Статья "Организация патриотического воспитания в ДОУ"
статья

Давыденко Оксана Ивановна

Данная статья посвящена вопросу организации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. В ней рассматриваются факторы, оказывающие влиняние на успешность проведения воспитательной работы по данному направлению; формы организации работы с детьми и их родителями; а также раскрывается вопрос о том, с чего необходимо начинать воспитание патриотических чувств у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.

В.В. Путин

Формирование и развитие патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста в настоящее время является особенно актуальной проблемой. Патриотизм приносит пользу не только государству, которое воспитывает граждан на благо своему развитию и благополучию, но и самому человеку, обладающему этим чувством. Патриотизм и личное благосостояние связаны крепкими узами. Это объясняется тем, что любовь к своей стране и ощущение сопричастности к её процветанию позволяют человеку чувствовать себя частью чего-то значимого, частью истории, что, в свою очередь, придаёт чувство достоинства и уверенности в себе. 

Федеральная образовательная программа определят следующие задачи образовательной деятельности в данной области: воспитание патриотических и интернациональных чувств, уважительного отношения к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

Приступать к нравственному и патриотическому воспитанию необходимо уже в дошкольном возрасте, так как именно в этот период начинается становление личности ребёнка, его самосознания и индивидуальности. Огромное влияние на патриотическое воспитание ребёнка оказывает семья, в то же время значительная его часть закладывается и в дошкольном учреждении. Поэтому работники таких учреждений обязаны уделять достаточно внимания формированию у детей гражданских чувств, ответственного и уважительного отношения к своей стране и малой Родине.

Важно помнить, что организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя два существенных фактора, которые определяют успешность её протекания. Первый фактор – это личность самого воспитателя. Воспитатель, не испытывающий искренней любви к своей родине, не сможет взрастить это чувство в детях должным образом. Второй фактор – это грамотно выстроенная методическая работа, постоянное повышение квалификации воспитателей. В данных целях дошкольное учреждение может проводить тематические педсоветы и консультации, организовывать открытые занятия для взаимообмена опытом, а также создавать условия для самообразования своих работников.

Патриотическое воспитание ребёнка эффективно начинать с воспитания любви к своей малой Родине. Родной край, город, улица, являются для ребёнка наглядным, реально существующим миром, который наиболее доступен для наблюдения и изучения. Воспитатели должны помочь ребёнку обращать внимание на разные аспекты своего региона: культурно-историческое и национальное наследие, природно-экологическое своеобразие, местные достопримечательности, промышленность и трудовую деятельность людей, городские здания и учреждения, именитых земляков и их заслуги. Продолжением данной работы становится знакомство детей с другими городами России, в том числе со столицей нашей Родины.

Формы работы по патриотическому воспитанию в учреждениях дошкольного образования многочисленны и разнообразны. Наиболее распространённой и простой из них считается тематическое занятие. На таких занятиях у детей формируется система базовых знаний о своей Родине. Для наиболее эффективного усвоения знаний следует осуществлять принцип наглядности в обучении, то есть сопровождать познавательные рассказы и беседы с воспитанниками изображениями, видео, макетами, реальными объектами, которые можно рассмотреть и потрогать и т.д.

Кроме того, важно организовать в группе патриотический уголок. Обязательными элементами такого уголка являются атрибутика государства (флаг, герб, гимн), портрет президента РФ, портреты главы области и города, фотографии исторических памятников и др.

Ещё одной формой работы, обеспечивающей патриотическое воспитание и реализующей принцип наглядности, является организация утренников, конкурсов, соревнований и эстафет, посвящённым различным государственным и народным праздникам. Данные мероприятия позволяют ребёнку узнать историю возникновения праздника, чему он посвящен и зачем отмечается. Благодаря таким активностям дети ощущают принадлежность к своему народу, единение с принятыми в обществе обычаями и традициями.

Немаловажно проводить экскурсии: прогулки на природе, экологические тропинки, походы, осмотр достопримечательностей родного города, виртуальные экскурсии. Такие формы работы способствуют развитию наблюдательности и самостоятельности у дошкольников.

Патриотическое воспитание может быть реализовано даже через самые обычные повседневные виды деятельности, в частности, через чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов. Воспитатель должен ответственно и грамотно подходить к отбору таких материалов; в таком случае у детей сформируется правильное, неискажённое представление о своей Родине, им будет легче осмыслить историю страны, научиться искренне переживать за судьбу своего народа.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников происходит эффективнее при совместной работе детского сада и семьи. Так, можно использовать проектную деятельность, мастер-классы, фотовыставки, изготовление различных поделок. Для обогащения знаний родителей применяются буклеты, брошюры, папки-передвижки.

Однако, какими бы вариативными ни были формы организации патриотического воспитания, если они проведены в недоступном пониманию детей виде, то они не будут результативными. Важно учитывать то, что дошкольники не владеют многим и понятиями, привычными для взрослых, поэтому их надо постоянно расшифровывать и иллюстрировать. Ознакомление с каждой темой должно проходить системно, ненавязчиво и основываться на принципе постепенного усложнения материала.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...