Консультация "Воспитание социально - бытовых навыков и их значение в развитии вашего малыша
консультация
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа», - советовал
А. С. Макаренко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.docx | 83.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социально – бытовых навыков и их значение в развитии вашего малыша.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа», - советовал
А. С. Макаренко.
Об этом всегда должны помнить родители.
Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение.
Н. Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды».
Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола, и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате, бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.
Обучая детей, нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился, правильно есть ложкой.
Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Для ребёнка раннего возраста самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевания и одевания (Снимать и обувать обувь. Надевать и снимать трусики, колготки, шорты, шапку, варежки);
- гигиены тела (Мыть руки, лицо, вытирать их полотенцем. Уметь пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (Пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.
Нормально развивающийся ребенок овладевает социально-бытовыми навыками, наблюдая за поведением взрослых и других детей, подражая им и действуя путем проб и ошибок.
Именно поэтому ребенок, отстаивая свою самостоятельность, стремится поскорее добиться желаемого результата и похвалы близких, часто настойчиво просит взрослого показать ему необходимую операцию.
Ваша задача помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей воспитывающих аутичных дошкольников по развитию социально- бытовых навыков.
Содержание Что такое Аутизм? Особенности аутичных детей. Организация жизни аутичного ребенка в условиях семьи. Развитие социально-бытовых навыков....
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников
Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся на трех подходах, которые зар...
Индивидуальная программа развития социально-бытовых навыков
Умение концентрировать вниманиеБазовые навыки общей и мелкой моторики Навык одевания и раздеванияНавык приема пищиНавык туалета...
Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушением зрения «В гостях у повара»
Представляю вашему вниманию конспект подгруппового занятия по социально-бытовой ориентировке старших дошкольников...
Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом.
Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом....
Конспект НОД по развитию социально-бытовых навыков с использованием инновационных технологий «Сказочные лабиринты игры» по В.В. Воскобовичу.
Конспект НОД по развитию социально-бытовых навыков по лексической теме машины наши помощники....
«Здоровым быть это модно!» Система работы по развитию социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста 6-7 лет через различные педагогические технологии по программе «Разговор о правильном питании»
Методическая разработка по формированию у детей целостного отношения к собственному здоровью с выделением главного компонента — культуры питания и развитие социально-бытовых компетенций, связанн...