Формирование правильной речи у детей посредством использования информационно-коммуникационных технологий
консультация (старшая группа)

Анна Александровна Кузьмина

В современных условиях, при широком внедрении новых информационных технологий, актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильной речи у детей

посредством использования

информационно-коммуникационных технологий

В современных условиях, при широком внедрении новых информационных технологий, актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации.

Применение компьютера мотивирует детей проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна. У детей создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

Речь в процессе ИКТ — это средство мыслительных операций, и при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка.

Использование компьютера для обогащения словаря, выполнения фонетических и грамматических упражнений оказывает серьезное влияние на развитие всех сторон речи ребенка. Компьютерные игры помогают решить те речевые задачи, которые дети не усвоили, или усвоили недостаточно. В процессе выполнения заданий уточняются и закрепляются обобщающие понятия. Все это позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости, активно и самостоятельно управлять игрой, что укрепляет веру в свои силы. Во время таких занятий у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Существенно сокращают время на автоматизацию и дифференциацию смешиваемых звуков.

Таким образом, целесообразность и актуальность применения игровых компьютерных технологий в процессе развития речи у старших дошкольников очевидна.

Для занятий с детьми могут быть использованы компьютерные игры, упражнения и задания, направленные на формирование правильного звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, преодоление фонетико-фонематических нарушение речи и др.:

  • «Определи звуки природы»;
  • «Определи, чей голосок»;
  • «Цепочка слов»;
  • «Путешествие от А до Я»;
  • «Определи первый звук в слове»;
  • «Назови и покажи картинку с заданным звуком»;
  • «Назови и покажи все предметы на картинке с заданным звуком»;
  • «Выбери из двух слов правильное»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Вставь пропущенную букву»;
  • «Раздели слова на слоги»;
  • «Собери слово» и другие.

Содержание компьютерных игр направлено не только на формирование знаний, умений и дальнейшее их наращивание, но и на развитие важных для становления личности ребенка качеств: целеустремленности, самостоятельности, усидчивости, умения организовывать и оценивать свою деятельность, на обогащение гуманных эмоций и настроения, на воспитание определенных морально-нравственных, волевых и эстетических качеств.

Дома с детьми можно, например, зайти на онлайн центр детского развития «Мерсибо». Это сайт с развивающими играми от 2-х до 10-ти лет, включающий в себя игры по развитию кругозора, памяти, внимания, обучению счету, письму и чтению и т.д., а главное и очень важное для детей с дефектами речи – это развитие фонематического слуха и автоматизации звуков. Этих красочных и «полезных» игр более 100.

Таким образом, использование ИКТ позволяют более эффективно построить работу, направленную на улучшение речевого развития детей. Включение компьютерных речевых игр в процесс формирования и совершенствования фонематических процессов дает высокую эффективность в развитии всех сторон речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Повышение качества образования дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО".

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придер...

Инновационный проект «Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий»

Основная идея проекта заключается в интеграции компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс и создание условий в детском саду, в которых ребенок смог бы реализовывать внутренние сти...

«Развитие речи дошкольников посредством использования информационно - коммуникационных технологий»

Варианты работы по использованию ИКТ в образовательной деятельности по  развития речи....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

«Формирование познавательного интереса и речевых навыков у дошкольников посредством использования информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе»

В современном дошкольном образовании компьютер является многофункциональным техническим средством обучения. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными,...

Консультация для педагогов «Формирование мотивации детей на занятиях, посредством использования информационно-коммуникационных технологий»

      Проблема формирования и развития мотивации обучения занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями...