КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
картотека
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
Деловая игра направлена на актуализацию проблемы формирования положительных взаимоотношений и нравственных качеств воспитанников в условиях сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«Супермаркет»
Цели: Формирование представления детей о работе сотрудников в магазине, разнообразии отделов и их назначении.
Развитие умения выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры.
Воспитание доброжелательности, умения считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
Предварительная работа:
Беседы: «Какие отделы бывают в магазине и что в них можно купить? «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?».
Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько
«Сказка о необычных покупках»
Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.
Игровой материал: витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
«Продуктовый отдел»- муляжи овощей и фруктов, колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов.
«Кондитерский отдел» - разные выпечки из соленого теста, муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных.
Игровые роли: Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер.
Игровые действия:
Продавец предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину).
Директор магазина организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине.
Покупатели выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами, устанавливают очередь, оплачивают покупку в кассе. Кассир получает деньги, пробивает чек, даёт покупателю сдачу.
Варианты игры:
«Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)»,
«Овощной магазин (отдел)», «Мясной, колбасный магазин (отдел)»,
«Рыбный магазин (отдел)», «Молочный магазин (отдел)» и т.д.
«Ветеринарная лечебница»
Цели: Развитие у детей интереса к профессии ветеринарного врача.
Воспитание чуткого, внимательного отношения к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Предварительная работа:
Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы)
Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.
Чтение: Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?».
Рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др.
Беседа с детьми о работе ветеринарного врача.
Рисование «Мое любимое животное»
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)
Игровой материал: Животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Игровые роли: Ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.
Игровые действия:
В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Варианты игры:
«На приеме у ветеринарного врача»
«Учимся делать укол»
«Оказание первой помощи»
«Аптека»
Цели: Развитие у детей интереса к профессии фармацевта.
Воспитание чуткого, внимательного отношения к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Предварительная работа:
Экскурсия в аптеку с родителями.
Чтение: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу»,
В. Маяковский «Кем быть?».
Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).
Дидактическая игра «Ясочка простудилась».
Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения».
Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада, на лугу, в лесу.Загадки о лекарственных растениях.
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры.)
Игровой материал:
Халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лек. травы.
Игровые роли: Водитель, работники аптеки (фармацевты)
Игровые действия:
Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фито-отделе продают лекарственные травы, сборы. В лаборатории делают микстуры, мази, капли.
Варианты игры:
«Таблетки – это не конфетки» - советы формацевта
«Лечимся без таблеток»- лекарственные растения
«Экскурсия в лабораторию»
«Салон красоты»
Цели: Формирование знаний детей о работе в «Салоне красоты»
Воспитание желания выглядеть красиво.
Предварительная работа:
Посещение детьми парикмахерской с родителями.
Рассказы детей (из личного опыта) о том, что они делали в парикмахерской.
Рассматривание альбома с образцами причесок.
Рассматривание буклетов с образцами косметических средств.
Дидактическая игра «Причешем куклу красиво», «Золушка собирается на бал».
Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, салфетки и др.)
Игровой материал: Зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.
Игровые роли: Парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия:
Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.
Варианты игры:
«Делаем прически к празднику»
«Модная стрижка»
«Делаем маникюр»
«В мужском зале»
«В женском зале»
«Наша армия»
Цели: Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Расширение представлений детей о видах военной техники.
воспитание у детей чувства патриотизма за свою Родину, восхищения героизмом людей.
Предварительная работа:
Экскурсия к памятнику боевой славы.
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Чтение произведений Л.Кассиля «Памятник советскому солдату»,
В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа»,
Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя»;
Составление альбома о воинах-героях.
Изготовление атрибутов для игр.
Конструирование из строительного материала боевой техники.
Игровые роли: Танкист, солдат, медсестра, летчик, командир.
Игровой материал:
Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, предметы-заместители;
Игровые действия:
Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту-схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте - штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).
Варианты игры:
«Танкисты на учении»;
«Боевая пехота»;
«Воины на привале»;
«Штаб армии»
«Подготовка к полету»
«Дом моды»
Цели: Обогащение знаний детей о работе в швейном ателье.
Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.
Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа:
Экскурсия в швейное ателье. Наблюдение за работой кастелянши в детском саду (ремонтирует одежду).
Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук».
Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?»
Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?» Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод.
Аппликация «Кукла в красивом платье». Ручной труд «Пришей пуговицу». Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.)
Игровой материал:
Разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции.
Игровые роли: Модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.
Игровые действия: Выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.
Варианты игры:
«Ремонт одежды», «Закройщики», «Шьем праздничное платье», Показ новой коллекции одежды»
Игру «Ателье» в последующем можно соединить с другими играми: «Фотография», «Парикмахерская», «Прачечная».
«Космическое приключение»
Цели: Формирование умения применять свои знания на практике.
Создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес.
Предварительная работа:
Беседы: Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос?
Рассматривание иллюстративного материала «Энциклопедия»
Чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах.
Просмотр фильма о космонавтах.
Рисование на тему «Космос».
Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.
Игровой материал:
космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Игровые роли:
Игровые действия:
Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Варианты игры:
«Подготовка к полету». «Путешествие вокруг земли». «Полет на марс»
«Полет на Юпитер». «Космические фотографии»
«Библиотека»
Цели: Формирование представления социальной значимости библиотек.
Создание интереса к работе библиотекаря.
Ознакомление с правилами пользования книгой.
Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание
бережного к ним отношения.
Предварительная работа:
Экскурсия в библиотеку с последующей беседой
Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь»
Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг
Изготовление карманчиков в книгах и формуляров
Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений
Игровой материал: Формуляры, книги, журналы, картотека.
Игровые роли: Библиотекарь, читатели.
Игровые действия:
Оформление формуляров читателей.
Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой.
Выдача книг. Читальный зал.
Варианты игры:
«Ремонт книг»,
«Выбираем книгу»,
«Читальный зал»
«Составляем картотеку»
«Школа»
Цели: Знакомство и приучение детей к режиму школьной жизн.
Формирование умения творчески развивать сюжеты игры.
Предварительная работа:
Экскурсия в школу (осмотр школьного здания и пришкольного участка, осмотр класса). Беседа с учительницей 1 класса.
Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях.
Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка».
Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)
Игровой материал:
Портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.
Игровые роли: Ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.
Игровые действия:
Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради, завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Варианты игры: «На уроке»
«Перемена»
«Праздничный концерт»
«Спортивные соревнования»
Интеллектуальная игра «Умники и умницы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сюжетно- ролевой игры для детей подготовительной к школе группы "Туристическое агентство" - презентация
Познавательный интерес моих воспитанников к традициям празднования Рождества и Нового года в других странах, заинтересванность родителей, вызвали у меня желание создать проект сюжетно-ролевой игры "Ту...
Сюжетно - ролевой игры "Ярмарка" в подготовительной к школе группе
Сценарий проведения сюжетно - ролевой игры "Ярмарка" в подготовительной к школе группе. Перспективный план развития сюжета игры "Ярмарка"....
Конспект организации сюжетно - ролевой игры для детей подготовительной к школе группы
Данный конспект разработан студенткой 2 курса специальности 050144 Дошкольное образование, направлен на закрепление знаний детей о профессиях, их значении в жизни людей, на формирование игровых умений...
Фотографии о проведении сюжетно-ролевой игры "Космос" в подготовительной к школе группе
Фотографии о проведении сюжетно-ролевой игры "Космос"...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной к школе группы.
Вариант картотеки сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников....
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной к школе группы
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переноситс...
КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР для детей подготовительной к школе группы
№1«Школа»Цель: Расширение знаний детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного иг...