Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Маленькие чистюли»
проект (младшая группа)

Петрова Наталья Борисовна

проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chistyuli.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе      «Маленькие чистюли»

Тип проекта: краткосрочный, познавательно - игровой

Срок реализации проекта: 2 недели

Возраст детей: 2 -3 года

Участники проекта: воспитатели, дети и их родители

Принципы:

-системный подход;

-планомерность и непрерывность;

-развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- принцип целенаправленности педагогического процесса,

-принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Актуальность проекта:

   Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения, является одним из важных факторов развития и формирование здоровой личности.

Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит через приобретение детьми   культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке. 

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания. Период раннего дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Для освоения культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, разработали и реализовали познавательно-игровой проект «Маленькие чистюли»

Цель:

Создание условий для формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

Образовательные:

-обучать детей простейшим навыкам самообслуживания;

Развивающие:

-Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

- формировать представления о правилах личной гигиены;

- развивать у детей  игровые умения  (отражать в игре процессы  умывания,   подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);

-формировать простейшие навыки поведения за столом;

Воспитательные:
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

-формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

  Предполагаемый результат:

- дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук;

-правильно пользуются мылом, аккуратно моют рук, самостоятельно   намыливают их;

-вытирают лицо и руки после умывания, вешают полотенце на место;

-повторяют вместе с воспитателем короткие стихотворения и потешки

об умывании, сопровождая действия текстом

- активность разной степени в одевании и раздевании

- расширяется пассивный и активный словарь

Ожидаемый результат по проекту проекта: 

для педагога: 

- повысится компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
для детей: 
- появится способность самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры;

-овладеют культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

-научатся мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем;

-научаться самостоятельно есть ложкой, пользоваться салфеткой после еды;

-сформируется потребность в соблюдении опрятности в повседневной жизни.

  Этапы работы над проектом:

1.  Подготовительный (организационный) этап:

Мероприятия

Цели

1.

Анализ деятельности  и компетенций детей в освоении КГН

Определение  актуального и ближайших зон развития  по формированию КГН

2.

Изучение специальной литературы, подбор методических материалов и пособий.

Повышение  педагогической компетентности

3.

Разработка плана реализации проекта по развитию компетенций детей по формированию КГН

Организация педагогической деятельности в системе

Работа с родителями:

1

Анкетирование родителей.

Выявление  степени  заинтересованности  родителей в данной теме

2

Папка-передвижка

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Просвещение родителей по развитию компетенций детей по формированию КГН

3

Консультация для родителей на тему: «Как приучить ребенка к аккуратности»

Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН

4

Консультация: «Как научить ребенка одеваться самостоятельно»

Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН

5

Консультация: «Поведение малыша за столом»

Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН

6

Памятка: «Внешний вид малыша»

Основной этап:

Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН

1

Рассматривание картинок:

«Дети моют руки»

«Мама моет дочку»

Беседа по ним.  

Закреплять навыки мытья рук и умывания.

Учить во время умывания не мочить одежду.

2

Дидактическое упражнение:

«Кукла Катя умывается»

Знакомство с алгоритмом деятельности при умывании

3

Подвижная игра

«Зайка серый умывается…»

Закреплять навыки мытья рук и умывания.

4

Чтение стихов и потешек:

«Ладушки, ладушки»

«Умница, Катенька»

«Гойда, гойда»

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

5

6

Рассматривание картинок:

«Дети моют руки» и беседа по ней.

Чтение потешки:

«Водичка, водичка…»

Дидактическое упражнение:

«Моем чисто руки и лицо»

Закреплять навыки мытья рук и умывания.

Учить во время умывания не мочить одежду.

Побуждать расчесывать короткие волосы.

Формирование умения правильно пользоваться мылом: аккуратно мыть лицо, руки, насухо вытираться после умывания

7

Чтение:

«Хлюп-хлюп» С. Капутикян

«Лапки» Г. Лагздынь

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

8

Дидактическое упражнение:

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Закреплять навыки мытья рук.

Учить во время умывания не мочить одежду.

9

Дидактическое упражнение:

«Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться»

«Покажем Винни-Пуху как вытирать руки и лицо полотенцем»

Чтение: «Мойдодыр» К. Чуковский, «Аленушка» С. Благинина

Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки.

Учить мыть лицо, не разбрызгивать воду.

Закреплять умение пользоваться носовым платком.

10

Чтение русской народной сказки: «Про непослушные ручки и ножки».

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

11

12

Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Беседа: «Что бы быть здоровым надо…»

Игровая ситуация «Как мама учила Мишку правильно кушать»

Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки.

Формирование умения овладевать культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания

13

Дидактическое упражнение: 

«Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность

14

Чтение потешек:

«Идет коза рогатая…»

«Пошёл котик на торжок»

«Кисонька-мурысонька»

З. Александрова

«Вкусная каша»

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

15

Игровая ситуация:

«Как мишка учился кушать ложкой»

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать всё до конца, проглатывать пищу, не оставлять её за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.

16

Дидактическое упражнение:

«Кукла Катя села кушать»

Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать)

17

Игровая ситуация:

«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»

Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды.

18

Чтение:

«Кто скорее допьет»

С. Капутикян

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

19

Дидактическое упражнение:

«Кукла Маша села кушать»

Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать)

20

Чтение:

«Маша обедает»

С. Капутикян

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

21

Дидактическое упражнение:

«Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды.

22

Чтение потешки:

«Уж я Танюшечке пирог испеку…» Е. Благинина

«Аленушка»

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

23

24

Дидактическое упражнение:

«Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»

Игровая ситуация:

«Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке»

Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность

Продолжать учит застегивать пуговицы. Учить надевать носки, начиная с носка.

При раздевании перед сном побуждать вешать одежду на спинку стула.

Учить вежливо выражать просьбу о помощи.

25

Чтение:

«Я сама»

И. Муравейка

«Чьи башмачки»

Н. Павлова

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

26

Дидактическое упражнение:

«Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек.

27

Дидактические упражнения:

«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

«Научим мишку складывать одежду в раздевальном шкафчике»

Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду перед сном. Продолжать учить пользоваться различными видами застёжек.

28

Рассматривание картинок:

«Девочка чумазая»

«Девочка аккуратная»

Закреплять навыки мытья рук и умывания.

Учить во время умывания не мочить одежду.

Побуждать расчесывать короткие волосы.

29

Дидактическое упражнение:

«Оденем куклу на прогулку»

«Разденем куклу после прогулки»

Формирование умения у детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

30

Дидактическое упражнение:

«Туфельки поссорились –подружились»

Формирование умения у детей правильно и самостоятельно одевать и снимать обувь.

31

Чтение:

«Мой мишка»

З. Александрова

«Чьи башмачки» Н. Павлова

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

32

Игровая ситуация:

«Как петушок разбудил утром детей»

Дидактическое упражнение:

«Уложим куклу спать»

Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек.

Учить надевать обувь, колготки, с помощью взрослого вешать одежду в шкаф.

При раздевании перед сном побуждать снимать обувь, платье, рубашку, колготки. Правильно вешать на стул.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

33

Дидактическое упражнение:

«Покажем кукле (зайчику, мишку), где находятся наши вещи»

Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу.

34

Дидактическое упражнение:

«Сделаем из носочка гармошку»

Формирование умения у детей самостоятельно одевать и снимать носки  в определенной последовательности.

35

Чтение потешек:

«Наша Маша маленькая»

З. Александрова

«Катя в яслях»

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

Заключительный этап:

Итоговое занятие «Как мы научились мыть руки».

Актуализация компетенций детей группы в практическую деятельность.

Мини-экскурсия в прачечную детского сада

Формировать представление у детей о профессиях детского сада. Вызвать у детей чувство уважения к труду прачки.

Достигнутый результат:

Дети:

- с помощью взрослого приводят себя в порядок;

- пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, полотенцем, расческой, горшком;

-аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб);

-при небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;

- аккуратно складывают снятую одежду;

Родители:

- получили консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

- укрепили связи между детским садом и семьёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во 2 младшей группе . "ЧИСТЮЛИ"

Формирование у детей КГН в повседневной жизни, детском саду и семье. ...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Школа юных чистюль»

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков расчитан на детей младшего дошкольного возраста. Проект по продолжительности расчитан на 2 тематические недели и посвящен гигиене кожи рук и лица...

Краткосрочный проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей младшей группы "В мире чистюль"

Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно- гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания....

Среднесрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистюля» во второй младшей группе

Важно именно в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важно...

Проект по формированию культурно - гигиенических навыков у дошкольников «Чистюля» II младшая группа

Идея проекта: "Чистота-залог здоровья". Становление культурно-гигиенических навыков ребёнка - первый шаг в постижении дошкольников к здоровому образу жизни....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Маленькие чистюли».

Актуальность проектаКультурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, об...