Методическая разработка "Играем дома"
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка для родителей «Играем дома»
Пояснительная записка.
В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что – то развлекательное, свойственное тем людям, которые не могут заниматься серьезным делом, а это, прежде всего дети.
Ответственность за наилучшее обеспечение интересов ребенка в игровой деятельности возлагается на родителей. Право ребенка на игру соблюдается почти в каждой семье еще с младенческого возраста. В сюжетные игры – «Козу – дерезу», «Ладушки», «Сороку – белобоку» - охотно играют с детьми многие родители.
Но когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.
В результате такого отношения к игре можно наблюдать следующую картину: приобретаются разнообразные дорогие игрушки, но ребенок не проявляет к ним особого интереса. Гораздо охотнее он смотрит телевизор. При этом родители уверены в том, что разнообразные веселые игры со сверстниками ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр, которые призваны решать все задачи, связанные с развитием ребенка.
Такое положение вещей объясняется тем, что большинство родителей не знают, что с собой представляет игра в дошкольном детстве и каково ее значение для развития ребенка – дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_roditeley.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для родителей «Играем дома»
Пояснительная записка.
В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что – то развлекательное, свойственное тем людям, которые не могут заниматься серьезным делом, а это, прежде всего дети.
Ответственность за наилучшее обеспечение интересов ребенка в игровой деятельности возлагается на родителей. Право ребенка на игру соблюдается почти в каждой семье еще с младенческого возраста. В сюжетные игры – «Козу – дерезу», «Ладушки», «Сороку – белобоку» - охотно играют с детьми многие родители.
Но когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.
В результате такого отношения к игре можно наблюдать следующую картину: приобретаются разнообразные дорогие игрушки, но ребенок не проявляет к ним особого интереса. Гораздо охотнее он смотрит телевизор. При этом родители уверены в том, что разнообразные веселые игры их детства со сверстниками ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр, которые призваны решать все задачи, связанные с развитием ребенка.
Такое положение вещей объясняется тем, что большинство родителей не знают, что с собой представляет игра в дошкольном детстве и каково ее значение для развития ребенка – дошкольника.
Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе, кто – то должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его. В детском саду может и должен играть с детьми воспитатель. В детских садах для игр создаются специальные условия, особая предметно – игровая среда.
Мы, воспитатели, считаем, что полноценное развитие игровой деятельности становится возможным лишь при условии двухсторонних усилий в этом направлении – семьи и детского сада.
Цель: Привлечение внимания родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.
Задачи:
1. Создать в группе условия для свободной самостоятельной игровой деятельности.
2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными.
3. Стимулировать и поощрять стремление детей отражать свое отношение к действительности в игре.
4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм.
5. Играя с ребенком, активизировать его воображение и стимулировать творчество путем включения в один сюжет реальных и вымышленных персонажей.
6. Способствовать тому, чтобы в игровой ситуации ребенок воспринимал педагога как партнера в игре.
Обоснование
Игра – это огромная светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – жизненная потребность ребенка. Игры занимают важное место в жизни дошкольника, они являются главным средством воспитания дошкольников.
Среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими. Подвижные игры и упражнения и упражнения имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей. Игры помогают ребенку преодолеть робость, застенчивость. В играх вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, действовать по сигналу. Подвижные игры увеличивают двигательную активность детей в течении дня.
Активные двигательные действия во время игр при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно – мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшения обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Активная двигательная активность на свежем воздухе благотворно влияет на общее состояние здоровья детей: улучшает аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма различным заболеваниям.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых умений.
Подвижные игры, благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира, повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их крикам и т. д.
Подвижные игры создают дополнительные возможности общения детей со сверстниками и взрослыми. Создают условия радостных эмоциональных переживаний детей, воспитывают у них дружеские взаимоотношения и умение действовать в коллективе.
Подвижные игры способствуют развитию речи и обогащению словаря.
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник.
В играх состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. А так как игры проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.
Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно. Элементарные правила между игроками и выполнение требований к двигательным заданиям складывались по общему уговору участников игры, которые сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, как можно выручать пойманных и т. д. Устанавливались и правила выбора водящего (по желанию играющих, с помощью считалок и. д.)
Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. А ведь эти игры учили детей находить общий язык, помогали им решать спорные и конфликтные вопросы, давали детям возможность познавать самого себя, учили соблюдать определенные правила и доставляли при этом огромную радость.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Эти игры можно организовать дома с детьми.
1. Знакомство со свойствами воды.
• Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.
• Вода бывает горячая, теплая, холодная. Попробовать на ощупь.
• Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнивать стакан воды со стаканом молока.
• Вода не пахнет. У нее нет запаха. Дать детям понюхать.
• Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
• Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленки)
2. Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой)
3. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку).
4. Веселая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объему емкостей)
5. Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
6. Игры с мыльными пузырями: «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше?» «Чей пузырь улетит выше, дальше?» (самостоятельное пускание пузырей).
7. Игры с заводными плавающими игрушками.
8. Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
9. Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле белье».
Можно организовать различные наблюдения за снегом
1. Принести снег в мисочке домой и понаблюдать, что с ним произойдет в тепле. Снег – это вода.
2. Налить в формочку воды и вынести ее в морозный день на улицу. В конце прогулки посмотреть, что стало с водой.
3. Рассмотреть воду после таяния снега. Что видно на дне блюдца? Снег грязный, его есть нельзя.
4. Взять кусочек льда из холодильника. Подержать его в руках. Какие стали руки? (мокрые). Лед – это вода.
5. Положить сосульку на решеточку. Что с ней происходит в тепле? В тепле она стала таять.
Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочками, набор мелких игрушек: персонажи сказок и различные человечки, животные и растения; дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т. д. Эта коллекция должна постоянно пополняться.
В эти игры мы можем играть с детьми :
• Играем в магазин. Учить детей делать из песка «продукты» для магазинов – мороженое, пирожное, пирожки, колбаску и т. д.
• Строим домик. Учить детей сгребать песок лопатой в кучу, аккуратно прихлопывать его. Украшать домик флажками, вставлять окна и двери.
• Устроим сад с клумбами и цветами. Учить детей делать насыпи из песка разной формы. Украшать их цветами и деревьями.
• Посадим огород. Учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку. Делать углубление для машины.
• Зоопарк для зверей. Учить детей делать небольшие перегородки (клетки) для зверей. Обнести весь зоопарк забором.
• По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.
Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближает детей и родителей.
Помните, что для ребенка игра – это «единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком», так же, как и для взрослого «единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми».
Ребенку будет интересно узнать о детстве родителей, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Наверняка, какие - то игры запомнились, а другие забылись. А для того, чтобы возродить и дать им вторую жизнь, необходимо научить детей играть в эти игры. Тем самым восстановить преемственность, когда правила передавались от старших ребят младшим, т. е. из поколения в поколение. При этом важно не только рассказывать и научить играть, но и организовать детей на игру, поиграть вместе с ними.
Содержание
Любая семья, выезжая в лес, берет с собой мячик. Часто он бывает не востребован. А ведь существует множество веселых игр с мячом, которые будут по силам детворе. Ведь даже простой футбол доставит ребенку много радости, если в роли вратаря выступит любимая мама. Для малышей подойдут такие игры, где мячик нужно ловить, а не отбивать. Например, «Передача мяча по кругу», «Догонялки с мячом», «Пляжный волейбол».
Дети с удовольствием в жаркий летний день будут играть с водой и песком. Они могут построить разнообразные песчаные замки и вырывать глубокие колодцы и траншеи. Помогите им в этом. С детьми также можно устроить конкурс «брызгалок», соорудив из пластиковых бутылок.
Игры на свежем воздухе
Лягушки.
Всем сесть в кружок. Посередине – водящий с закрытыми глазами. Игроки говорят: Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала: «Ква – ква».
(В этот момент кто – то из сидящих в круге говорит: «Ква – ква!») Водящий должен узнать по голосу.
Игра «Картошка»
Все игроки становятся в круг и предают друг другу мяч, отбивая его. Если кто – то не отбил мяч, садится в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому – то это удается, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.
Краски»
Одна из любимых игр нашего детства. Один из игроков был «покупателем», а другой – «продавцом», все остальные – «краски». Каждая «краска» загадывала себе свой цвет и сообщала его «продавцу». «Краски и продавец» садились на скамью и тут же приходил «покупатель» :
- Тук – тук».
- Кто там? - спрашивал продавец.
- Я покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
Назывался определенный цвет краски, если ее не было, то «продавец» отвечал: «Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!» «Покупатель делал круг на одной ножке и возвращался за новой краской. Если же краска присутствовала, «продавец» говорил: «Есть такая. Плати сто рублей». «Покупатель» «расплачивался», хлопая нужное количество раз по ладошке. «Краска» вскакивала и убегала. «Покупатель» старался поймать краску, если получалось, то «краска становилась «покупателем».
«Казаки – разбойники»
Захватывающая игра, которая была настоящим приключением, азартной погоней. Одна команда, «разбойники», убегала, оставляя стрелки по пути следования. Другая – старалась их найти и догнать.
«Колечко»
Играли, сидя на скамеечке. Все складывали ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежал мелкий предмет (колечко, камешек, проводя своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывал кому – либо «колечко». Отходя в сторону, говорил: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен был быстро встать, а другие участники – его удержать. Удалось – он становился ведущим.
«Съедобное – несъедобное»
Игроки выстраиваются в ряд. Водящий по очереди бросает каждому мяч, называя что – то съедобное или не съедобное. Мячик нужно поймать, если это съедобное, если нет, то отбить или просто не ловить. Правильно выполнивший задание игрок делает шаг вперед, если ошибся – шаг назад. Самый внимательный, который первым добирается до водящего, становится водящим.
Картотека игр.
Есть словесные игры – действия, игры – движения, а есть игры со словами и в слова. Это игры ума и воображения, фантазии и звуковых подражаний, игры для развития эмоций и многие другие. В них можно играть безо всяких атрибутов и предварительной подготовки.
Игры со словами
Попробуем создать необычный язык путем прибавления к каждому слову или слогу частицы «пи»
Поиграем в звукоподражание
«Ужа ужалила оса, ужалила его в живот. Ужу ужасно больно…» Настойчивое повторение звука «Ж – Ж – Ж» словно воспроизводит полет пчелы.
Игра – аукцион
В «весенние», в «осенние», «летние» и «зимние» слова. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к определенному сезону.
Тише – громче
Прочти стихотворение так, как его прочел бы гомик, великан, старик, лягушка, корова и т. д.
О чем говорит ворона?
Продолжи: кар…тошка, …тинка и т. д.
Придумай сказку
По трем картинкам, например, по картинкам с изображением девочки, цветка, инопланетянина.
Подбери цветок к настроению
Роза -, нарцисс – гордость, незабудки – нежность, тюльпан - …
Рассмеши
Придумай походку, жесты клоуна. Рассмеши всех своим выходом.
Цепочка противоречий
Дети становятся в круг. Ведущий высказывает какое – либо утверждение, например: читать очень полезно, много будешь знать. Тот, кому бросает мяч, должен возразить второй части утверждения: много знать вредно, так как нечему уже будет учиться, следующий: нечему будет учиться, хорошо, так как останется время для игр. И так далее… Закручивается «цепочка противоречий»
Угадай сказку
По предъявленным предметам, по опорным словам, по элементам костюма героя, по описанию места действия.
Давайте познакомимся!
Ребенок одушевляет различные предметы, превращается в них и рассказывает о себе. Например, давайте познакомимся, я – терка. Конечно, дырявая, металлическая. Мое любимое занятие – измельчать все, что попадает ко мне на спину. Живу я на кухне и т. д.
Покажи мимикой, жестами
Что тебе грустно или весело, тревожно, что ты удивлен…
«Если бы я был волшебником…»
Расскажи о своем самом большом желании.
Скажи по – разному
Не мешайте мне играть (попроси, потребуй, рассердись, извинись)
Нарисуй портрет
Счастья, Любви, Радости, Веселья, Печали. Портреты могут быть детальными или схематичными.
Математические игры для родителей с детьми.
«Сколько воды в губке?
В игру могут играть несколько человек. Понадобятся: кастрюля, чашка, стакан, ложка. В кастрюлю налейте немного воды. Пусть ребенок положит в нее губку. Играющие должны угадать, сколько воды впитает губка. Когда все предложения будут высказаны, ребенок достанет губку, отожмет ее в емкости для измерения объемов, и тогда все увидят, кто был ближе к истине.
«Рассортируйте пуговицы»
У вас наверняка найдется коробочка с пуговицами разной величины, формы, цвета. Предложите малышу рассортировать их (по любому признаку, а потом сказать, каких пуговиц больше, каких меньше.
Старшим детям можно ограничить время, за которое нужно рассортировать те или иные предметы. Установить таймер или просто следить за часами (это может делать и сам ребенок).
«Путешествие на удачу»
Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок – такие же, идущие им на встречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.
«Найди игрушку»
Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на…, за, между, в, у … и т. д. Потом поменяйтесь ролями.
«Чего не стало?»
Поставьте на стол 10 игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить их расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:
• Игрушек стало больше или меньше?
• Какие игрушки исчезли?
• Какими они были по счету?
«Назови соседей»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три следующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.
«Найти столько же»
Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, а затем столько же разных.
«Положи столько же»
В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру: предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.
«Отгадай число»
Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 10 (20). Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.
«Давай посчитаем»
Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.
«Кто больше?
Перед играющим на столе две кучки мелких пуговиц. По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.
Заключение.
Таким образом, ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...
Положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому.
Приказ, положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому....
Методическая разработка по безопасности "Один дома".
Познавательно-развлекательное мероприятие для детей средней группы с участием родителей....
Учебно - методическое пособие "Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста"
Это авторское учебно-методическое пособие разработаное мною, я использую при проведении дефектологического обследования воспинанников детского дома дошкольного возраста.В связи с особенностями р...
методические рекомендации по работе с детьми дома
Данные рекомендации помогут родителям правильно организовать работу по развитию речи в домашних условиях....
Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам
Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...
Методические рекомендации для родителей по организации совместного с детьми творчества «Рисуем дома, рисуем вместе»
Представленные рекомендации помогут Вам и Вашему ребенку познакомится с новыми материалами для творчества, которых так много появилось в последнее время. Использование этих материалов, безусловно, рас...