Технология ТРИЗ в работе с дошкольниками
презентация к уроку (средняя группа)
в наВ настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.стоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышленияв настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintatsiya_triz_balahonova.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИЗ — теория решения изобретательных задач Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926-24.09.1998) Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности. Актуальность- в настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления .
ТРИЗ — теория развития творческой личности. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.
Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.
Мозговой штурм Из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду не имея посуды, где найти зиму летом, как исполнить мелодию без инструментов. Примеры вопросов для обсуждения : как помешать медведю ра
Игра «Наоборот» Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы. Правила игры : называть слово, дети подбирают к нему слово-антоним. Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый, высоко – низко, далеко – близко и т. д.
Игра «Хорошо – плохо» Цель игры : учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, развивать у детей творческое воображение. Правила игры : называть любой объект ,который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д. Например: Дождь. «Хорошо»: всё быстрее начинает расти , травка зеленеет, можно бегать по лужам, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д. « Плохо»:на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, мама не разрешает гулять, не приятно находится, можно простудиться и т. д.
Морфологический анализ – Круги Луллия . Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляются и систематизируются знания детей об объектах окружающей действительности. Например: времена года и сезонная одежда.
Игра «Теремок» Цель: Сформировать умение видеть в окружающей действительности похожести и противоречия, научить их формулировать. Правила игры : Детям раздаются различные предметные картинки. Педагог выполняет роль ведущего (сидит около «теремка»). Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Игра « Барышня мадам» Цель игры : Строго играть по правилам, размышлять, не повторяться. Правила игры: ведущий задает вопросы, дети не должны произносить белый и черный цвет , не произносить да, нет. К вам барышня мадам, притащила чемодан, в чемодане 100 рублей и небольшой клей, вам велели не смеяться, губки бантиком держать, черный с белым не носить , да и нет не говорить.
Игра «Сенсорная коробка» Цель: Сравнение систем Чудесный мешочек Схемы Правила игры : Ребёнок достает из мешочка объект, называет его и называет признак ориентируясь на схему. Например - Это мандарин. Схема «Цвет», «Вкус», « Запах», «Вес» « Форма». - Мандарин оранжевого цвета, Кисло-сладкий, новогодний, легкий, круглый. Игра продолжается, пока дети не достанут все объекты и не опишут все признаки согласно схемам.
Игра «На что похоже» Цель : сравнение похожих объектов по признакам. Правила игры : Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Можно использовать предметные картинки. Например: На что похожа колючка ежика? «На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.»
Игра «Где живет?» Цель : выявление подсистемных связей. Правила игры : Ведущий называет предметы окружающего мира. Это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов. Например - Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! - Где живет медведь? - В лесу, зоопарке. - А еще? - В мультиках, в книжках. Где живет - собака? - В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.
Игра «Что лишнее?» Цель игры : развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Правила игры : Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, объяснить их назначение и найти лишний.
Игра « У гадай профессию» Цель игры :Расширять представления детей о профессиях. Правила игры: Описать профессию по действию, чем занимается, какую форму носит, с помощью каких предметов работает. Дети называют профессию человека и показывают картинку, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Игра «Что можно, что нельзя» Цель игры : формирование осознанного безопасного поведения. Правила игры : Рассказать и показать картинку -ситуацию, опасного и безопасного поведения в быту, на дороге и т.д. Дети поднимают смайл и один из них рассказывает почему он так решил. Правильно или нет, можно или нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет "Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"
буклет "Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"...
«Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками».
Данная теория дает возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Ещё один огромный плюс этой теории заключа...
Проект по инновационной технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторя...
Проект «Технология ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками»
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны по...
Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.
Методические рекомендации по реализации технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками....
Примеры использования авторских игр по технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.
На данный период разработано много авторских игр по технологии ТРИЗ. Многие из них можно приобрести и использвать в работе с детьми для решения задач развития речи, мышления, памят...
Консультация для педагогов: «Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками»
Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками....