Образовательная программа дополнительного образования «Истоки» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
учебно-методический материал
Образовательная программа дополнительного образования «Истоки»
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_istoki.docx | 78.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята решением педагогического совета МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области 31.08.2020 г Протокол №1 | Утверждена Приказом МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области 33/01-08 от 31.08.2020 Заведующий __________________ Е.А.Ильина |
Образовательная программа дополнительного образования «Истоки»
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
МБДОУ д/с №10 г. Вязьмы Смоленской области
2020-2021 учебный год
Автор-составитель: Лисиенкова Галина Ивановна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Вязьма, Смоленская область
№ п/п | Содержание | Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
1.1 | Направленность и уровень программы | |
1.2 | Актуальность | |
1.3 | Цели и задачи программы | |
1.4 | Принципы и подходы программы | |
1.5 | Особенности духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастом детей | |
1.6 | Модель образовательного процесса | |
1.7 | Планируемые результаты | |
2. | Содержание программы | |
2.1 | Учебный план Перспективное планирование: Образовательная деятельность с детьми 3-4 года Образовательная деятельность с детьми 4-5 лет Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет | |
3. | Формы аттестации и оценочные материалы | |
3.1 | Подведение итогов реализации программы | |
3.2 | Диагностика освоения воспитанниками программы «Истоки» | |
4. | Организационно-педагогические условия реализации программы | |
4.1 | Материально-техническое обеспечение программы | |
4.2 | Литература |
РАЗДЕЛ 1.
Пояснительная записка образовательной программы дополнительного образования детей дошкольного возраста
- Направленность и уровень программы
Направленность – социально-педагогическая
Уровень программы – ознакомительный
- Актуальность
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Значение духовно-нравственного воспитания в современных реалиях трудно переоценить. Формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной системы образования.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности. Программа «Истоки» представляет собой содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 10 г.Вязьмы Смоленской области. Он не заменяет, а дополняет основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с содержанием новой предметной области, выделенной в Государственном образовательном стандарте нового поколения, опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания, дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» материалами духовно-нравственного воспитания; способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную информацию об образовательных услугах дошкольного учреждения. Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.
1.3 Цели и задачи реализации дополнительной программы дошкольного образования
Цель программы: формирование у детей начальных представлений о нормах морали, приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;
- познакомить детей с элементами православной культуры (архитектурой, иконописью, праздниками);
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;
- формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (творение Богом мира видимого и невидимого; Рождество Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, Крестная Смерть и Воскресение Христа).
Воспитательные:
- воспитание в душе каждого ребенка духовного начала;
- помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
- способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям;
- воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье;
- воспитание у дошкольников бережного отношения к окружающему миру – великому творению Господа.
Развивающие:
- содействие общему развитию ребенка;
- помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
- содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;
- развивать творческие способности детей.
Оздоровительные:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
1.4 Принципы и подходы к реализации программы
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность;
- принцип наглядности;
- принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения духовно-нравственных понятий;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития;
- принцип непрерывности и системности образования;
- Культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной конфессиональной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
- Исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
- Личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;
- приоритет духовных общечеловеческих и общероссийских ценностей в воспитательно-образовательном процессе;
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.
1.5 Особенности духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастом детей
Духовно-нравственное воспитание детей 3-4 лет
Младший дошкольный возраст - один из самых сложных периодов в жизни ребенка. К этому времени ребенок освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, овладел активной речью, получил определенный опыт общения со взрослыми. Все это явилось базой для осознания ребенком собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют "кризисом трех лет", когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем, остро реагирует на любое порицание, проявляет большую настойчивость в достижении цели.
Ребенок и его окружение
С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками.
Бог - Творец мира
Воспитатель помогает ребенку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создается всей обстановкой в детском саду и дома. Детям преподносятся короткие рассказы и сказки на духовные темы.
Первые представления о Священной Истории
Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами.
Знакомство с Божиими Заповедями
Изучение Божиих Заповедей для детей 3-4 лет еще недоступно. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).
Новый Завет - жизнь Иисуса Христа
Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показываются изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери.
Церковные праздники
Для детей отмечаются такие праздники, как Рождество и Пасха. Продолжительность праздника должна быть не более 25-30 минут. Заканчивается праздник чаепитием с приглашением родителей.
Жития святых
С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов, с помощью показа соответствующих рисунков, слайдов, мультфильмов.
Дни Ангела детей
День Ангела - праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют не только члены семьи, но и воспитатели и дети группы, дарят подарки, проводят совместное чаепитие.
Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и пр. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.
Ребенок и его окружение
У детей расширяются представления о семье и близких, их непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна и др.)
Бог - Творец мира
Детей знакомят с основными положениями Ветхого Завета, рассказывая о сотворении мира, жизни первого человека в раю, любви Бога к людям.
Церковь - дом Божий
Дети знакомятся с храмом, его устройством, убранством, церковной утварью, иконами, фресками. Посещают дети церковь как вне службы, так и во время богослужения.
Священная История Ветхого Завета
С детьми начинается постепенное изучение основных историй Ветхого Завета, рассказывается о заботе Бога о людях, Его любви к ним (Великий потоп, Ноев Ковчег, Освобождение израильтян от рабства).
Божии Заповеди
Детям даются представления о главных Заповедях Божиих, особенно пятой ("Почитай отца своего и матерь свою..."), шестой ("Не убивай") и восьмой ("Не кради").
Новый Завет - жизнь Иисуса Христа
Детям дают представление о земной жизни Иисуса Христа (Рождество, Крещение, любовь к детям, исцеление больных и др.).
Церковные праздники
С детьми отмечаются такие праздники как Рождество, Пасха, Троица.
Жития святых
Детей знакомят с именами и житием наиболее известных своими деяниями святых (Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.)
Дни Ангела детей
Для каждого ребенка организуется праздник в честь его Ангела-хранителя. Дети готовят для него подарки. На праздник приглашаются родители и близкие родственники, устраивается праздничное чаепитие.
Духовно-нравственное воспитание детей 5-7 лет
Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня
физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами мышечной деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится правильной и грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже
способны управлять своим поведением. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.
Ребенок и его окружение
Детям дают более расширенное представление об окружающей их среде, близких людях, своих предках, родной природе, Родине, ее прошлом и настоящем.
Бог - Творец мира
С детьми закрепляют знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивают стремление к доброте, правдивости, добродетели.
Церковь - дом Божий
Во время посещения храма дети продолжают знакомиться с его устройством, отдельными частями, убранством, присутствуют на церковных службах, принимают участие в Таинствах.
Священная история Ветхого Завета
Знакомство со Священной Историей Ветхого Завета осуществляются в виде рассказов о сотворении мира (подробно о всех днях творения), мире видимом и невидимом, Потопе, ветхозаветных пророках и др.
Божии Заповеди
Детям даются представления, как Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон - десять заповедей о том, как любить и почитать Бога, любить ближних. Особый акцент делается на пятой, шестой и восьмой заповедях.
Новый Завет - жизнь Иисуса Христа
Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе об Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении Христовом, Нагорной Проповеди, Его учениках, создании Евангелия.
Церковные праздники
С детьми отмечают Рождество, Пасху, Троицу, а также праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Святки, Крещение и др.). Детям дается понятие о посте.
Жития святых
Детей более широко знакомят с житиями святых - Сергия Радонежского, Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца, князей Бориса и Глеба и других.
Дни Ангела детей
Детям даются понятия об Ангелах-хранителях, данных при крещении. В честь каждого именинника устраивается праздник, преподносятся подарки, организуется совместное чаепитие.
1.6 Модель образовательного процесса.
Режим дня
Занятия проводятся во второй половине дня по вторникам в 15.30 часов.
Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет.
Занятия по программе «Истоки» проводятся 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий в кружке по духовно-нравственному воспитанию – 36 ч.
Регламентирование образовательного процесса на неделю
Возрастная группа | Количество ООД в неделю | Продолжительность ООД | Учебная нагрузка в год |
Младшая группа | 1 | 15 мин | 36 |
Средняя группа | 1 | 20 мин | 36 |
Старшая группа | 1 | 25 мин | 36 |
Подготовительная к школе группа | 1 | 30 мин | 36 |
Длительность занятия в младшей группе 15 мин, в средней группе - 20 мин, в старшей - 25 мин, в подготовительной к школе группе - 30-35 мин.
Форма организации занятий – подгрупповая.
Образование детей происходит как в организованных формах, так и в процессе непосредственного взаимодействия педагогов с детьми, во время режимных моментов, в свободной деятельности.
Для реализации программы используются следующие методы:
наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Совместное участие в Богослужении.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд – фильмов, мультфильмов, православных видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (по городу).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
- Творческие вечера.
Особое внимание в программе уделяется работе с семьей.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• лекторий для родителей;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• совместное посещение богослужений.
- Планируемые результаты освоения программы
В результате работы по программе духовно-нравственного воспитания дошкольников «Истоки» у детей сформирован навык вежливого обращения со взрослыми и сверстниками. Наблюдается потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование, сочувствие, помогать сверстникам. У воспитанников отмечается усвоение христианских добродетелей (сострадание, милосердие, доброта и др.), направленность и открытость к добру, сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. У детей появляются такие личностные качества, как ответственность за свои дела и поступки, добросовестность, отзывчивость, забота, чуткость, доброжелательность, честность, бережное отношение к природе, уважение к Родине и её ценностям.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Дошкольник будет знать:
- важнейшие названия, связанные с малой родиной, Россией, Москвой, использует их в своей речи;
- ребёнок знает и понимает слова религиозного значения: крест, икона, Христос, Господь, Богородица, Ангелы, святые;
- слова, обозначающие предметы духовного назначения и использовать в своей речи;
- о кресте, как о символе православной веры, понимает его назначение - спасение, защита от зла;
- где размещаются иконы в помещении, что такое «красный угол»;
- о главных православных праздниках – Рождество Христово, Пасха, Троица, ребенок имеет общее представление о том, с чем эти праздники связаны;
- о народных и семейных традициях празднования главных православных праздников;
- особенности иконописного изображения Рождества Христова и Воскресения Христова, называет и показывает Иисуса Христа, Богородицу;
- смысл украшения Рождественской ёлки;
- традиции использования Вифлеемской звезды, Пасхального яйца, кулича;
- о назначении храма, монастыря;
- что такое колокол, колокольный звон;
- что священник служит Богу в храме.
Воспитанник будет уметь:
- различать и называть религиозные предметы и их качества;
- называть сходные по назначению предметы (крест, икона, свеча) и постройки церковного назначения (храм, колокольня), понимает обобщающие слова, пользуется ими (святыни);
- может отличить икону от картины;
- изображать восьмиконечный крест;
- правильно вести себя в храме.
Реальные достижения детей могут оцениваться по результатам творческой деятельности воспитанников, их высказываниям, эмоциональным проявлениям, поведению, непосредственному общению, наблюдений за ребёнком педагогами и родителями в естественных ситуациях. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
РАЗДЕЛ 2. Содержание программы
2.1 Учебный план и его содержание
Комплексно – тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса
Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
Тематическое планирование с детьми 3- 4 лет | |
Задачи.
| |
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь | 1.Наш дом. Все создано Богом. 2.Плоды приносит осень. 3.Там, где дружат-живут не тужат (по сказке «Репка»). 4.Божий дом. В храме. |
Октябрь | 1.Родина. 2.Имя. 3.Моя семья. 4.Кто такие Ангелы. Мой Ангел-хранитель. |
Ноябрь | 1.Благодарность. 2.Ложь. 3.Друг познается в беде (по сказке «Кот и Петух»). 4.Первый снег. «Ангел белую крупу сыплет из-за туч». |
Декабрь | 1.Добро и зло. 2.Торжество справедливости в русских народных сказках. 3.Рождество младенца – Иисуса Христа. 4.Рождественский праздник. |
Январь | 1.Крещение. Нательный крестик. 2.Иисус Христос и дети. 3.Рассказ о батюшке Серафиме Саровском «Малинка». 4.Икона. Кого рисуют на иконах. |
Февраль | 1.Прощение. 2.Масленица. 3.Добрые дети. 4.Птички Божии. |
Март | 1.Матерь Божия. Мама – слово дорогое. 3.Учится творить добро. Дорогою добра. |
Апрель | 1..Взаимопомощь. Золотое правило жизни. 2.Только трудом дом держится 3.О терпении. 4.Злое дело всегда наказано, а доброе – вознаграждено. |
Май | 1.С чего начинается родина. Русские богатыри. 2.О чём поют колокола. |
Тематическое планирование с детьми 4-5лет | |
Задачи.
| |
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь |
|
Октябрь | 1.С чего начинается родина. 2.Моя семья. Наш общий дом. 3.Храм – дом Божий. 4.Добро не умрёт, а зло пропадёт. |
Ноябрь | 1.Имя. 2.Кто такие Ангелы. День Ангела. 3.Первый снег. Ангел белую крупу сыпет из-за тучек. |
Декабрь | 1.Послушание – дело Божие. 2.Что хорошо и что плохо. 3.Николай Чудотворец. 4.Рождество младенца Иисуса Христа. |
Январь | 1.Рождественский праздник. 2.Крещение. Нательный крестик. 3.Иисус Христос и дети. 4.Чему учил Иисус Христос. Заповеди. |
Февраль | 1.О милосердии, любви, заботе. 2. Прощение. 3. Масленица. |
Март | 1.Папа, мама, ты и я – вместе дружная семья. 2.Богородица. Матерь Божия. 3.Пасха красная – чудо дивное. |
Апрель | 1.Необыкновенная дружба святых людей и зверей. 2.Не спорь! Прости! 3.Какого цвета доброта. |
Май | 1.Защитники Отечества. 2.Троица. |
Тематическое планирование с детьми 5-6 лет | |
Задачи.
| |
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь | 1.Добрый мир, дни творения. 2.Мир видимый и невидимый. Небесные покровители. 3.Наш дом. Моя Россия. 4.Плоды приносят осень. |
Октябрь | 1.Преподобный Герасим Болдинский 2.Моя семья. Без семьи нет счастья. 3.Введение Богородицы во храм. 4.Заповеди Божии. Поведение человека. |
Ноябрь | 1.Божий дом. Первые храмы. 2.Икона. Кто изображается на иконах. 3.День ангела. Мы святой покровитель. 4.«Кукла-закрутка» и колыбельная. |
Декабрь | 1.Добро и зло. Сказка «Цветик-семицветик» 2.Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 3.Знакомство с иконой Николая Чудотворца. 4.Зимняя птица, розовый снегирь. Наши меньшие друзья. |
Январь | 1.Праздник Рождество Христова. 2. Детство Иисуса Христа. 3.Чему учил Иисус Христос. 4.Чудеса Иисуса Христа. |
Февраль | 1.Моя родина. Святые земли Вяземской. 2.Праздник Сретения Господня. 3.Иисус Христос и дети. 4.Без труда нет плода. Сказка «Морозко» |
Март | 1.Что такое Пост. 2.Масленица. Прощеное Воскресение. 3.Вербное Воскресение. 4.Праздник Воскресения Христова. |
Апрель | 1.Красное яичко. 2.Символика церкви: крест, свеча. 3.Храм и его устройство. 4.Церковное пение. |
Май | 1.О чём поют колокола. 2.День Победы. Георгий Победоносец. 3.День славянской письменности. 4.Праздник Святой Троицы. |
Тематическое планирование с детьми 6-7 лет | |
Задачи.
Продолжать формировать религиозные чувства на определённых знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости. | |
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь | 1.Добрый мир, дни творения. 2.Мир видимый и невидимый. Небесные покровители. 3.Наш дом. Моя Россия. 4.Плоды приносят осень. |
Октябрь | 1.Моя семья. Без семьи нет счастья. 2.Введение Богородицы во храм. 3.Заповеди Божии. Поведение человека. 4.Божий дом. Первые храмы. О детской молитве. |
Ноябрь | 1.Икона. Кто изображается на иконах. 2.День ангела. Мой святой покровитель. 3.Казанская икона Божией Матери. День народного единства. 4.Наш удивительный мир, Бог в окружающем мире. |
Декабрь | 1.Придет беда – не купишь ума. Сказка «Гуси-лебеди». 2.Знакомство с иконой Николая Чудотворца. Жизнь и чудеса. 3.Зимняя птица, розовый снегирь. Наши меньшие друзья. 4.Праздник Рождества Христова. |
Январь | 1.Сретение Господне. Детство Иисуса Христа. 2.Чему учил Иисус Христос. 3.Чудеса Иисуса Христа. 4.Преподобный Серафим Саровский. «Блаженно сердце, способное миловать» |
Февраль | 1.Моя Родина и её защитники. 2.Священная история Ветхого завета. 3.Божии заповеди. 4.Доброму – Бог помогает. Сказка «Двенадцать месяцев». |
Март | 1.Что такое Пост. 2.Масленица. Прощеное Воскресение. 3.Вербное Воскресение. 4.Праздник Воскресения Христова – Пасха. |
Апрель | 1.Красное яичко. 2.Символика церкви: крест, свеча. 3.Храм и его устройство. 4.Жития святых. Вяземские святые. |
Май | 1.О чём поют колокола. Церковное пение. 2.Неделя жен-мироносиц. «Какие женщины у христиан». 3.День славянской письменности. Святые Кирилл и Мефодий. 4.Праздник Святой Троицы. |
РАЗДЕЛ 3. Формы аттестации и оценочные материалы
3.1 Подведение итогов реализации программы
Младшая группа (3-4 года):
Ноябрь: вечер развлечений «Плоды приносит осень»
Март: творческая мастерская «Я с родителями иду в храм»
(совместная деятельность с воспитателем и родителями)
Май: кукольный спектакль «Пасхальный колобок»
Средняя группа (4-5 лет):
Ноябрь: открытая форма ООД «Мама – слово дорогое. Матерь Божия».
Февраль: игротека «Православная радуга»
Апрель: выставка сотворчества взрослых и детей «Пасхальная радость»
Старшая группа (5-6 лет):
Декабрь: семейная мастерская «Поделись своим теплом на Рождество» (изготовление подарков «Рождественский Ангел»).
Февраль: открытая форма ООД «Духовный смысл притчи. Муха и пчела»
Апрель: интегрированная форма ООД «Ознакомление с иконой
Благовещение Пресвятой Богородицы»
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
Ноябрь: открытая форма ООД «Русские богатыри – защитники Отечества»
Январь: православная гостиная «Чудо Рождества»
Май: музыкально-театрализованное представление
«Пасха красная – чудо дивное»
3.2 Диагностика освоения воспитанниками программы приобщения детей к основам православной культуры «Истоки»
Возраст Показатели | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Чтение православной художественной литературы | ||||
Творческое самовыражение и коммуникация в православной культуре | ||||
Формирование поведенческих стереотипов православного поведения | ||||
Знакомство с житием святых | ||||
Формирование элементарных представлений о православной символике | ||||
Формирование представлений о праздничном цикле православного календаря |
Условные обозначения: «в» - высокий уровень, «с» - средний уровень,
«н» - низкий уровень.
Мониторинг по данному направлению проводится со старшего дошкольного возраста.
Результаты ежегодной диагностики показывают, что уровень знаний, умений и навыков детей постоянно повышается. Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
РАЗДЕЛ 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1 Материально-техническое обеспечение программы:
- Групповое помещение с соответствующим оборудованием для проведения занятий.
- Музыкальный зал.
- Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, мультимедийный проектор.
- Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты, мультимедийные DVD-пособия.
- Музыкальная аппаратура: портативная колонка, музыкальный центр, мультимедиа плеер.
- Набор наглядных материалов и игрушек, настольных и дидактических игр, необходимых для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию.
- Материалы для изобразительной деятельности.
4.2 Используемая литература (информационно – методическое обеспечение образовательного процесса)
Автор | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Алексеенко В., Лощинина Я. | Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника | М.: РИПОЛ КЛАССИК | 2008 |
Балакшин Р. | Жития святых для детей | Сретенский монастырь | 2015 |
Ветрова О. П. | Методические рекомендации к организации кружка православного воспитания в детском саду | 2010 | |
Гладких Л.П., Меньшиков В.М. | Мир – прекрасное творение | Курск, издательство Курского госуниверситета | 2008 |
Детская библия. Библейские рассказы в картинках | М.: Российское Библейское Общество | 1992 | |
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста | Москва, Педагогическое общество России | 2005 | |
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. | Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет | Москва, Творческий центр Сфера | 2009 |
Основы православной культуры для детей дошкольного возраста/ сост. О.Харитонова, под ред. прот. В.Дорофеева | Издательский дом «Покров» | 2002 | |
Панкеев И.А. | Пасха. Воскресение Христово | М.: ООО Изд-во Яуза | 2003 |
Православное воспитание детей дошкольного возраста | Санкт-Петербург, САТИСЪ-ДЕРЖАВА | 2007 | |
Православный женский журнал «Славянка» | Москва, ООО Издательский Дом Славянка | Выпуски 2008-2014 гг. | |
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников | Дошкольное воспитание № 5 | 2004 | |
Соколов А.В. | Сценарии православных праздников | Москва, Школьная пресса | 2003 |
Феоктистова Т. Г, Шитякова Н. П. | Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» | 2015 | |
Фесюкова Л.Б. | Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет | Творческий центр Сфера | 2010 |
Худошин А. | Евангелие для детей | К.: Св.-Троицкий Ионинский монастырь | 2015 |
Шорохова О.А. | Играем в сказку | Москва, Творческий центр Сфера | 2008 |
Шорыгина Т.А. | Православные праздники для детей | Москва, Творческий центр | 2001 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ПО СКАЗКАМ» ( с учетом ФГТ)
Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими твор...
Программа дополнительного образования "Истоки"
Целью данной программы является:ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.Задачи:·...
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ. Музыкально-ритмическое воспитание»
В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми в...
Образовательная программа дополнительного образования детей по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе
Нравственные ценности, такие как, способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание раскрывают для ребенка – дошкольника осо...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...
2021-2022, 2022-2023 уч.гг. Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы
программа дополнительного образования «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы...