Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Богатырева Людмила Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.

                                                                                       

Подготовила:

Богатырева Л.А.

Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связность, по мнению С.Л.Рубинштейна, - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания.

Связная речь, по мнению Н. П. Ерастова, характеризуется наличием

четырех основных групп связей:

  • логических - отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
  • функционально-стилевых - отнесенность речи к партнерам общения;
  • психологических - отнесенность речи к сферам общения;
  • грамматических - отнесенность речи к структуре языка.

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи - значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.

Речь считается связной, если для нее характерны:

  • содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
  • точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
  • логичность (последовательное изложение мыслей);
  • ясность (понятность для окружающих);
  • правильность, чистота, богатство (разнообразие).

По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи -

диалог и монолог, которым присущи свои особенности.

Диалог.

  • Состоит из реплик или цепи речевых реакций.
  • Осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников.
  • Собеседники всегда знают, о чем        идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
  • Связность обеспечивается двумя собеседниками.

Монолог.

  • Это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
  • Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.
  • Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
  • Связность обеспечивается одним говорящим.

Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание.

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому высказыванию Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых подчеркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи.

Так, запас слов, работа над смысловой стороной слова помогают выразить мысль наиболее точно, полно, образно.

Формирование грамматического строя направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми, распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

При воспитании звуковой культуры речь становится четкой, внятной, выразительной.

Форма связной речи на разных этапах бывает различной, она развивается с общим развитием сознания и личности ребенка. Если у ребенка, начинающего говорить, внешней формой связной речи может быть недифференцированное слово, с помощью которого он стремится передать свои еще недифференцированные мысли, свои чувства и воздействовать на слушателя, то уже в старшем дошкольном возрасте связная речь настолько развивается, что приобретает вполне дифференцированный характер.

Как же развивается связная речь детей? Ответ на этот вопрос содержится в исследованиях С.Л.Рубинштейна и Д.М.Леушиной.

Исследователи считают, что развитие речи ребенка начинается с его общения со взрослыми в форме разговора. Общение это основывается на том, что видят оба беседующие. Общность непосредственной ситуации накладывает отпечаток на характер их речи, освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Речь ребенка и взрослого характеризуется неполными предложениями. Прежде всего она выражает отношение, поэтому в ней много восклицаний (междометий). Наименование предметов в ней чаще всего заменяется личными и указательными местоимениями.

Речь, не отражающую полностью содержания мысли в речевых формах, исследователи назвали ситуативной речью. Содержание ситуативной речи становится понятным для собеседника лишь в том случае, если он учтет ситуацию, условия, в которых рассказывает ребенок, его жесты, движения, мимику и интонацию. Маленький ребенок овладевает прежде всего разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативная. Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью. Ее содержание раскрывается в самом контексте речи,

благодаря чему становится понятным для слушателя. Эта более совершенная форма связной речи развивается у ребенка в силу изменяющихся общественных отношений. По мере развития дошкольника его отношения со взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает все большую самостоятельность. Теперь предметом беседы ребенка и взрослого становится уже не только то, что они оба в данный момент видят и переживают. Например, дома ребенок рассказывает о том, чем он занимался в детском саду, но чего не видели его родные. Прежние средства ситуативной речи не помогают ясности и точности его речи. Мать не понимает того, что пытается рассказать ребенок, она задает ему вопросы, а он должен называть то, чего она не видела. Иначе говоря, изменившиеся общественные отношения требуют от ребенка большей полноты и точности изложения, чтобы его поняли другие, порождают у него стремление найти новые слова, чтобы удовлетворить свою потребность в общении. Таким образом, по мнению С.Л.Рубинштейна и А.М.Леушиной, создаются предпосылки для обучения ребенка связной речи.

Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Для решения задач по формированию связной речи дошкольников, предлагаю использовать в работе с детьми развивающие игры В.В.Воскобовича.

Игровое обучение, когда реализация программных задач развития осуществляется только в игре, - отличительная особенность технологии "Сказочные лабиринты игры".

Ведущей и основной задачей технологии "Сказочные лабиринты игры" является интенсивное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Предлагаю подборку развивающих игр В.В. Воскобовича, способствующих развитию речи дошкольников.

Речевое развитие детей 5 – 7 лет.

Название игры

Задачи по развитию речи

Геоконт

  1. Пересказ литературных произведений;
  2.         Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
  3.         Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
  4.         Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов;
  5. Ознакомление детей с буквами.

Геовизор

  1.         . Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
  2.         Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов;
  3.         . Активное использование слов, обозначающих действия с предметами.

Двухцветный квадрат Воскобовича

  1. Пересказ литературных произведений;
  2.         Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
  3.         Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
  4. Активное использование слов, обозначающих

свойства и особенности предметов.

Прозрачный квадрат

  1.         Установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры;
  2. . Пересказ литературных произведений;
  3.         Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
  4.         Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов;
  5.         Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок.

Прозрачная цифра

  1.         Установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры;
  2.         Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
  3. Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
  4.         Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов;

5. . Ознакомление детей с буквами.

Чудо - крестики

  1.         Установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры;
  2.         Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
  3. Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
  4.         Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов.

Чудо - цветик

  1. Установление речевых контактов, умение

договариваться, вести коллективные разговоры;

  1.         Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
  2. Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
  3.         Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов.

Лабиринты букв

  1. Ознакомление детей с буквами;
  2. Звуковой, буквенный анализ слов;
  3. Овладение слоговым и слитным чтением;
  4. Выделение ударных слогов.

Коврограф “Ларчик”

  1. . Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
  2. Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов;
  3. Ознакомление детей с буквами;
  4. Звуковой, буквенный анализ слов;
  5. Овладение слоговым и слитным чтением;
  6. Выделение ударных слогов.

Чудо – головоломки “Ларчик”

  1.         Установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры;
  2.         Составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок;
  3.         Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
  4.         Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов.

Конструктор букв

  1. Установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры;
  2. Составление слов;
  3. Ознакомление детей с буквами;
  4. Звуковой, буквенный анализ слов;
  5. Овладение слоговым и слитным чтением.

Шнур - затейник

  1. . Активное использование слов, обозначающих действия с предметами;
  2. Активное использование слов, обозначающих свойства и особенности предметов;
  3. Составление слов;
  4. Ознакомление детей с буквами; 5.Звуковой, буквенный анализ слов;

6. Овладение слоговым и слитным чтением.

Теремки Воскобовича

  1. Составление слов;
  2. Ознакомление детей с буквами;
  3. Звуковой, буквенный анализ слов;
  4. Овладение слоговым и слитным чтением;
  5. Выделение ударных слогов.

Читайка на шариках

  1. Ознакомление детей с буквами;
  2. Звуковой, буквенный анализ слов;
  3. Овладение слоговым и слитным чтением;
  4. Выделение ударных слогов.

Парусник, Ромашка, Снеговик, Яблонька

  1. Составление слов;
  2. Ознакомление детей с буквами;
  3. Звуковой, буквенный анализ слов;
  4. Овладение слоговым и слитным чтением;
  5. Выделение ударных слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников с использованием мнемотаблиц.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций....

Развитие связной речи у дошкольников с использованием театрализованной деятельности

В этой статье рассказывается о развитии связной речи у дошкольников с использованием театрализованной деятельности...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.

Подборка развивающих игр В.В.Воскобовича, способствующих развитию речи дошкольников...

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники

Мнемотехника в детском саду в обучении связной речи дошкольников....

Диплом на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии (на примере МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» городского округа г. Выкса)»

Тема дипломной работы «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников. В качестве предмета исс...

Консультация для педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

Консультация  для  педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича...