Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
Тип проекта: краткосрочный, познавательно - игровой
Срок реализации проекта: 2 недели
Возраст детей: 2 -3 года
Участники проекта: воспитатели, дети и их родители
Принципы:
-системный подход;
-планомерность и непрерывность;
-развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип целенаправленности педагогического процесса,
-принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Актуальность проекта:
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения, является одним из важных факторов развития и формирование здоровой личности.
Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит через приобретение детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания. Период раннего дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
Для освоения культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, разработали и реализовали познавательно-игровой проект «Маленькие чистюли»
Цель:
Создание условий для формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
Образовательные:
-обучать детей простейшим навыкам самообслуживания;
Развивающие:
-Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
- формировать представления о правилах личной гигиены;
- развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
-формировать простейшие навыки поведения за столом;
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
-формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Предполагаемый результат:
- дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук;
-правильно пользуются мылом, аккуратно моют рук, самостоятельно намыливают их;
-вытирают лицо и руки после умывания, вешают полотенце на место;
-повторяют вместе с воспитателем короткие стихотворения и потешки
об умывании, сопровождая действия текстом
- активность разной степени в одевании и раздевании
- расширяется пассивный и активный словарь
Ожидаемый результат по проекту проекта:
для педагога:
- повысится компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
для детей:
- появится способность самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры;
-овладеют культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
-научатся мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем;
-научаться самостоятельно есть ложкой, пользоваться салфеткой после еды;
-сформируется потребность в соблюдении опрятности в повседневной жизни.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный (организационный) этап:
Мероприятия | Цели | ||
1. | Анализ деятельности и компетенций детей в освоении КГН | Определение актуального и ближайших зон развития по формированию КГН | |
2. | Изучение специальной литературы, подбор методических материалов и пособий. | Повышение педагогической компетентности | |
3. | Разработка плана реализации проекта по развитию компетенций детей по формированию КГН | Организация педагогической деятельности в системе |
Работа с родителями:
1 | Анкетирование родителей. | Выявление степени заинтересованности родителей в данной теме | |
2 | Папка-передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» | Просвещение родителей по развитию компетенций детей по формированию КГН | |
3 | Консультация для родителей на тему: «Как приучить ребенка к аккуратности» | Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН | |
4 | Консультация: «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» | Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН | |
5 | Консультация: «Поведение малыша за столом» | Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН | |
6 | Памятка: «Внешний вид малыша» Основной этап: | Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН | |
1 | Рассматривание картинок: «Дети моют руки» «Мама моет дочку» Беседа по ним. | Закреплять навыки мытья рук и умывания. Учить во время умывания не мочить одежду. | |
2 | Дидактическое упражнение: «Кукла Катя умывается» | Знакомство с алгоритмом деятельности при умывании | |
3 | Подвижная игра «Зайка серый умывается…» | Закреплять навыки мытья рук и умывания. | |
4 | Чтение стихов и потешек: «Ладушки, ладушки» «Умница, Катенька» «Гойда, гойда» | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
5 6 | Рассматривание картинок: «Дети моют руки» и беседа по ней. Чтение потешки: «Водичка, водичка…» Дидактическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо» | Закреплять навыки мытья рук и умывания. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать расчесывать короткие волосы. Формирование умения правильно пользоваться мылом: аккуратно мыть лицо, руки, насухо вытираться после умывания | |
7 | Чтение: «Хлюп-хлюп» С. Капутикян «Лапки» Г. Лагздынь | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
8 | Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» | Закреплять навыки мытья рук. Учить во время умывания не мочить одежду. | |
9 | Дидактическое упражнение: «Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться» «Покажем Винни-Пуху как вытирать руки и лицо полотенцем» Чтение: «Мойдодыр» К. Чуковский, «Аленушка» С. Благинина | Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки. Учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком. | |
10 | Чтение русской народной сказки: «Про непослушные ручки и ножки». | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
11 12 | Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» Беседа: «Что бы быть здоровым надо…» Игровая ситуация «Как мама учила Мишку правильно кушать» | Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки. Формирование умения овладевать культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания | |
13 | Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол» | Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность | |
14 | Чтение потешек: «Идет коза рогатая…» «Пошёл котик на торжок» «Кисонька-мурысонька» З. Александрова «Вкусная каша» | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
15 | Игровая ситуация: «Как мишка учился кушать ложкой» | Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать всё до конца, проглатывать пищу, не оставлять её за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой. | |
16 | Дидактическое упражнение: «Кукла Катя села кушать» | Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать) | |
17 | Игровая ситуация: «Мишка пригласил в гости зайку и ёжика» | Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды. | |
18 | Чтение: «Кто скорее допьет» С. Капутикян | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
19 | Дидактическое упражнение: «Кукла Маша села кушать» | Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать) | |
20 | Чтение: «Маша обедает» С. Капутикян | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
21 | Дидактическое упражнение: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать» | Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды. | |
22 | Чтение потешки: «Уж я Танюшечке пирог испеку…» Е. Благинина «Аленушка» | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
23 24 | Дидактическое упражнение: «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду» Игровая ситуация: «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке» | Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность Продолжать учит застегивать пуговицы. Учить надевать носки, начиная с носка. При раздевании перед сном побуждать вешать одежду на спинку стула. Учить вежливо выражать просьбу о помощи. | |
25 | Чтение: «Я сама» И. Муравейка «Чьи башмачки» Н. Павлова | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
26 | Дидактическое упражнение: «Поучим зверюшек застегивать пуговицы» | Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек. | |
27 | Дидактические упражнения: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном» «Научим мишку складывать одежду в раздевальном шкафчике» | Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду перед сном. Продолжать учить пользоваться различными видами застёжек. | |
28 | Рассматривание картинок: «Девочка чумазая» «Девочка аккуратная» | Закреплять навыки мытья рук и умывания. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать расчесывать короткие волосы. | |
29 | Дидактическое упражнение: «Оденем куклу на прогулку» «Разденем куклу после прогулки» | Формирование умения у детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. | |
30 | Дидактическое упражнение: «Туфельки поссорились –подружились» | Формирование умения у детей правильно и самостоятельно одевать и снимать обувь. | |
31 | Чтение: «Мой мишка» З. Александрова «Чьи башмачки» Н. Павлова | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. | |
32 | Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей» Дидактическое упражнение: «Уложим куклу спать» | Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек. Учить надевать обувь, колготки, с помощью взрослого вешать одежду в шкаф. При раздевании перед сном побуждать снимать обувь, платье, рубашку, колготки. Правильно вешать на стул. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке. | |
33 | Дидактическое упражнение: «Покажем кукле (зайчику, мишку), где находятся наши вещи» | Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу. | |
34 | Дидактическое упражнение: «Сделаем из носочка гармошку» | Формирование умения у детей самостоятельно одевать и снимать носки в определенной последовательности. | |
35 | Чтение потешек: «Наша Маша маленькая» З. Александрова «Катя в яслях» | Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса. |
Заключительный этап:
Итоговое занятие «Как мы научились мыть руки». | Актуализация компетенций детей группы в практическую деятельность. | ||
Мини-экскурсия в прачечную детского сада | Формировать представление у детей о профессиях детского сада. Вызвать у детей чувство уважения к труду прачки. |
Достигнутый результат:
Дети:
- с помощью взрослого приводят себя в порядок;
- пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, полотенцем, расческой, горшком;
-аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб);
-при небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;
- аккуратно складывают снятую одежду;
Родители:
- получили консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
- укрепили связи между детским садом и семьёй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во 2 младшей группе . "ЧИСТЮЛИ"
Формирование у детей КГН в повседневной жизни, детском саду и семье. ...
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Школа юных чистюль»
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков расчитан на детей младшего дошкольного возраста. Проект по продолжительности расчитан на 2 тематические недели и посвящен гигиене кожи рук и лица...
Краткосрочный проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей младшей группы "В мире чистюль"
Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно- гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания....
Среднесрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистюля» во второй младшей группе
Важно именно в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важно...
Проект по формированию культурно - гигиенических навыков у дошкольников «Чистюля» II младшая группа
Идея проекта: "Чистота-залог здоровья". Становление культурно-гигиенических навыков ребёнка - первый шаг в постижении дошкольников к здоровому образу жизни....
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Маленькие чистюли».
Актуальность проектаКультурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, об...