Методическая разработка «Театрализованная деятельность в средней группе »
методическая разработка (средняя группа)

Гаджиева Лариса Нефтуллаевна

Аннотация

Методическое пособие «Театрализованная деятельность в средней группе » направлено на оказание практической помощи воспитателям в художественно-эстетическом развитии детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Методическое пособие содержит теоретическую часть, в которой раскрывается понятие, особенности, виды театрализованной деятельности, специфика ее использования в средней группе ДОО, а также практический материал: программу «Мы – артисты», конспект игры-драматизации по русской народной сказке «Теремок», описание развивающих упражнений, игр, этюдов, которые можно использовать в ходе театрализованной деятельности в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Театрализованная деятельность в средней группе »

 

Аннотация

Методическое пособие «Театрализованная деятельность в средней группе » направлено на оказание практической помощи воспитателям в художественно-эстетическом развитии детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Методическое пособие содержит теоретическую часть, в которой раскрывается понятие, особенности, виды театрализованной деятельности, специфика ее использования в средней группе ДОО, а также практический материал: программу «Мы – артисты», конспект игры-драматизации по русской народной сказке «Теремок», описание развивающих упражнений, игр, этюдов, которые можно использовать в ходе театрализованной деятельности в средней группе.

 

Пояснительная записка

Современная система дошкольного образования характеризуется принципиально новой ситуацией, которая заключается в изменении подходов к образовательному процессу в ДОО. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, образовательные задачи решаются прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний, постепенно становится педагогикой развивающей. Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть основную задачу своей деятельности в развитии личности каждого ребенка.

Особая роль в решении данной задачи принадлежит театрализованной деятельности, являющейся эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в деятельности, которая имеет коллективный характер.  Театрализованная деятельность способствует расширению представлений детей об окружающем мире, человеческих отношениях, развитию их способностей, интересов, познавательных процессов, коммуникативных, творческих способностей.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Полноценное участие детей в театрализованной деятельности способствует развитию эстетического восприятия художественного слова, речевых способностей, умения анализировать, оценивать литературных героев, их поступки.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, проявить активность, индивидуальность, творчество. Следует особо отметить роль театрализованной деятельности в приобщении ребенка к искусству: литературному, драматическому, музыкальному. Дети воспринимают театрализованную деятельность как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного исполнения.

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка, на его развитие позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.

 

 

Виды театрализованной деятельности дошкольника

 

 Театрализованная деятельность дошкольников имеет свои особенности. Своеобразие театрализованной деятельности дошкольников заключается в том, что творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т.д. То есть настоящая театрализованная деятельность представляет собой богатое поле для развития творческих способностей детей.

Основой театрализованной деятельности является игра. Принято деление театрализованных игр на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. Режиссерские игры могут быть настольные и стендовые. К настольным режиссерским играм относится настольный театр игрушек и настольный театр картинок. 

    Настольный театр игрушек включает в себя самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия детей и воспитателя не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

    Настольный театр картинок включает в себя картинки - персонажи и декорации. Все картинки должны быть двухсторонними, т.к. неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми.  Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.

  Для того, чтобы создать представление о месте действия, необходимо использовать элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе - лужайка, голубая лента - ручеек. Все это развивает воображение детей, их фантазию.

Другим видом театрализованной деятельности является игра-драматизация. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Признаками персонажа является атрибут, символизирующий его типичные свойства. Это может быть характерная маска зверя, вырезанная из бумаги, шапочка, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национальной одежды) и т.д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Игры-драматизации могут быть в форме пальчикового театра, когда ребенок надевает атрибуты на пальцы, но сам действует за персонажа, изображение которого у него на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показать один ребенок с помощью своих пальцев.   

  Игры-драматизации с куклами бибабо происходят обычно на ширме, за которой скрывается водящий. В этих играх на пальцы руки надевают куклу, движения которой осуществляются благодаря движениям пальцев. Когда игра знакома или куклы водят сами дети, водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, вовлекать их в игру. Это поднимает активность детей, повышает их интерес к игре.

  Театрализованные игры-импровизации - это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Данный вид театрализованной игры наиболее сложный, но и наиболее интересный для детей.  Чтобы подготовить детей к такой игре, можно вместе с ними придумать тему, обсудить ее, изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Дальнейший шаг - каждый участник должен изобразить тему по-своему. Затем можно предложить детям более сложное задание- ребенок выбирает самостоятельно тему и сам же ее разыгрывает.

  Широкую популярность завоевали в практике детских садов постановка детских спектаклей, театрализованных представлений, проведение концертов. Участники постановок должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям и свободу в действиях, возможность фантазии при изображении образа. Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. Недаром К.С. Станиславский отмечал, что самые лучшие актеры - это дети. Дети искренне верят в реальность изображаемого, они более непосредственны в выражении своих чувств.

  Можно предложить детям поставить небольшую инсценировку, сказку - они с удовольствием откликнуться. В соответствии со склонностями и интересами детей можно также организовать в детском саду занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности. Это могут быть студии «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т.д.  Занятия в студии может проводить как воспитатель, так и специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изодеятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый продукт - концерт, спектакль или праздник. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

  В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом коллектива, способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех, взрослые и дети выступают в этой деятельности как равноправные партнеры взаимодействия.

 

Организация театрализованной деятельности в средней группе

 

Основные направления развития театрализованной деятельности в среднем дошкольном возрасте заключаются в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти – семи человек, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояние героя, их смена.

Расширение театрально-игрового опыта детей среднего дошкольного возраста осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Усложняется текст драматизаций, который отличается более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. В ходе занятий дети обучаются элементам художественно-образной выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

Ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Детям становится доступен и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и т.д. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам.

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников. Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее на сцене, отвечать на обращения «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников – артистов. Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом тянет репку, мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил) развивается умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно вести куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие. Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.  Четвертая группа умений позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», т.е. определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих для игры атрибутов. Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель уделяет внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывании содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию можно показать по-разному. Ребенок среднего дошкольного возраста уже может проявлять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражании другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

В средней группе для разыгрывания предлагаются сказки, рассказы, содержащие в себя моральную основу, воспитывающие нравственные качества. Это могут быть русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», инсценировка сказок С. Маршака «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.

Театрализованная деятельность дошкольников включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап. Чтение сказки, сценария, обсуждение. В процессе обсуждения педагог выясняет понимание детьми не только содержания произведения, но и отдельных средств выразительности.

2. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. С этой целью необходимо использовать различные упражнения. Например, детям предлагают попроситься в теремок так, как просились Лягушка или Медведь. После этого воспитатель спрашивает, кто больше похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному из детей разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.

3.Собственно театрализованная игра. При разыгрывании сюжета необходима такая организация театрализованной игры, при которой каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используются разнообразные приемы. Это может быть выбор детьми роли по желанию, назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей, распределение ролей по карточкам, проигрывание ролей в парах. В средней группе рекомендуется не предлагать детям роли отрицательных персонажей, а исполнять их самому воспитателю с помощью куклы. 

4. Заключительный этап - обмен мнений, обсуждение, воспоминание о проведенной игре. Большое удовольствие детям доставляет просмотр видеозаписи, фотографий.

Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, отвечать за музыкальное сопровождение, кого нужно пригласить.

 

Практический материал

Программа «Мы артисты»

 

  Цель программы: формирование театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Приобщать детей к театральной культуре.

2. Углублять театрально-игровой опыт детей за счет освоения разных видов театрализованной игры.

3.Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Содержание программы основывается на следующих принципах:

· доступность, соответствие содержания возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста;

· комплексность – взаимосвязь театрализованной деятельности с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности;

· импровизационность – отсутствие жестких рамок, свободная атмосфера, поощрение детской инициативы;  

· гуманистическая направленность, оптимистическое начало, воспитание добрых чувств, стремления делать добро.

Продолжительность занятия – 20 минут. Реализация данной программы рассчитана на три месяца.

Учебно-методическое обеспечение

Методологическую и теоретическую основу программы составили исследования А.В. Акуловой, Л.В. Артемовой, Н.А. Ветлугиной, Т.И. Петровой, посвященные специфике детской театрализованной деятельности; методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста художественному творчеству посредством использования театрализованной игры М.Д. Маханевой.

Ожидаемый результат:

· положительная динамика художественно-эстетического развития детей четырех-пяти лет;

· развитие творческих способностей детей (интонационная выразительность, мимическая выразительность, навыки имитации);

· развитие эмоциональной сферы, мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

· воспитание дружеских, партнерских взаимоотношений между детьми; коммуникативных умений.

Формы подведения итогов:

· театрализованные представления;

· досуги;

· участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

 

Тематическое планирование

Форма

Тема

Цель

Содержание

Экскурсия в кукольный театр

Здравствуй, театр!

Развитие интереса к театру, к представителям театральных профессий

1. Беседа о кукольном театре

2.Посещение кукольного театра, просмотр спектакля.

3.Встреча с актерами

Игра-драматизация с куклами бибабо.

Сказка «Лиса и журавль»

Расширение игрового опыта за счет освоения игры –драматизации с куклами

1.Обучение детей действию с куклами бибабо.

2. Чтение сказки

3. Разыгрывание сказки несколько раз с тем, чтобы каждый ребенок смог в ней участвовать

4. Обсуждение.

Пальчиковый театр

Сказка «Курочка Ряба»

Расширение игрового опыта за счет освоения пальчикового театра

1.Просмотр сказки «Курочка Ряба» средствами пальчикового театра.

2. Обучение детей движениям пальцев.

3. Чтение сказки с одновременным ее разыгрыванием детьми.

4.Обсуждение.

Работа над этюдами

Работа над эмоциональной выразительностью детей

Развитие умений передавать образ персонажа с помощью экспрессии

1. Беседа о том, как наши чувства выражаются с помощью экспрессии

2. Рассматривание картинок, изображающих людей в различных эмоциональных состояниях.

3.Разыгрывание этюдов «Остров плакс», «Изобрази настроение».

4. Обсуждение

Работа над этюдами

Работа над речевой выразительностью детей

Развитие интонационной, лексической и синтаксической выразительности

1. Беседа педагога

2.Произнесение скороговорок, чистоговорок.

3. Речевое упражнение «Произнеси с разной интонацией»

4.Творческое задание «Сочиняем сказку».

Игра-драматизация

«Теремок»: по русской народной сказке

Развивать умение детей выражать состояние персонажа с помощью мимики, интонации, голоса,  развивать интерес к произведению, способствовать развитию инициативы в игре.

1.Показ мультфильма «Теремок»

2.Обсуждение с детьми характеров персонажей

3. Распределение ролей.

4. Разыгрывание сказки.

5. Обсуждение

Игра-драматизация

«Колобок»: по русской народной сказке

Обогащать игровые замыслы детей, развивать умение выражать состояние персонажа с помощью мимики, интонации, голоса.

1.Предварительное чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2.Обсуждение характеров персонажей.

3.Распределение ролей.

4. Разыгрывание сказки.

5. Обсуждение

Игра-драматизация

«Репка»: по русской народной сказке

Развивать интонационную выразительность, исполнительские навыки, умение передавать разное эмоциональное состояние персонажей, особенности их характера.

1.Просмотр мультфильма.

2.Обсуждение характеров персонажей.

3.Пантомимические упражнения

4. Распределение ролей.

5. Разыгрывание сказки.

6. Придумывание продолжения сказки

7.Обсуждение

Игра-драматизация

«Маша и медведь»: по русской народной сказке

Развивать творческую инициативу детей

1.Предварительное чтение сказки.

2.Обсуждение характеров персонажей.

3.Просмотр мультфильма.

4. Распределение ролей.

5. Разыгрывание сказки.

6. Обсуждение

Праздник театра

Подготовка к празднику

Развитие интереса к театрализован-ной деятельности, развитие исполнительских навыков,  создание атмосферы творчества

1.Подготовка сценария праздника.

2. Распределение ролей

3. Подготовка пригласительных билетов

4.Репетиция

Праздник театра

Проведение праздника

Развитие интереса к театру, создание атмосферы творчества

1.Беседа о театре

2. Показ отрывков из различных сказок, используемых ранее на занятии

3. Подведение итогов занятий по программе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Театрализованная деятельность в младшей группе"

Данная методическая разработка поможет педагогам спланировать театрализованную деятельность в младшей группе, а так же развить способности у детей младшего возраста средствами театрального искусства....

Методическое пособие «Театрализованная деятельность в средней группе ДОО»

Аннотация Методическое пособие «Театрализованная деятельность в средней группе ДОО» направлено на оказание практической помощи воспитателям ДОО в художественно-эстетическом развитии детей ...

Методическое пособие «Театрализованная деятельность в средней группе » Аннотация

Театрализованная деятельность детей в этом возрасте очень нужное дело.Оно развивает речь,кмуникацию,добро,эмоций....

Методическая разработка Театрализованная деятельность в старшей группе «Доктор Айболит»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г. Н...

Методическая разработка «Театрализованная деятельность в средней группе

Основанием моей разработанной программы является: Применение театрализованной деятельности как средства формирования эмоциональной и коммуникативной сферы детей, оказывает положительное влияние на раз...

Методическая разработка "Проектная деятельность в средней группе"

1 слайд Проект средней группы «Фиксики»«Ферма для домашних животных»2 слайд•Проблема для взрослого:     Дети мало знакомы с жизнью домашних животных на...

Методическая разработка. Образовательной Деятельности в средней группе "Поможем доктору Айболиту"

Методическая разработка. Образовательная деятельность в средней группе с использованием логических блоков Дьенеша "Поможем доктору Айболиту"...