Проект в младшей группе “Неваляшки” “Чистюли”
проект (младшая группа)
активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам самообслуживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chistyuli.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)
Проект в младшей группе “Неваляшки”
“Чистюли”
Составила и провела: Мустафаева С.Ш
Долгопрудный 2023 г.
Проблема: недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность, и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.
Вид проекта: познавательно-игровой
Продолжительность проекта: Краткосрочный (2 недели, 06.09 – 17.09)
Участники проекта: дети младшей группы “Неваляшки”, воспитатели, родители воспитанников.
Автор проекта: Мустафаева С.Ш.
Интеграция: рисование, развлечение, исследовательская работа.
Актуальность проекта: активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам самообслуживания.
Пояснительная записка: культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные: Формирование привычки следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться гигиеническими средствами, мыть руки, лицо, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком.
Развивающие: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. Побуждать к речевому общению.
Воспитательные: Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.
Ожидаемые результаты по проекту:
Формирование элементарных знаний детей о культурно гигиенических навыках.
Называть средства личной гигиены.
Создание папки передвижки «Чистота – залог здоровья»
Обогащение и пополнение предметно – развивающей среды по теме проекта;
Изготовление информационного стенда «Будем чистыми и опрятными»
Этапы реализации проекта:
1этап проекта – Организационно – подготовительный
- Составление паспорта проекта
- Работа и подбор методической литературы
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
2 этап - Практический (формы работы с детьми)
- Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
- Беседы с детьми на тему культурно - гигиенические навыки;
- Чтение художественной литературы детям;
- игровые ситуации…
- подвижные игры
- музыкальная игра
- использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи)
- игры и эксперименты с водой
3 этап – Заключительный
- Фотовыставка
- Постановка новых задач.
Работа с родителями:
- Проведение консультаций с родителями.
План мероприятий по реализации проекта
Образовательная область | Виды деятельности | Цель | Мероприятия |
«Социально- коммуникативное развитие» | Беседа | Рассматривание сюжетных картинок, формировать знания о культурно гигиенических навыках, воспитывать желание быть опрятным. Формировать умения аккуратно кушать. Учить пользоваться расчёской. | «Кто опрятен, тот приятен», «Как вести себя за столом» |
Дидактическая игра | «Купание куклы Кати», «Угостим кукол чаем»,«Делаем причёску» | ||
Познавательное развитие | Беседа | Учить детей правильно называть предметы личной гигиены и посуды. Активизировать речь детей. | «Для чего нужны предметы» |
Рассматривание сюжетных картин | «Мама купает Катю», «За обедом» | ||
Словесная игра | “Угодай предмет” | ||
Речевое развитие | Чтение художественной литературы | Формировать умение внимательно слушать сказки, стихотворения; развивать интерес к чтению, умению рассказывать выученные стихи, учить проговаривать строки стихотворения. | В. Викторова «Умывальная», К. Чуковский «Мойдодыр», М. Дружинина «Кто знает волшебное слово» |
Художественно - эстетическое деятельность | Музыкальная игра | Уметь внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать характер музыки рассказывать, о чем поется в песне. Доставить радость детям. | «Где же наши ручки» |
Игра-развлечение | «Приключение мыльного пузыря» | ||
Физическое развитие | Подвижные игры | Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук и ног; навыки ориентировки в пространстве, координацию и ритмичность движений, психофизические качества: быстроту, ловкость. | «Зайка серый умывается» |
Физкульт минутки | “Будь здоров” | ||
Итог проекта | Фотовыставка | Отчет | «Будем чистыми и опрятными». |
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами культурной гигиены. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей отношения к культурно гигиеническим навыкам.
Итоги проекта: в ходе реализации проекта «Чистюли» дети научились:
- Самостоятельно мыть руки и лицо с использованием мыла.
- Эффективно пользоваться полотенцем, расческой.
- Правильно вести себя за столом.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться, следить за чистотой одежды.
В ходе реализации проекта «Чистюли» у детей сформированы:
- Потребность в соблюдении навыков гигиены повседневно.
- Привычка следить за своим внешним видом.
- Стремление выглядеть аккуратными и опрятными.
- Понимание факта, что чистота, красота и здоровье неразделимы.
Оценка результатов
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Приложения
Консультация: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.
Что такое культурно-гигиенические навыки?
Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.
Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?
Приём пищи.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила.
Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д.
Обстановка за столом должна быть дружелюбная и спокойная, поэтому не рассказывайте страшных историй, не обсуждайте свои проблемы, не ссорьтесь между собой.
Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить.
Красиво оформленное блюдо и ваша «реклама» о красоте и вкусовых качествах еды вызовет у малыша интерес и повысит аппетит.
Кроме этого необходимо формировать у детей и другие полезные навыки:
-всегда мыть руки перед едой;
-правильно держать столовые приборы;
-за столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола;
-есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол;
- выходить из-за стола, полностью прожевав еду;
-не разговаривать с набитым ртом;
-пользоваться салфеткой;
-благодарить за еду взрослых.
На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.
Одевание и раздевание.
С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.
Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет?
Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.
Обучая ребенка одеваться самостоятельно, расположите на видном месте алгоритм одевания, чтобы ребенок контролировал свои действия.
Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. В этом помогут игровые ситуации: «Одень куклу на прогулку», «Завяжи кукле ботинки», «Застегни пуговицы на папиной рубашке ».
Хорошо развивают пальчики и различные мозаики, игры со шнурочками, мелкими предметами. Можно попросить ребенка помочь разложить пуговицы разного размера и цвета по баночкам. Игры со счётными палочками тоже принесут не только радость, но и пользу.
Также для развития мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика. Актуальны будут и стихи на тему одевания.
Мытьё рук и умывание.
Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Обучение умыванию надо проводить на собственном примере. Показ — самое понятное объяснение для малыша. Необходимо, чтобы ребенок усвоил последовательность умывания:
-засучить рукава;
- аккуратно открыть кран сначала с холодной водой, потом постепенно открыть кран с горячей водой. Для детей это достаточно трудное действие, поэтому в первое время воду для умывания настраивает взрослый.
- взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки;
-тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями.
-промыть руки под водой;
-чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;
-отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол.
-выключить воду;
-вытереть руки полотенцем досуха.
Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.
* * *
Водичка, водичка,
умой моё личико!
Чтобы глазки блестели,
чтобы щёчки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!
* * *
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
* * *
Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания.
Также можно проводить игровые упражнения: «Катя умывается», «Помоем медвежонку лапы» и т. д.
Использование носового платка.
Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого.
Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.
Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.
Ребенка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.
Нужно воспитывать желания опрятно выглядеть, обращать внимание на чистоту носового платка.
Стихотворения про средства гигиены.
Т.А. Шорыгина «Помой шейку»
Помой шейку,
Анечка, голубка!
Вот тебе губка,
Воды не жалей-ка,
Помой губкой шейку!
Т.А. Шорыгина «Полотенце»
Полотенчиком махровым,
Полотенцем чистым, новым
Вытру руки, плечи, шею —
Чувствую себя бодрее!
Р. Стивенсон «Страна кровати»
Когда я много дней хворал,
На двух подушках я лежал,
И чтоб весь день мне не скучать,
Игрушки дали мне в кровать.
Своих солдатиков порой
Я расставлял за строем строй,
Часами вел их на простор —
По одеялу между гор.
Порой пускал я корабли;
По простыне их флоты шли;
Брал деревяшки иногда
И всюду строил города.
А сам я был как великан,
Лежащий над раздольем стран —
Над морем и громадой скал
Из простыни и одеял!
Пер. В. Брюсова
Т.А. Шорыгина «Наполнена подушка»
Наполнена подушка
Иль пухом иль пером.
Клади ее под ушко
И спи спокойным сном.
Методическое обеспечение проекта:
Наглядные пособия: иллюстрации.
Художественная литература: чтение К. Чуковского «Мойдодыр»
З.Александрова «Катя в яслях», Е.Блaгинина. «Научим обуваться и братца», «Собери носок в гармошку».
Н. Павлова «Чьи башмачки», потешка «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять», «Если хочешь прогуляться».
Дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Помоем руки феи Чистоты», «Купаем куклу Дашу», «Стираем платочки», «Посуда и еда», «Перемешанные картинки», «Волшебный сундучок», «Чистоплотные дети».
Материал для продуктивной и изодеятельности: Тазы с водой, кукольная посуда, мелкие игрушки, бумага, краски, мыло, мочалки полотенце, носовые платки, расчески.
Литература:
1.Программа дошкольного образования от рождения до школы / Под ред. М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010-304с.
2.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник для детей второй младшей группы "День чистюль"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании. В знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей ...
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Маленькие чистюли».
Актуальность проектаКультурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, об...
ПРОЕКТ в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредствам познавательно-исследовательской деятельности и приобщение к здоровому образу жизни....
Проект в первой младшей группе "Маленькие чистюли"
Проект в первой младшей группе "Маленькие чистюли"!Проект направлен на формирование, у детей первой младшей группы, культурно-гигиенических навыков.На протяжении двух недель мы с ребятами ре...
Проект в первой младшей группе ДОУ "Чистюля"
Культуроно - гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте одежды, обуви, прически, лица, тела продиктована не только требованиями гигиены,...
Проект в младшей группе “Неваляшки” “Моя семья”
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоционал...