Самообразование в условиях реализации ФОП «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.
материал (младшая группа)
План по самообразованию в условиях реализации ФОП
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.
Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
Срок работы над темой: 2023 - 2024 уч. г.
Задачи:
- Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой. Вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках, мириться, учить ласковому отношению к животным поможет ознакомление с русскими народными песнями, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т. п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае; с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой.
- Развивать устную речь ребенка, обогащать его словарь.
Прогнозируемый результат: дети знакомятся с «избой» и ее обитателями; с колыбельными песенками, новыми прибаутками, с русскими народными промыслами; знакомятся с дымковской и богородской игрушками, происходит закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток.
Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. Давайте знакомиться. Цель: знакомство с «избой» и ее обитателями; создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками о детях и прибаутками о котике. 2. Коток-воркоток. Цель: знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта. 3. Веселые гости. Цель: развитие умения понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок». |
Ноябрь 1. Хозяйкины помощники. Цель: развитие умению уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку. 2. В гостях у матрешек. Цель: напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. 3. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат. Цель: знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь». |
Декабрь 1. Гость на гость – хозяйке радость. Цель: развитие темы о русском гостеприимстве; дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, 8 пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль». 2. Мишуткина сказка. Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях; знакомство со сказкой «Три медведя»; вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. 3. Как дедушка Егор на ярмарку ездил. Цель: развитие умения отгадывать народные загадки; знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду. |
Январь 1.Нынче ярмарка у нас! Цель: отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров. 2. Одеяло для медведя. Цель: изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Развитие умения получать радость от бескорыстной помощи. 3. Про зайца. Цель: обобщение известного детям фольклора о зайце. Развитие умения детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение. |
Февраль 1. . Аннушкины песенки. Цель: продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской. 2. Перепутки ради шутки. Цель: в игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». 3. Скалка, помоги испечь пироги. Цель: ознакомление детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщение их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы. |
Март 1. Привередница. Цель: поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель». 2. Платок – посередочке цветок. Цель: ознакомление детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. 3. Не в свои сани не садись. Цель: рассказать о событии в избушке, знакомя детей с особым народным стилем изложения. Знакомство с новой пословицей, пестушкой и сказкой «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». |
Апрель 1.Тень-тень-потетень, веселимся целый день. Цель: составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным. 2. Весна зиму поборола. Цель: развитие умения замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. 3. Медвежонок проснулся. Цель: ознакомление с новыми играми, вспомнить в процессе общения колыбельные песенки, хоровод со сказочным медвежонком. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге. |
Май 1. Помоги нам, Петя, разбудить медведя. Цель: ознакомление с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Повторить народную игру, аккомпанируя плясовую. Познакомить со сказкой «Коза-дереза», похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке. 2. Выше города плетень. Цель: развитие умения мастерить плетень. Инсценировать песенку «Тень-тень-потетень». Поиграть в народные подвижные игры. 3. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим! Цель: занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
1. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
2. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
3. Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Изучение литературы по теме:
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
- Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самообразование | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Детский сад №55»
Самообразование в условиях реализации ФОП
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.
Автор работы:
Воспитатель: Бондаренко
Любовь Леонидовна
Киселевск 2023
План по самообразованию в условиях реализации ФОП
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.
Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
Срок работы над темой: 2023 - 2024 уч. г.
Задачи:
- Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой. Вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках, мириться, учить ласковому отношению к животным поможет ознакомление с русскими народными песнями, потешками, прибаутками, пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми, разными видами театра, а также с предметами, названия которых встречаются в народных сказках и прибаутках (печь, коромысло, ухват, кочерга, голичок, корыто и т. п.); с летними крестьянскими работами в поле и огороде, с трудом кузнеца; с православными праздниками, некоторыми народными обычаями и традициями: гостеприимство, ярмарки, народные гулянья в праздники, зазывание весны, птиц, торжественный выгон скота в мае; с русским костюмом, предметами декоративно-прикладного искусства, народной игрушкой.
- Развивать устную речь ребенка, обогащать его словарь.
Прогнозируемый результат: дети знакомятся с «избой» и ее обитателями; с колыбельными песенками, новыми прибаутками, с русскими народными промыслами; знакомятся с дымковской и богородской игрушками, происходит закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток.
Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. Давайте знакомиться. Цель: знакомство с «избой» и ее обитателями; создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками о детях и прибаутками о котике. 2. Коток-воркоток. Цель: знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта. 3. Веселые гости. Цель: развитие умения понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок». |
Ноябрь 1. Хозяйкины помощники. Цель: развитие умению уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку. 2. В гостях у матрешек. Цель: напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. 3. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат. Цель: знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь». |
Декабрь 1. Гость на гость – хозяйке радость. Цель: развитие темы о русском гостеприимстве; дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, 8 пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль». 2. Мишуткина сказка. Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях; знакомство со сказкой «Три медведя»; вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. 3. Как дедушка Егор на ярмарку ездил. Цель: развитие умения отгадывать народные загадки; знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду. |
Январь 1.Нынче ярмарка у нас! Цель: отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров. 2. Одеяло для медведя. Цель: изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Развитие умения получать радость от бескорыстной помощи. 3. Про зайца. Цель: обобщение известного детям фольклора о зайце. Развитие умения детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение. |
Февраль 1. . Аннушкины песенки. Цель: продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской. 2. Перепутки ради шутки. Цель: в игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». 3. Скалка, помоги испечь пироги. Цель: ознакомление детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщение их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы. |
Март 1. Привередница. Цель: поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель». 2. Платок – посередочке цветок. Цель: ознакомление детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. 3. Не в свои сани не садись. Цель: рассказать о событии в избушке, знакомя детей с особым народным стилем изложения. Знакомство с новой пословицей, пестушкой и сказкой «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». |
Апрель 1.Тень-тень-потетень, веселимся целый день. Цель: составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным. 2. Весна зиму поборола. Цель: развитие умения замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. 3. Медвежонок проснулся. Цель: ознакомление с новыми играми, вспомнить в процессе общения колыбельные песенки, хоровод со сказочным медвежонком. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге. |
Май 1. Помоги нам, Петя, разбудить медведя. Цель: ознакомление с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Повторить народную игру, аккомпанируя плясовую. Познакомить со сказкой «Коза-дереза», похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке. 2. Выше города плетень. Цель: развитие умения мастерить плетень. Инсценировать песенку «Тень-тень-потетень». Поиграть в народные подвижные игры. 3. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим! Цель: занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
1. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
2. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
3. Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Изучение литературы по теме:
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
- Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры
Статья расскажет о том, как через традиции русской народной культуры развивать у дошкольников чувство патриотизма....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.
Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, стане...
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...
Тема по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры в младшей группе» на 2023-2024год.
Известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и слож...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурным...