Перспективный план по патриотическому воспитанию в средней группе
методическая разработка (средняя группа)

Ольга Борисовна Карамышева

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков.

Личностно - ориентированный подход к содержанию Перспективного плана обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней. В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Важнейшая задача современного российского общества - создание и поддержка такого социально - культурного и образовательного пространства, в рамках которого воспитывается ребенок, чтобы оно соответствовало культурным традициям и представлениям народов России о базовых жизненных ценностях, способствовало жизнеспособности и отдельной личности, и целой страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по патриотическому воспитанию в средней группе

Приложение к дополнительной

образовательной программе

социально-личностной направленности

«Росточки Урала»

Разработан

О.Б.Карамышевой, старшим воспитателем

СЕНТЯБРЬ: ТЕМА «МОЯ СЕМЬЯ»

Программное содержание

  1. Продолжать знакомить детей с понятием «Семья».
  2. Продолжать знакомство с семьями воспитанников группы: интересными событиями, традициями, поступками близких людей.
  3. Подвести детей к пониманию того, что у каждого члена семьи есть свои обязанности.
  4. Воспитывать желание помогать своим близким, радовать их.
  5. Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, свободно входить в контакт со взрослыми и со сверстниками, развивать познавательные и творческие способности, память, мышление, воображение, речь.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка

«Поможем красной шапочке собрать грибы для бабушки»

Рисование «Дымковские узоры для мамы»

Аппликация «Солим всей семьёй огурцы и помидоры»

Рассматривание фотографий и альбомов «Моя семья», «Семейные традиции».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин» и другие.

Д/игра «Назови ласково»

Заучивание потешек, колыбельных.

Показать детям как можно в сюжетно-ролевой игре использовать потешки, колыбельные.

Чтение стихотворений и рассказов о маме, папе, семье, бабушках и т.д.

Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Работа над понятием

«родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня».

Беседы на темы:

- «Дружная семейка» - закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

- «Семейные традиции» - предложить детям рассказать о традициях своей семьи.  Воспитывать уважительное отношение к семейным традициям.

Совершенствовать навыки детей лепить грибы, используя усвоенные приёмы.

Учить передавать сходство с общей формой и строением реального гриба.

Продолжать формировать чувство ответственности перед родственниками.

Познакомить детей с народной глиняной игрушкой. Обратить внимание детей на цвета узоров, их разнообразие.

Учить рисовать дымковские узоры.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Воспитывать желание порадовать мам

Продолжать учить детей самостоятельно располагать и наклеивать готовые формы и сочетать аппликацию с рисованием (дорисовать крышку у банки).

Подвести детей к пониманию того, что работа, выполняемая всей семьей всегда приятнее и быстрее спорится.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Картинки или репродукции картин с изображением быта и отдыха семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, дети).
  • Фотографии и альбомы «Моя семья», «Семейные традиции», «Отдыхаем всей семьёй», «Наши родители» и другие.
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Семья» и других.
  • Литературный ряд: стихотворения и рассказы о членах семьи
  • Музыкальный ряд - аудиозапись «Улыбка» В. Шаинского.
  • Разнообразный природный и бросовый материал, клей, бумага и т.д. для изготовления поделок и сувениров для членов семьи.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Совместно с ребёнком составить семейное генеалогическое древо. Рассказать ребёнку о том, кем были его предки.
  • Побеседовать о семейных традициях. Узнать какие традиции ему нравятся больше всего.
  • Совместно с ребёнком подготовить материал (фотографии, рисунки, поделки) к выставкам в детском саду.
  • Оформить альбом «Традиционные семейные блюда».

Итоговые мероприятия по теме:

Оформить выставку «Традиционные семейные блюда»,

Оформление общего альбома «Семейные традиции»

Фотогазета «Как мы летом отдыхали»

ОКТЯБРЬ: ТЕМА «ДЕТСКИЙ САД»

Программное содержание

  1. Расширить представления о профессиях всех людей, работающих в детском саду.
  2. Уточнить названия и назначение орудий труда и трудовые действия людей различных профессий, название их форменной одежды.
  3. Подвести к пониманию, что главное не то, какую работу выполняет человек, а то, как он её выполняет.
  4. Воспитывать уважение к людям любых профессий.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка

«Кукла - неваляшка»

Рисование «Игрушки из кругов для малышей»

Аппликация

«Украсим детский сад красивыми флажками»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».

Рассматривание альбомов «Детский сад в разные времена года», «Кто работает в детском саду» и т.п.

Составление рассказа по серии картин «Дети играют».

Чтение стихотворений, рассказов о дружбе, детском садике.

Разучивание гимна детского сада

Беседы на темы:

 «Наш любимый детский сад» - продолжать учить детей ориентироваться в помещении детского сада. Пройти с детьми по детскому саду. Закрепить знания детей о том, какие сотрудники работают в детском саду, как они все заботятся о том, чтобы детям было хорошо.

«В нашей группе чисто и уютно» - обратить внимание детей на чистоту и порядок (чистые раковины, чистая посуда, чистые подоконники и т.д.). Спросить, кто навёл порядок в группе? Трудно ли каждый день наводить порядок в группе, где так много детей? Как мы можем помочь помощнику воспитателя?

Учить детей лепить Куклу-неваляшку, передавая особенности её формы и строения.

Закреплять приёмы лепки.

Продолжать учить детей образно оценивать работу товарища.

Закреплять приёмы рисования предметов и частей круглой формы разной величины, правильно их располагая.

Развивать фантазию детей, придумывая вместе с ними необычные игрушки.

 Формировать желание порадовать малышей.

Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать их кольца, разрезать поперёк узкие полоски.

Закреплять умение чередовать флажки по цвету, аккуратно наклеивать изображение.

Формировать у детей желание украсить детский сад.

Продолжать учить детей  образно оценивать работу товарища.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Картинки, фотографии, иллюстрации и репродукции картин с изображением людей разнообразных профессий детского сада.
  • Фотоальбомы «Мой детский сад», «Кто работает в детском саду?» и другие.
  • Дидактические игры «Профессии», «Лото», «Собери картинку из частей», «Подбери инструменты», «Соедини точки и закрась получившееся изображение», «Ошибка художника» и другие.
  • Литературный ряд: стихотворения и рассказы о детском садике, дружбе и другие.
  • Музыкальный ряд: Г.Свиридов «Альбом пьес для детей», песни о детском садике и дружбе

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Обойти вокруг здание детского сада. Попросить ребёнка показать окна группы, музыкального и спортивного зала и т.д.
  • Попросить ребёнка рассказать о том, кто работает в детском саду, что делает, как зовут сотрудников детского сада.
  • Совместно с ребенком сделать из природного и бросового материала поделки для украшения групповой комнаты детского сада.

Итоговые мероприятия по теме:

Изготовление совместно с детьми из природного и бросового материала макета детского сада.

Фотогазета с рассказами детей «Кто работает в детском саду»

Осенняя ярмарка

НОЯБРЬ: ТЕМА «Я - ЧЕЛОВЕК»

Программное содержание

  1. Уточнить представления детей об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
  2. Учить воспринимать объекты разными органами чувств,
  3. Обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.
  4. Воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.
  5. Формировать понимание значения здорового организма для человека.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка

«Девочка в длинном платье»

Рисование

«Весёлые домики для человечков»

Аппликация

«Украсим салфеточку»

Дидактические игры «Режим дня», «Что нам нужно, чтобы вырасти» и другие по теме.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Спортивный магазин», «Овощной магазин», «Больница» и другие.

Чтение стихотворений и рассказов, а также познавательной литературы о ЗОЖ.

Беседы на темы:

«Какие мы» - продолжать учить детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

 «Наши эмоции» - развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом, развивать речь. Уточнить знания детей о частях лица и их названиях.

 «ЗОЖ» - закрепить знания детей об основных принципах здорового образа жизни: соблюдение режима дня, занятия спортом, правильное питание, чистота и аккуратность и т.д.

Способствовать развитию умений  детей лепить человека, передавая его образ в лепке – круглая голова, конусообразное платье, руки – столбики.

Продолжать учить детей последовательно делить пластилин на кусочки нужной величины.

Воспитывать желание так выполнить работу, чтобы она «радовала» глаз.

Учить детей рисовать дом, флаги, передавать впечатление от красивого города.

Упражнять в рисовании красками (карандашами), в умении аккуратно закрашивать поверхность – стену дома, флаги.

Формировать самооценку, гордость за хорошо выполненную работу.

Учить составлять узор на квадрате.

Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив её.

Продолжать учить правильно держать ножницы и действовать ими.

Развивать чувство композиции.

Подвести детей к пониманию того, что правильная осанка – сохранение здоровья.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Атлас или методическое пособие «Я - человек».
  • Альбомы «Мы все разные, но живём на одной планете».
  • Фотоальбом «Наша группа», «Наши эмоции» и т.д.
  • Дидактические игры «Подбери пару», «Для чего нам это нужно?», «Что полезно, а что вредно», «Составь картинку из частей» (одежда, обуви и т.д.) и другие игры по теме.
  • Атрибуты к сюжетно-ролевых игр «Семья», «Профессии» и т.д.
  • Литературный ряд: познавательная литература для детей младшего дошкольного возраста об устройстве человеческого тела, о правах людей.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Побеседовать с ребёнком о здоровом образе жизни. Подчеркнуть его необходимость.
  • Предложить нарисовать (или сделать поделку) для выставки в группе на тему «Я здоровье берегу».
  • Разучивание пословиц и поговорок о здоровье.
  • Побеседовать об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Рассказать ребёнку о том, как плохо потерять зрение или слух и как нужно относиться к таким людям (помогать, сочувствовать).

Итоговые мероприятия по теме:

Оформление выставки работ детей «Наша спортивная, здоровая группа».

Изготовление коллажа «Мой любимый вид спорта»

ДЕКАБРЬ: ТЕМА «НОВЫЙ ГОД»

Программное содержание

  1. Уточнить знания детей о празднике. Познакомить с атрибутикой праздника, сказочными персонажами.
  2. Учить рассматривать ёлочные игрушки: по форме, величине, цвету, качеству.
  3. Вспомнить как дети в детском саду готовятся к новогоднему празднику.
  4. Познакомить детей со значением новогодних открыток.
  1. Продолжать знакомить детей с русскими новогодними традициями.
  2. Воспитывать положительный, эмоциональный отклик у детей.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка «Снегурочка из леса к нам пришла»

Рисование «Дед Мороз идёт на ёлку»

Аппликация «Украсим ёлку игрушками»

Изготовление открыток для поздравления сотрудников детского сада и членов семьи с Новым годом.

Рассматривание иллюстраций, открыток на новогоднюю тематику.

Чтение стихотворений и рассказов о Новогоднем празднике, зиме.

Заучивание стихотворений и текстов песен к новогоднему утреннику.

Беседы на темы:

«Как праздновали Новый год на Руси» - дать детям понятие о том, как праздновали Новый год на Руси, когда пришли к нам традиции наряжать ёлку, отмечать Новый год 1 января.

- «Как можно поздравить с праздником» -  Подвести детей к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям (дарить подарки, составлять добрые пожелания, прощать обиды и др.), научить делать пожелания.

Учить детей лепить сказочный образ, передавать в лепке выразительные особенности Снегурочки.

Закреплять умение правильно делить глину на части, использовать усвоенные ранее приёмы лепки.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства.

Учить детей изображать сказочный образ Деда Мороза, передавая его выразительные особенности и элементы движения.

Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист.

Формировать у детей интерес к народным традициям.

Закреплять умение детей правильно держать ножницы и разрезать квадрат по диагонали, составлять из полученных треугольников ёлочку, украшать её разноцветными новогодними игрушками.

Продолжать учить располагать изображение в середине листа.

 Формировать интерес к семейным традициям. Воспитывать желание порадовать близких.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Картинки и иллюстрации с изображением празднования Нового года, Снегурочки и Деда Мороза.
  • Новогодние поздравительные открытки.
  • Дидактические игры: «Составь картинку из частей», «Ошибка художника», «Сосчитай игрушки на ёлочке», «Готовимся к празднику» и другие.
  • Оборудование для показа, инсценирования новогодних обычаев разных стран.
  • Музыкальный ряд: новогодние песни, П.И.Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик».
  • Литературный ряд: стихотворения и рассказы разных народов о зиме, праздновании Нового года.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Предложить ребёнку вместе оформить материал для выставки в детском саду «Новый год у нас в семье», и для газеты «Семейные новогодние рецепты».
  • Разучивание стихотворений к утреннику и поздравления для членов семьи и сотрудников детского сада.
  • Вместе с ребёнком нарядить новогоднюю ёлку (желательно искусственную) и сделать из бросового или природного материала новогодние игрушки

Итоговые мероприятия по теме:

Выставка детских работ (совместно с родителями) «Новый год у нас в семье»

 Речевое творчество: сочинение сказки «Новогодние чудеса»

Газета «Семейные новогодние рецепты».

ЯНВАРЬ: ТЕМА «НАШ ГОРОД»

Программное содержание

  1. .Познакомить детей с историей возникновения родного города. Воспитывать интерес к истории родного города, чувства привязанности, пробудить желание сделать его еще краше.
  2. Дать детям знания  о том, что Урал – часть России – наш родной край; а город Снежинск один из российских городов.
  3. Подвести детей к пониманию того, что красота и чистота нашего города зависят от каждого человека.
  4. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города. Закрепить знания детей о том, что наш город стоит на берегу озера Синара.
  5. Вызвать у детей чувство гордости за свой город, желание следовать традициям, порядкам установленным горожанами.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка

 «Девочка в зимней одежде»

Рисование по замыслу «Наш город»

Аппликация «Птица»

Рассматривание фотографий с видами нашего города, природы, озера Синары.

Рассмотреть с детьми герб города. Попросить их рассказать, почему выбран именно такой герб. Предложить детям придумать и нарисовать герб группы.

Дидактические игры  «Профессии», «Что сначала, что потом», «Построим дом», «Хозяйка медной горы» и другие

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и другие.

Чтение сказ Бажова, книг об Урале и Снежинске.

Беседы на темы:

«Город и село» - закрепить понятия город и село. Продолжать учить детей находить различия: в городе многоэтажные дома, много улиц, разнообразный транспорт. В селе – одноэтажные дома, мало улиц, мало транспорта. Познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе.

«Домашний адрес» - закрепить знания детьми  своего домашнего адреса, спросить, для чего необходимо его знать. Обратить внимание детей на то, что существуют разные названия улиц, спросить, почему.

«Мы снежинцы» - дать детям знания о том, что всех кто живёт в нашем городе Снежинске, называют снежинцы. Дети, хоть и маленькие, тоже снежинцы. Все снежинцы очень любят свой город, стараются сделать так, чтобы он становился краше.

Продолжать учить детей лепить фигуру человека в одежде, передавая пропорциональное соотношение частей и выразительные детали одежды.

Закреплять усвоенные ранее технические приёмы лепки.

Воспитывать умение аккуратно лепить из глины, правильно делить её на части.

Продолжать закреплять знания детей о нашем городе

Продолжать учить детей задумывать содержание своего рисунка и выполнять свой замысел.

Закреплять умение передавать форму предметов, их строение, умение рисовать красками.

 Воспитывать у детей чувство гордости за наш красивый город.

Продолжать учить различать круг и квадрат.

Учить вырезать круглую и квадратную форму из квадрата и прямоугольника, закругляя углы при срезании.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Фотографии, иллюстрации города и его окрестностей, а также разнообразные уральские пейзажи
  • Символы – флаг города, герб города  Снежинск, фотоальбом «Почетные граждане Снежинска», герб Челябинска и Челябинской области
  • Дидактические игры «Профессии», «Что сначала, что потом», «Построим дом», «Хозяйка медной горы» и другие
  • Литературный ряд: книги о Снежинске, Урале, Челябинске, А.Лазарев «Уральские посиделки», Сказы Бажова,  В.Барадулин «Уральская народная роспись».
  • Музыкальный ряд: В.Семененко «Песни о Челябинске», А.Филиппенко «Уральский хоровод», песни о Снежинске

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Экскурсия по городу. Обратить внимание ребёнка на чистоту и красоту нашего города.
  • Вместе с ребёнком нарисовать рисунок на тему «Мой любимый Снежинск» для выставки в детском саду.
  • Чтение стихотворений и рассказов о Снежинске. Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
  • Попросить ребёнка рассказать о том, что нового он узнал в детском саду о городе и его жителях.

Итоговые мероприятия по теме:

Выставка рисунков «Мой любимый город»

Фотовыставка «Любимое место в Снежинске»

ФЕВРАЛЬ: ТЕМА «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Программное содержание

  1. Выяснить представления детей о нашей армии.
  2. Дать детям информацию о родах войск, военной технике, военной форме.
  3. Обогащать предметный словарь детей, активизировать качественный словарь.
  4. Воспитывать гордость, уважение к нашей армии. Рассказать о значении армии, о празднике – 23 февраля.
  5. Дать характеристики нашим воинам.
  6. Воспитывать у детей желание быть похожими на наших сильных, смелых, мужественных солдат.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Самолеты летят сквозь облака»

Лепка «Самолет»

Аппликация «Танки едут на учения» (коллективная)

Рассматривание фотографий, репродукций картин с изображением военных профессий, картин армейской жизни.

Дидактические игры «Что нужно солдату», «Чего не хватает?», «Ошибка художника», «Найди отличия», «Сосчитай военную технику», «Какая цифра спряталась» и другие.

Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Лётчики», «Пароход».

Конкурс рисунков «Мой папа-солдат»

Спортивное развлечение «Вырастем и станем солдатами!»

Чтение стихотворений и рассказов о российской армии, о патриотизме людей в годы Великой Отечественной войны.

Заучивание стихотворений об армии, дружбе, родине.

Чтение С.Маршак «Наша армия»,

Я.Аким «Земля».

Беседы на темы:

«Наша армия родная» - закрепить знания детей об армии; продолжать формировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия.

«Кто, где служит» - уточнить представления детей о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш.

 Развивать образное восприятие, самостоятельность, активность.

Воспитывать чувство гордости за нашу армию.

Учить лепить предмет, состоящий из 2 частей  одинаковой формы и 1 меньшей.

Закрепить умение делить пластилин на 3 части.

Воспитывать радость от работы.

Закрепить знание детьми родов войск.

Учить правильно составлять изображение из частей

Продолжать учить находить место той или иной части в общей работе, аккуратно наклеивать.

Закрепить знание формы – прямоугольник, учить правильно срезать углы (плавно) у прямоугольника, получая овал.

 Воспитывать чувство гордости за нашу армию.

Формировать желание поздравить защитников Отечества с их праздником.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Картинки  и иллюстрации с изображением различных родов войск, военной техники. Репродукции картин с изображением эпизодов из жизни военных разных родов войск.
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пароход», «Моряки», «Семья».
  • Дидактические игры «Что нужно солдату», «Чего не хватает?», «Ошибка художника», «Найди отличия», «Сосчитай военную технику», «Какая цифра спряталась» и другие.
  • Образцы поэтапного рисования по теме.
  • Музыкальный ряд: песни о военных, В.Агапкин марш «Прощание славянки».
  • Литературный ряд: стихотворения и рассказы об армии, солдатах.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Побеседовать с ребёнком об армии. Уточнить знания родов войск.
  • Прочитать стихотворение О.Высотской «Мой брат уехал на границу». Предложить выучить это стихотворение наизусть.
  • Папе или дедушке рассказать о том, как он служил в армии, какими качествами должен обладать защитник Родины.
  • Сделать с ребёнком совместную работу (рисунок, поделка, аппликация) на тему «Наша армия» для выставки в детском саду.

Итоговые мероприятия по теме:

Спортивное развлечение «Вырастем и станем солдатами!»

Выставка совместных работ (рисунок, поделка, аппликация) на тему «Наша армия».

Фотогазета «Папы и дедушки- защитники  Родины».

МАРТ: ТЕМА «МАМА МИЛАЯ МОЯ»

Программное содержание

  1. Расширять знания детей о женском празднике.
  2. Формировать доброжелательное отношение к людям, любовь и уважение к мамам, бабушкам и т.д.
  3. Уточнить знания детей о родственных связях.
  4. Воспитывать культуру поведения.
  5. Побеседовать о труде мам, о профессиях женщин.
  6. Вызвать желание поздравить мам, бабушек, воспитателей, няню и т.д.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование декоративное  «Красивые цветы в подарок сотрудникам детского сада»

Лепка

«Цветы для бабушки»

Аппликация «Красивый цветок в подарок маме»

Изготовление открыток или сувениров для поздравления мам, бабушек, сестрёнок и сотрудников детского сада с праздником 8 марта.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».

Дидактические игры «Что можно подарить маме?», «Составь картинку из частей», «Как мы маме помогаем» и другие по теме.

Проведение «этической» зарядки «Делай как я».

Чтение стихотворений и рассказов о маме. Выучить несколько стихотворений наизусть к празднику 8 марта.

Беседы на темы:

- «Поможем маме» - подвести детей к пониманию того, что у мамы много дел по дому; воспитывать желание помогать маме.

- «Как можно поздравить маму, бабушку, сестру с праздником» - научить детей словам поздравления; вызвать желание поздравить мам, бабушек, сестёр и т.д. с праздником.

Познакомить детей с филимоновской игрушкой, с её характерными особенностями: на белый фон (глина покрашена в белый цвет) наносится узор из чередования тонких линий красного, жёлтого, зелёного цвета.

Учить детей расписывать цветы, используя узоры филимоновской росписи.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Вызвать желание поздравить сотрудников детского сада

Закрепить технические приемы лепки

Учить размещать работу в круглой форме.

Воспитывать уважение и внимание к близким людям.

Закрепить знания детей о женском празднике: кого поздравляют и как.

Учить вырезать части цветка, срезая углы путем закругления, составлять из них красивое изображение.

Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.

Развивать нравственные качества.

Воспитывать желание сделать приятное близким людям, эмоциональную отзывчивость, самостоятельность.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Картинки, фотографии и иллюстрации с изображением празднования 8 Марта.
  • Фотографии бабушек, мам, сестрёнок. поздравительные открытки к празднику.  
  • Дидактические игры «Что можно подарить маме?», «Как можно поздравить бабушку?», «Составь картинку из частей» (поздравительная открытка), «Кем работают наши мамы?» и другие игры.
  • Музыкальный ряд: песни о маме, бабушке, празднике 8 Марта.
  • Литературный ряд: стихотворения и рассказы о маме, бабушке, сестрёнках.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Рассказать ребёнку о том, кем работают мамы и бабушка. Сводить ребёнка, по возможности, на экскурсию к себе на работу.
  • Предложить сделать подарок для бабушки к дню 8 марта.
  • Чтение стихотворений и рассказов о маме, бабушке, женщинах. Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
  • С папой приготовить маме и бабушке подарок, придумать хорошие и добрые слова для мамы и бабушки, потренироваться произносить их.

Итоговые мероприятия по теме:

Праздничный утренник «8 марта».

Оформление выставки «Мамины умелые ручки».

Речевое творчество: составление рассказов «Маму очень я люблю».

АПРЕЛЬ: ТЕМА «РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Программное содержание

  1. Продолжать знакомить с русским народным творчеством.
  2. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусств;
  3. Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления изделий и историей возникновения данного промысла.
  4. Продолжать знакомить с видами  народного творчества. Привлекать внимание к образным выражениям.
  5. Обогащать и активизировать словарь по всем категориям.
  6. Воспитывать: интерес и уважение к русской культуре.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование декоративное «Ай да игрушки!»

Лепка «Дымковская птица»

Аппликация «Загадки»

Предложить детям вместе сделать альбомы из детских рисунков «Умельцы детского сада».

Дидактические игры  «Составь картинку из частей», «Обведи трафарет и раскрась», «Составь узор», «Соедини по точкам и раскрась получившееся изображение», «Русские народные узоры» и другие по теме

Рассматривание изделий филимоновских, богородских, дымковских мастеров.

Составление описательного рассказа о дымковской и филимоновской игрушке.

Чтение стихотворения Н.Забила «Наша Родина».

Прослушивание русской народной песни «Березонька».

Разучивание малых фольклорных форм:

пословиц, загадок о весне.

Разучивание русских народных игр:

«Колышки», «Удочка»

Развлечение «Приди, Весна, с милостью…»

Беседы на темы:

 «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка» - продолжать знакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий, филимоновской игрушки и историей возникновения этих промыслов. Воспитывать эстетические восприятие произведений искусства.

«История русского костюма» - познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Учить детей сравнивать, описывать. Делать выводы. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов.

Продолжать знакомить детей с филимоновской росписью.

Учить располагать узор в соответствии с формой шаблона.

Развивать чувство цвета и композиции.

Воспитывать эстетическое восприятие.

Формировать интерес к народному творчеству.

Создавать у детей интерес к народной игрушке, желание самостоятельно слепить такую же игрушку, передавая характерные признаки птицы, соотношение частей по величине.

Закреплять приёмы лепки.

Воспитывать желание творить, быть «народными умельцами».

Закреплять умение соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов.

Упражнять в аккуратном наклеивании.

Развивать творчество, образное восприятие, воображение.

Продолжать знакомить детей с видами устного народного творчества.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Изделия дымковских и майдановских, филимоновских и богородских, каслинских  мастеров или картинки с их изображением.
  • Альбомы «Дымка», «Майдановская матрёшка», «Филимоновская роспись», «Богородская игрушка», «Каслинское литьё»
  • Дидактические игры «Составь картинку из частей», «Обведи трафарет и раскрась», «Составь узор», «Соедини по точкам и раскрась получившееся изображение», «Русские народные узоры» и другие по теме.
  • Литературный ряд: познавательные рассказы для детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским народным творчеством.
  • Музыкальный ряд: русские народные песни.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Попросить ребёнка рассказать о том, что нового он узнал в детском саду о народных промыслах. Изделия каких мастеров он знает. Чем они отличаются между собой.
  • Рассказать ребёнку о Каслинских мастерах. Показать их изделия. Рассказать из чего и каким способом каслинские мастера творят свои изделия. Показать где  в городе находятся изделия этих народных умельцев.

Итоговые мероприятия по теме:

Развлечение «Широкая  Масленица»

Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами.

Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками

Коллаж «Русское народное творчество»

МАЙ: ТЕМА «МЫ ЖИВЁМ НА УРАЛЕ»

Программное содержание

  1. Закрепить знания детей о родном городе. Дать детям понятия о том, что наш город находится на Урале.
  2. Дать детям знания о том, чем гордятся Уральцы (сказы Бажова, полезные ископаемые в Уральских горах сталь, станки, машины изготавливаемые в окрестных уральских городах Челябинск, Екатеринбург, Кыштым, Каслинское литьё, украшение из уральских камней-самоцветов.
  3. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, края.
  4. Воспитывать любовь к родному городу, краю.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

«Прогулка в уральский лес»

Лепка «Уральские цветочки луговые» 

Аппликация «Расцвели на уральской яблоне красивые цветы» 

Выучить с детьми подвижные игры Южного Урала: русские народные игры «У дедушки Трифона», «Веточка» и татарскую народную хороводную игру «Юрта».

Вместе с детьми и родителями оформить экспозицию «Богатство Южного Урала» (полезные ископаемые, изделия народных умельцев, устное народное творчество и т.д.)

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Завод», «Строители» и другие.

С/р игра

«Путешествие по Уралу».

Конкурс рисунков

«Герб нашего города».

Чтение стихотворений и рассказов об Уральском крае, уральских легенд (в сокращении).

Беседы на темы:

 «Южный Урал» - познакомить детей с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная. Дать сведения об названиях некоторых природных объектов (озёр, рек, гор и т.д.), отражающих историю родного края.

 «Растительный и животный мир Урала» - продолжать знакомить детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе. Закрепить знания детей о том, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь, любить её, не вредить ей.

Закреплять умение рисовать деревья, траву, цветы, используя знакомые приёмы рисования.

Располагать изображение на всём листе, подбирать сочетания цвета.

Закреплять технические приёмы работы с краской, кистью.

Уметь выбирать и рассказывать о наиболее выразительных рисунках.

Вызвать у детей чувство восхищения родным краем

Закрепить приемы налепа.

Продолжать учить детей лепить цветы разной формы и составлять композицию в круге.

Формировать желание передавать красоту родного края в работе.

Учить детей располагать цветы равномерно на общей работе.

Продолжать учить закруглять предметы квадратной и прямоугольной формы и резать по прямой.

Воспитывать умение работать сообща, не ссорится.

Воспитывать любовь к родному краю.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Фотографии с различными видами нашего города, Урала.
  • Альбомы «Наш Снежинск», «Моё любимое озеро» и другие.
  • Герб нашего города, Челябинской области.
  • Дидактические игры «Составь картинку из частей», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Подбери пару», «Что сначала, что потом», «Полезные ископаемые» и другие по теме.
  • Литературный ряд: стихотворения и рассказы о городе Снежинске, об Урале.
  • Музыкальный ряд: песни о нашем родном городе, уральские народные песни.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Рассказать ребёнку о появлении на Южном Урале первых железо- и медепла-вильных заводах.
  • Обратить внимание на то, что работа людей «в горе» - шахтах по добыче руды, драгоценных камней и угля очень сложна.
  • Объяснить понятие «мастеровой», «заводской» человек – человек, который работал на заводе, мог что-либо мастерить, изготавливать.
  • Вместе с детьми оформить экспозицию «Богатство Южного Урала» (полезные ископаемые, изделия народных умельцев, устное народное творчество и т.д.)

Итоговые мероприятия по теме:

Организовать «Музей уральских самоцветов».

Создать книгу рецепты национальных уральских блюд

Организовать физкультурное развлечение «Подвижные игры народов Урала»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по патриотическому воспитанию для старшей группы

Предлагаю перспективный план по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе

план будет полезен воспитателям  старшей группы компенсирующей направленности...

перспективный план по патриотическому воспитанию в средней группе

Данный материал включает в себя годовой план по патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста, а также приложения со стихами, рассказами, пословицами, играми на военную тематику....

Перспективный план по патриотическому воспитанию в средней группе 2023-2024 год

В данном материале содержится перспективный план по патриотическому воспитанию в средней группе 2023-2024...