и полукруга "Щенок"

Повторить пальчиковую гимнастику «Моя семья», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Закрепит умения детей работы с клеем и цветной бумагой, составляя композицию. Закрепить навык безопасной работы.

17.05.2023

15:30-15:45

4

«Радуются взрослые и дети»

1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети»

2) Тестопластика "Солнце"

Повторить пальчиковую гимнастику «Радуются взрослые и дети», развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Закрепит навык работы с соленым тестом.

24.05.2023

15:30-15:45

5

«Гроза»

1) Пальчиковая гимнастика «Гроза»

2) Рисование нетрадиционной техникой – пальчиками, ватными палочками «Радуга»

Разучить пальчиковую гимнастику "Гроза". Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Закрепить умения работы в технике пальчиками и ватными палочками. Учить ребенка фантазировать и воображать, чётко и правильно называть цвета.

31.05.2023

15:30-15:45

Организационно-педагогические условия реализации программы

При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в организованно образовательной и познавательной деятельности, физической. Дети охотно осваивают содержание пальчиковых игр под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

Система работы велась по следующим направлениям:

В организованно образовательной деятельности- совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.

В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песен, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев,  пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.

Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказыо них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством пальчиковую игру или гимнастику. Отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у  героев.

Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.

Кружок проводится два раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.

Планируемые результаты

•        Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.

•        Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

•        Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.

Оценочные и методические материалы

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.

Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка ручной моторики:

 — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

 — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Формы контроля

Основные формы контроля

  • выборочный
  • предупредительный
  • итоговый

Критерии отслеживания усвоения программы

Диагностику в начале учебного года проводила по следующим критериям:

1. Упражнение «Фонарики»,

2. Сжимание и разжимание кулачков,

3. Потирание кулачков,

4. Сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич) (май месяц)

1. тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук (средний показатель 20 секунд).

2.тест «Смотай клубок» - оценка тонкой моторики пальцев рук (нитка – 2 метра, 15 секунд).

3.тест «Разложи спички по коробкам» - оценка тонкой моторики пальцев рук (10 палочек, 20 секунд).

4.тест «Разложи карточки» - оценка тонкой моторики пальцев рук.

 Н – низкий уровень (1балл).

С – средней уровень (2 балла).

В – высокий уровень (3 балла).

Литература:

1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.

2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

3.«Озорные пальчики»- муз.занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994

6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.

7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.

8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева

9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова

10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко

12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов

13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина

14. Источник: http://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-na-temu-osen,

https://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/459350, http://www.openclass.ru/node/452252,

https://www.babyblog.ru/user/id981829/120125.

allforchildren.ru/poetry/ng16.php,

https://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-po-teme-zima

stranamasterov.ru/node/32513

http://proapplikatsii.ru/po-materialu/iz-plastilina/applikacii-iz-plastilina-na-kartone.html,

https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/

15.«Методики оценки психомоторного развития дошкольника» Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...