Проект: «Я имею право»
проект (подготовительная группа)
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В условиях современной жизни, нам, сотрудникам ДОУ, приходится вступать в противоборство с окружающей средой, защищая детей. Часто представителями этой агрессивной среды становятся родители. Изучив ситуацию, анкеты для родителей, мы установили, что нарушения прав в семье связано с низким уровнем правовой и психологической культуры родителей.
Как показали наблюдения, у детей слабо развито чувство собственного достоинства, терпимость друг к другу, сочувствия, сопереживания.
Прежде всего дети нашей группы испытывают трудность осознания абстрактного понятия «право».
И так как дети проводят основную часть своего времени в детском саду и основной вид деятельности – игра, мы увидели, что используем мало игр и пособий для правового воспитания детей, не достаточные условия для самореализации каждого ребенка.
Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.
Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_imeyu_pravo.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»
Проект: «Я имею право»
Для детей 6-7 лет.
Воспитатель:
Лутошкина И.В.
2023 г.
Актуальность
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В условиях современной жизни, нам, сотрудникам ДОУ, приходится вступать в противоборство с окружающей средой, защищая детей. Часто представителями этой агрессивной среды становятся родители. Изучив ситуацию, анкеты для родителей, мы установили, что нарушения прав в семье связано с низким уровнем правовой и психологической культуры родителей.
Как показали наблюдения, у детей слабо развито чувство собственного достоинства, терпимость друг к другу, сочувствия, сопереживания.
Прежде всего дети нашей группы испытывают трудность осознания абстрактного понятия «право».
И так как дети проводят основную часть своего времени в детском саду и основной вид деятельности – игра, мы увидели, что используем мало игр и пособий для правового воспитания детей, не достаточные условия для самореализации каждого ребенка.
Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.
Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Предполагаемые результаты:
После реализации проекта дети будут знать свои права (право на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, право на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанности (помогать взрослым, уважать старших и т.п.), применят полученныезнания в практической деятельности - творческих и развивающих играх, будут стараться использовать эти знания в общении с другими детьми, продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей, будут готовы правильно оценивать себя и других.
Данный проект ориентирован:
- на углубление, совершенствование и повышение профессионализма воспитателей детского сада по данной проблеме;
- на формирование у детей знаний о своих правах и обязанностях, воспитание правовой культуры;
- на привлечение внимания родителей к серьезности указанной проблемы.
Тип проекта: Практико-ориентированный.
Сроки: среднесрочный
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.
Тема: Правовое воспитание детей подготовительной к школе группы
Цель: Использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения по развитию у детей представления об основах права и правовой культуры в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
- Познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка, объяснить важность этого документа, который защищает права и свободы каждого ребенка, сформировать осознание наличия собственных прав и прав других детей.
- Создание благоприятных условий для формирования свободной и ответственной личности гражданина правового государства, который знает свои права и способы их защиты, обладает чувством собственного достоинства, уважает других членов общества и способен осуществлять осознанный выбор действий.
- Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка.
- Сформировать чувство причастности к событиям, которые происходят в мире, государстве, городе.
- Сформировать в сознании ребенка чувство принадлежности к своей культуре, а также уважение и терпимость к культурам других национальностей;
- Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.
- Научить ребенка защищать свои права или находить помощь при невозможности самозащиты.
- Развитие социальных навыков.
- Создание необходимых материально - технических условий, обеспечивающих достижение требуемых ФГОС ДО интегративных качеств личности выпускника ДОУ.
Тема проекта | Правовое воспитание старших дошкольников | |
Направление | Социально- личностное | |
Название организации | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников | |
Ф.И.О. автора, должность | Воспитатели: Мухортова Ольга Викторовна; Чикишева Алена Игоревна | |
Нормативно –правовая база проекта | Конвенция о правах ребёнка Устав МКДОУ Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов. | |
Проблема | Дети слабо знают свои права и отдельные мероприятия по правовому воспитанию, проводимые в детском саду, не сложились в единую и стройную систему. | |
Краткое описание проекта | Чтобы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе. | |
Участники проекта | Участники: воспитатели группы; воспитанники и их родители | |
Сроки реализации проекта | С февраля по май 2023 года. | |
Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правовых знаний, через ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка | |
Задачи проекта | 1.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с основными статьями Конвенцией о правах ребёнка. 2.Развивать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека. 3.Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово). 4.Разъяснять детям общепринятые нормы и правила поведения. 5.Активизировать словарь детей в связи с расширением его кругозора, через понятия: Конвенция, права и обязанности детей, генеалогическое древо семьи, получение информации, свидетельство о рождении. |
Основные мероприятия | Проект содержит несколько подпроектов: «О правах - играя», «Ты и твоё имя», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ценности здорового образа жизни», «Хочу всё знать», «Моя семья», «Право на любовь», «Конфликты и ссоры», «Ваши права, дети». Каждый подпроект включает в себя ознакомление детей с определённой статьей Конвенции о правах ребёнка. |
Ожидаемый результат | -дети познакомятся в доступной форме с их правами (правом на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, с правом на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанностями (помогать взрослым, уважать старших и т.п.); -применят полученные знания в практической деятельности- творческих и развивающих играх; -будут стараться использовать эти знания в общении с другими детьми; -продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей; -будут готовы правильно оценивать себя и других. |
Продукт (итог) проекта | - итоговое мероприятие с детьми- викторина «Что мы знаем о наших правах», создание альбома «Ребёнок и его права» по изученными с детьми статьями Конвенции о правах детей. |
Разработка и реализация проекта
Тема подпроекта | Поставленные задачи | Специально – организованная деятельность | |
«О правах- играя» | 1.Дать детям общее представление об их правах. 2.Развивать у детей правовое мировоззрение и нравственные представления. 3.Учить детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы. 4.Воспитывать у детей чувство самоуважения и уважения к другим людям. | Книжно – иллюстрированная выставка «Права детей». Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка. Беседа с детьми «Все имеют права». Дидактические игры « Я имею право». Анкетирование родителей «Знаете ли вы права ребёнка». Работа с лепбуком «Мои права и обязанности» | |
«Ты и твоё имя» | 1.Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально – нравственному развитию. 2.Продолжать развивать умение рассуждать, делать выводы. | Рассказать детям о том, как на Руси давали имена и что они означали. Экскурсия в комплексно-краеведческий музей «Исток», зал «русская изба»: экскурсия «Наречение именем» Игра - упражнение «Обратись по имени». Изготовить с детьми книгу имен (паровозик) Просмотр сериала «Смешарики: азбука прав ребенка», серия «Право на имя» | |
3.Воспитывать у детей чувство самоуважения и уважения к другим людям. | Беседа с детьми « Как тебя называют дома». Чтение Э. Успенского « Ты и твоё имя». Родительский уголок «Такие разные дети». | ||
« Что такое хорошо и что такое плохо» | 1. Уточнить знания детей о правилах поведения в коллективе. 2.Совершенствовать навыки речевого общения; умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарища. 3.Формировать у детей адекватные формы поведения и коммуникативные навыки. | Совместное обсуждение с детьми темы «Что такое дружба». Игра « Нельзя». Чтение книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Творческая игра на разрешение ситуации « Как поступят дети». Беседа с родителями о воспитании у ребёнка положительных моральных качеств. | |
«Ценности здорового образа жизни» | 1.Способствовать у детей осознанному отношению к своему здоровью. 2.Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. 3.Воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни. | Организовать беседу с детьми «Кто и как заботиться о твоём здоровье». Творческая игра « Плохо – хорошо». Решение ребусов и кроссвордов на тему Чтение познавательной литературы «Азбука здоровья». Просмотр мультфильма «Смешарики: азбука здоровья» Наглядная информация для родителей « Ценности здорового образа жизни». | |
«Хочу всё знать» | 1.Познакомить детей с правом на получение информации. 2.Способствовать у детей пониманию, что знания приносят человеку пользу, помочь детям прийти к выводу о необходимости получения знаний. 3.Закреплять у детей знания об учреждениях образования и источниках информации. | Родительский уголок «Скоро в школу». Рассмотреть с детьми иллюстрации и фотографии с изображением образовательных учреждений. Экскурсия в комплексно-краеведческий музей «Исток», зал краеведения, экскурсия «Мой детский сад» Дидактические игры « Как мы получаем информацию», « Где можно учиться». Художественная литература: энциклопедические словари для дошкольников. Работа со сказкой «Буратино» Просмотр мультфильма «Смешарики: права ребенка», серия «Право на развитие» Творческое рассказывание «Школа, в которой я хочу учиться». | |
«Моя семья» «Мой дом» | 1.Познакомить детей с правом воспитываться в семье. 2.Закреплять знания детей о своей семье, близких людях. 3. Познакомить с правом на жилище | Организация фотовыставки по теме «Портреты мам и пап». Просмотр мультфильма «Смешарики: права ребенка», серии «Право на заботу». Составление рассказов «Вместе – целая семья». Конструирование «Строим город» Сюжетно-ролевая игра: «Семья». Творческое рисование « Как я помогаю дома». | |
3.Прививать у детей потребность радовать своих близких своими добрыми делами. | Чтение В. Берестов «Любили тебя». Письменная консультация «Четыре заповеди мудрого родителя». | ||
« Право на любовь» | 1.Познакомить детей с правом на любовь и заботу. 2.Способствовать у детей социально – нравственному развитию. 3.Воспитывать в детях доброту, внимание к людям. | Ознакомительная беседа « О праве на любовь». Предложить детям подумать над значением пословицы « Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается?». Просмотр сериала «Смешарики: права ребенка», серия «Право на любовь». Творческое рисование « На что похожа любовь?». Игра « Добрые слова от сердца к сердцу». Наглядная информация в родительский уголок « Типы родительской любви». | |
«Конфликты и ссоры» | 1.Учить детей анализировать конфликтные ситуации, избегать ссор, находить пути примирения и согласия. 2.Формировать у детей адекватные формы поведения и коммуникативные навыки. 3.Воспитывать у детей умение общаться со сверстниками. | Рассказать детям о понятиях «конфликт», « ссора», о причинах их возникновения и негативных последствиях. Игра на разрешение ситуации «Не поделили игрушку». Чтение Л. Толстой « Два товарища». Игра «Обнималки». Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе». | |
«Ваши права, дети». | 1.Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях. 2.Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. 3.Воспитывать у детей чувство уважения к другим людям. | Вспомнить с детьми о том, для чего нужны права. Игра « Всё будет хорошо». Моделирование ситуации по сказкам «Кто нарушил права?» Детско-родительское творчество: права в сказках Чтение художественного материала по теме «Дошкольникам о правах». Работа с лепбуком «Мои права и обязанности» Родительский уголок : рекомендации родителям по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав и свобод человека. | |
Проведение итогового мероприятия с детьми - викторина «Что мы знаем о наших правах», создание альбома «Ребёнок и его права» по изученными с детьми статьями Конвенции о правах детей. |
Результаты деятельности по реализации проекта:
- дети имеют представление, что у каждого ребёнка есть права;
- дети имеют представление, кто защищает права детей - это Конвенция о правах ребёнка, а именно:
Статья Конвенции | Что регламентирует |
Статья 6 | Ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребёнка |
Статья 7 | Ребёнок имеет право на имя при рождении и гражданство |
Статья 9 | Ребёнок имеет право жить вместе с родителями |
Статья 12 | Ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды, причём этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребёнка |
Статья 17 | Право ребёнка на получение информации, способствующей социальному и культурному развитию ребёнка и защите от вредной информации |
Статья 28 | Ребёнок имеет право на образование |
Статья 21 | Право ребёнка на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановление здоровья |
- дети пытаются использовать полученные знания: соблюдают общие для всех правила и нормы;
- родители стали проявлять большой интерес к проблеме защите прав детей;
- создание альбома « Ребёнок и его права» по статьям Конвенции о правах ребёнка.
Библиографический список
1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / авт.-сост. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
2.Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка. [ Текст] / Н. С. Голицына, Л. Д. Огнева – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.- С. 95.
3.Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.- С. 112. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:festival@1september.ru
4.Козлова С.А. Мы имеем право // учеб.-метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений. -М.; Обруч, 2010.- № 4.- С. 23-25.
5 .Кочергина В.Н. Правовое воспитание дошкольников. [Текст ]/В.Н. Кочергина// Дошкольное воспитание - 2005- № 1.- С. 2-5.
6.Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост. Т.А. Харитончик. 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. - 228 с.
7. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребенка. [Текст]: Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет/ Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Я имею право"
Совместный проект со старшими дошкольниками и их родителями по правовой компитенции....
Практико-ориентированный проект "Я имею Права!"
Данный проект занял первое место во всероссийском конкурсе методических разработок.В нем содержаться описания разнообразной совместной деятельности с детьми по теме, конспекты НОД, перспективное плани...
Проект"Я имею право быть здоровым"
Обеспечить взаимодействие с семьёй в формировании у ребёнка представлений о праве быть здоровым,о том, от кого и от чего зависит здоровье человека....
Права ребенка в рамках проекта "Я имею право"
Методический материал...
Проект: «Я имею право на семью»
Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам....
Проект "Я имею право!"
Закреплять знания детей о своих правах; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать чувство свободы в выражении своих желаний....
Проект "Я имею право"
ВведениеI глава: Теоретическая часть1.1. Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.1 2. Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников .1....