Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
консультация ( группа) на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию творческого мышления.
- способствует повышению компетентности педагогов.
Е.С.Евдокимовой, кандидатом педагогических наук, предложена наиболее подробная типология проектов:
тип проекта | особенности |
1. По доминирующему методу | |
исследовательские | Требуют чёткой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. |
информационные | Их целью является сбор информации о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Структура - получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация. |
творческие | Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта. |
игровые (приключенческие) | Структура - только намечается, участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая. |
практико-ориентированные | Их отличает чётко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта). |
| |
Включают ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка, общество и его культурные ценности. | |
| |
Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. | |
| |
Осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект). | |
| |
индивидуальные | Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребёнка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). |
парные | Осуществляется парой (парами) участников. |
групповые | Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 человек). |
фронтальные | Выполняется всем коллективом. |
| |
краткосрочные | Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одной или несколько специально организованной НОД, в рамках совместной совзрослыми или самостоятельной детской деятельности. |
средней продолжитель-ности | Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки). |
долгосрочные (от одного до нескольких месяцев) | Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время |
Роль педагога:
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт.
Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Педагог должен:
- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,
- донести ее до детей,
- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,
- заинтересовать каждого ребенка,
- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,
- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,
- использовать индивидуальный подход,
- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,
- информировать о его реализации.
Рекомендации педагогам по работе над проектом
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.
Дошкольник сталкивается с определенными трудностями в решении проблем.
Ему предстоит:
- действовать самостоятельно, без помощи взрослого (в определенных ситуациях);
- намечать основные и промежуточные цели;
- предусматривать последствия выбора.
Этап проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Поисковый | ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Воспитатель помогает детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. 1.Формулирует проблему (цель) - (при постановке цели определяется и продукт проекта) 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию 3. Формулирует задачу (не жестко) ВОПРОС К ДЕТЯМ: - Что мы знаем? -Что мы хотим узнать? - Как нам найти ответы на наши вопросы? | 1.Вхождение в проблему 2.Вживание в игровую ситуацию 3.Принятие задачи 4.Дополнение задач проекта |
2 этап Аналитический | РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Помогает спланировать деятельность -к кому обратиться за помощью; - в каких источниках найти информацию; -какие предметы использовать; -с какими предметами научиться работать для достижения цели. 2. Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности. 3.Организация развивающей, познавательной, предметной среды. 4.Включение в план-схему проекта НОД, игр и других видов деятельности. 5. Тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно - речевая, трудовая, общение и т.д. | 1.Объединение детей в рабочие группы 2. Распределение амплуа |
3 этап Практический | ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА Практическая часть 1.Оказывает практическую помощь (по необходимости). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта. 3. Домашние задания и задания для самостоятельной деятельности выполнения. | Формирование специфических знаний, умений, навыков |
4 этап Презентацион- ный | ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитатель -Подготавливает презентацию - Проводит презентацию | 1.Продукт деятельности готовят к презентации 2.Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности |
5 этап Контрольный | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОЕКТОВ РЕФЛЕКСИЯ | РЕФЛЕКСИЯ Оценка Что нового узнали? (с точки зрения детей и воспитателя) |
Методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта
(по Е.С. Евдокимовой)
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации:
- с детьми 3-4 лет: на подражательно - исполнительском уровне;
- с детьми 5-6 лет: развивающий уровень: взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключает к реализации идей детей.
- с детьми 5-6 лет: творческий уровень: взрослый поддерживает и развивает творческую активность детей, создает условия для самостоятельной проектной деятельности.
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе (3-4 года)
Шаги | Содержание |
1 | Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей |
2 | Постановка цели проекта, его мотивации |
3 | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана |
4 | Совместное движение взрослых и детей к результату |
5 | Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата |
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (5-6 лет)
Шаги | Содержание |
1 | Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон |
2 | Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата |
3 | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта |
4 | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого |
5 | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
6 | Совместное определение перспективы развития проекта |
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (6-7 лет)
Шаги | Содержание |
1 | Постановка детей в определенные условия; Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон |
2 | Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
3 | Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта |
4 | Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу |
5 | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
6 | Совместное определение перспективы развития проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Самостоятельная музыкальная деятельность»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Самостоятельная музыкальная деятельность»...
Консультация "Оценка характера деятельности детей"
Данный материал поможет воспитателям и дефектологам описать характер деятельности детей раннего возраста, а также в некоторой степени определить, как развивается ребенок....
Консультации по театрализованной деятельности
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...
Консультация "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием"
В исследованиях физиологов, гигиенистов, педпгогов отиечается недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста, которая приводит к гиподинамии, является причиной многих ...
Консультация для воспитателей. Деятельность педагогов по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности.
В консультации говорится о наиболее полном и рациональном оформлении уголка для конструирования по всем возрастнм группам....
Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...