Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста
консультация

Перминова Лариса Алексеевна

Проблема духовно-нравственного воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. От духовного потенциала подрастающего поколения - его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству, зависит будущее страны.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования ставит задачу, объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема духовно-нравственного воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. От духовного потенциала подрастающего поколения - его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству, зависит будущее страны. 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования ставит задачу, объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

(Слайд)

Целью нашей работы является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию России посредством ознакомления с календарно-обрядовыми праздниками.

Мы поставили перед собой такие задачи:

1. Познакомить детей с русскими календарно-обрядовыми праздниками.

2. Формировать представления о традициях и обычаях русского народа,

3. Развивать способности творчески самовыражаться в процессе проведения праздников.

4. Воспитывать у детей чувство патриотизма, причастности к русской культуре.

5. Расширять объём знаний родителей и педагогов в возрождении лучших традиций русского народа.

Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к культурному наследию своего народа уже в дошкольном возрасте.

И одной из форм приобщения детей к культурному наследию является праздник.

 ( Слайд – Значение)

    • В народных праздниках фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека.

• В праздничных обрядах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

• В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.

• Народный праздник помогает детям научиться проявлять творческие способности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

• Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить детство».

     Согласно годовому плану, ежемесячно проводятся мероприятия, посвящённые праздникам народного календаря. Который состоит из перечня Русских-народных праздников и календарных обрядов.

      Они разнообразны  по содержанию и формам:

игровые программы, вечера сказок и загадок, театрализованные представления, посиделки, музыкально-игровые досуги и т. д., что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Тематика праздников и музыкальный репертуар усложняются в связи с возрастными особенностями детей.

(Слайд –алгоритм)

В своей работе применяем следующий алгоритм по ознакомлению дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками :

• беседа об истории праздника, о традициях празднования;

• разучивание репертуара, который включает в себя малые формы детского фольклора,

•народные песни, танцы и игры;

• изучение обрядов;

• подготовка костюмов, атрибутов и декораций;

• проведение праздника.

(Слайд)

Особое внимание при ознакомлении с  народными праздниками уделяется следующему :

-предметно-пространственная среда- это:

• центры нравственно-патриотического воспитания ;

• организация мини-музея, (фото)

•выставок;(фото)

• экскурсии в музей, к храму;(фото)

• виртуальные экскурсии;(ссылка)

• проведение ярмарочных гуляний (фото)

• фольклорные занятия;(фото)

• театрализованная деятельность;(фото)

• организация наблюдений за природой с использованием художественного слова;

• оформление альбомов на заданную тему;

• просмотр презентаций; 

•Обрядовый фольклор, сезонные игры и забавы;

•Художественное творчество

• проектная деятельность;(фото)

(Слайд)

В нашей работе используются различные методы и приемы, такие как:

- словесные (чтение художественной литературы, заучивание фольклора, беседы, указания, пояснения)

- наглядные (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, презентаций, видеопрезентаций, наглядных пособий)

- практические (участие в театрализованных постановках, народных праздников, выполнение детьми декоративных изделий, атрибутов к сказкам и т. д.)

- игровые (участие в дидактических, подвижных, народных играх)

Дети с удовольствием и с большим успехом участвуют и в традиционных фольклорных праздниках, проводимых в детском саду.

      Одним из таких праздников является  Православное Рождество.

Знакомство детей и родителей с традициями празднования Рождества было целью нашего мероприятия, так как Рождество —это  великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников. Каждый год у нас появляется возможность прикоснуться к этому таинству.

На рождественской неделе в детском саду прошло развлечение, посвященное празднику Рождества – «Рождественские колядки».

Дети играли в народные игры, пели и танцевали. Затем ряженные колядовщики прошли по группам детского сада, с веселыми колядками, пожеланиями богатства и счастья. Хозяева были щедрыми, угощали колядовщиков сладостями. Развлечение получилось таким, каким и должно быть Рождество – добрым, трогательным и очень душевным.

   На Рождество мы провели с  родителями с детьми мастер – классы по изготовлению  рождественского печенья. Родители закрепили это умение  и приготовили рождественское печенье в домашних условиях.

Участвуя в подобных мероприятиях дошкольники, приобщаются к истокам народной культуры.

     Масленица – это русский народный праздник, он знаменует конец зимы и начало весны, это очень веселые, озорные и вкусные дни, веселые проводы зимы, с радостным ожиданием близкого тепла, весеннего солнца. И наши дети стали участниками этого праздника.

 Целью мероприятия было :Формирование представлений у детей и родителей о русской национальной традиции встречи весны.

 На занятиях дети узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай. На Масленицу, говорят, у каждого три дела: с горок кататься, блинами объедаться и с зимушкой прощаться!

И вот наступил праздник, где ребят встречали герои в русских народных костюмах, звучали родные сердцу мелодии. Воспитатели вместе с детьми и родителями пели и играли в народные игры.  Детские глаза выражали восторг, а на лице сияла улыбка от ярких эмоций праздника. В завершении детей ожидали вкусные блины.

Этот замечательный день прошел в атмосфере тепла и веселья. Подобные праздники способствуют приобщению подрастающего поколения к традициям своего народа и, как правило, надолго запоминаются детям.

Родители воспитанников помогли изготовить костюмы для детей, чучело соломенной Масленицы. Мы создали буклеты с закличками и раздали их родителям, для того чтобы они обучили детей дома. Также домашним заданием для родителей было разучивание и проигрывание народных игр «Ручеёк», «Барыня», «Ходит Ваня» и др.

       Пасха - это праздник семейный, несущий много добра, любви и света. Этот Великий День приходит к нам со светлой радостью, ярким солнышком, чистым дождичком, ароматным куличом и крашеными яичками.

Основная задача — формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины. Знакомство детей с обычаями и традициями православной церкви — празднованием Светлой пасхи. 

Мы с ребятами на протяжении недели готовились к Пасхе. Дети познакомились с историей праздника, с его символами. С большим удовольствием учили стихи, посвященные Пасхе, украшали яйца, готовили пасхальные поделки, рисовали рисунки на пасхальные темы.

На Пасху существует обычай красить яйца. Яйцо — это символ жизни, ее возрождения.

    И мы организовали мастер –класс с родителями по декоративному украшению яиц. Использовали разнообразные способы как декупаж, окрашивание яиц при помощи красок. Родители делились опытом и провели разнообразные народные игры с яйцом . 

-Прокати яйцо по желобу

 -Чьё яйцо дольше прокрутится.

-Чьё яйцо дальше укатится.

-Чьё яйцо крепче окажется.

 -Укрась пасхальное яйцо.

Дети играли в народные игры: катали яйца (у кого дальше прокатится яйцо); раскручивали и(у кого дольше оно прокрутится); а кто быстрее по окончании музыки схватит яйцо – тот будет целый год счастливым.

*Праздник Русской Берёзки направлен на воспитание любви и бережного отношения к родной стране, к традициям и обычаям. Белая берёзка - символ России. Приурочен к празднованию дня Святой Троицы.. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. . Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, ребёнок легче входит в окружающий мир.

Следуя давним традициям, в начале июня, и у нас в детском саду прошел фольклорный праздник, посвященный русской березке. Праздник проводился на площадке детского сада. К детям пришли в гости «Березка» и «Веснушка».  На празднике дети узнали много интересного об истории  его происхождения, пользе березы, народной культуре и традициях при проведении данного развлечения. Дети с удовольствием играли в  русские народные игры, водили хороводы.

На праздник Русской Берёзки  одним из вариантов работы с родителями было  разучивании народных игр и  привлечение родителей в участии праздника , на котором мама воспитанника  играла главную роль Весны.

В процессе ознакомления с народными  праздниками у детей развивается

устойчивый интерес к  культуре русского народа.

Совершенствуется первоначальные знания об истории своего народа.

В ходе активного участия в народных праздниках у детей формируются патриотические чувства, любви к традициям русского народа, формируются устойчивые представления об истории календарных праздников, интерес к устному народному творчеству.

    Благодаря совместной деятельности устанавливаются партнёрские взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами.

     Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

В заключение можно сказать, что планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, педагогическое мастерство педагогов помогают заложить в воспитанниках фундамент нравственности, патриотизма, тем самым приобщая детей к культуре своего народа, общечеловеческим ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...

Содействие и сотрудничество детей и взрослых в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Содействие и сотрудничество детей и взрослых в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста…Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится, там...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят». (старшая группа)

Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию....