Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ», 2024г.
консультация (младшая группа)
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел,поэтому в воспитательно-образовательном процессе МДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boyarova_n.i.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №63»
Консультация для воспитателей
«Проектная деятельность в ДОУ»
2024 г.
Проект – любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом (американский педагог - Ульям Килпатрик).
Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы, или организации.
Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.
Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.
Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе МДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
Условия, необходимые
для успешной реализации проектной деятельности:
- Учёт интересов ребёнка.
- Деятельность без принуждения.
- Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
- Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
- Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
- Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
- Совместное с педагогом достижение цели.
Классификация проектов, используемых в практике МДОУ:
- По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный)
- По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
- По целевой установке (развитие оздоровительной системы в МБДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
- По тематике.
Основные виды проектов, используемых в практике МДОУ:
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные;
- комплексные.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
1 этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды.
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному):
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.
3 этап – практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
- обобщение и распространение опыта работы.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4 этап – заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации, рассматриваемой в проекте проблемы в МДОУ.
Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.
План работы воспитателя по подготовке проекта:
- Определить цель проекта.
- Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
- Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
- Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
- Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
- Предложить домашние задания родителям и детям.
- Реализовать проект.
- Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки и др.)
- Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
Типы проектов:
- исследовательские.
- творческие.
- ролевые, игровые.
- информационно - практико-ориентированные.
- исследовательские.
Цель - организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации об объекте, явлении, образе.
Особенности:
- четкая структура;
- обозначенность целей;
- наличие гипотезы;
- актуальность и социальная значимость содержания для всех участников;
- комплекс методов получения и обработки информации.
Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех вопросов»:
- Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
- Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы?
- Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.
- творческие.
Цель: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, детского праздника);
Особенности данных проектов:
- Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;
- Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т.д.);
- Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т.д.);
- В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное), а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.
- ролевые, игровые.
Цель: имитация социальных или деловых отношений в различных ситуациях (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Особенности:
- Структура только намечается;
- Участники берут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;
- Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, предположения, прогнозируют результат;
- Высокая степень творчества;
- Ведущий вид деятельности – ролево-игровая.
Варианты начала игрового проекта:
- Исчезновение объекта: пропал Дед мороз, папка с нотами, песня и т.д. Организуется поиск пропавшего объекта (отправляемся в космическое или морское путешествие). В процессе поиска педагог продумывает разнообразные проблемно-игровые ситуации, предлагая детям «игровые позиции» (пришло письмо, выловили из моря бутылку, оказались на острове и пр.).
- Появление нового объекта (героя): пришел пират, вирус, новая мелодия, нота, сундук с … Организуется выяснение причин появления и анализ объекта, поиск вариантов использования или преобразования (что нам делать с этой мелодией, нотой, сундуком; как его использовать?) Дети в проекте обязательно действуют в соответствии с определенной ролью (моряк, композитор, зайчик, повар)
- Обыгрывание какого-либо события в жизни детей (праздник, памятная дата, наступление нового сезона). Дети изображают литературных или выдуманных персонажей в проблемных ситуациях, предлагаемых педагогом. Например, в День космонавтики, дети устраивают космическое путешествие, весной можно устроить день птиц, когда дети изображают персонажей, связанных с жизнью птиц…
- информационно - практико-ориентированные.
Цель: сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Особенности:
- Четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников;
- Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах «Украшение елки», «Оформление зала (группы)», «Создание экспозиции музея».
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет усвоить материал программы с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.
Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.
Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»...
консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»
Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как метод взаимодействия воспитателей и родителей", 8.10.2019
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...