Современные образовательные технологии в ДОУ
презентация

Макаренкова Вера Олеговна

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
 Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.pptm2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные образовательные технологии в ДОУ Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. ( В.Ф.Одоевский )

Слайд 2

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве ( толковый словарь ). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса ( Б.Т.Лихачёв ). Основные требования (критерии) педагогической технологии: Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость

Слайд 3

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Слайд 4

Структура образовательной технологии Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Слайд 5

К числу современных образовательных технологий можно отнести: - здоровьесберегающие технологии; - технологии проектной деятельности; - технология исследовательской деятельности; - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии; - технология портфолио дошкольника и воспитателя; - игровая технология; - технология «ТРИЗ» и др. З доровьесберегающие технологии. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит: - от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, - от программы, по которой работают педагоги, -конкретных условий ДОУ, -профессиональной компетентности педагога, - показателей здоровья детей.

Слайд 6

Классификация здоровьесберегающих технологий: - медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ); - физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.); - обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ); - здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

Слайд 7

- образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); - обучения здоровому образу жизн и (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые ( игротренинги , игротерапия ), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия , психогимнастики и др.) - к числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды , под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Слайд 8

Классификация учебных проектов : - « игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); - « экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; -« повествовательные» , при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; - «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Слайд 9

Типы проектов: по доминирующему методу : - исследовательские , - информационные , - творческие , - игровые,- - приключенческие,- практико-ориентированные. - по характеру содержания: - включают ребенка и его семью, - ребенка и природу, - ребенка и рукотворный мир, - ребенка , общество и его культурные ценности. по характеру участия ребенка в проекте: - заказчик,- - эксперт , - исполнитель , - участник от зарождения идеи до получения результата. по характеру контактов : - осуществляется внутри одной возрастной группы, - в контакте с другой возрастной группой, - внутри ДОУ, - в контакте с семьей, - учреждениями культуры, - общественными организациями (открытый проект). по количеству участников: - индивидуальный , - парный , - групповой , - фронтальный . по продолжительности : - краткосрочный , - средней продолжительности, -долгосрочный .

Слайд 10

Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия.

Слайд 11

Содержание познавательно-исследовательской деятельности: Опыты (экспериментирование) Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений. Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» - символы. Путешествие по «реке времени» Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства. Информационно- коммуникационныетехнологии

Слайд 12

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: - идти в ногу со временем, - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, - наставником в выборе компьютерных программ, - сформировать основы информационной культуры его личности, - повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Требования к компьютерным программам ДОУ: - Исследовательский характер - Легкость для самостоятельных занятий детей - Развитие широкого спектра навыков и представлений - Возрастное соответствие - Занимательность . Классификация программ: - Развитие воображения, мышления, памяти - Говорящие словари иностранных языков - Простейшие графические редакторы - Игры-путешествия - Обучение чтению, математике - Использование мультимедийных презентаций

Слайд 13

Преимущества компьютера: - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; - обладает стимулом познавательной активности детей; - предоставляет возможность индивидуализации обучения; - в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; - позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий: - Недостаточная методическая подготовленность педагога - Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях - Бесплановость , случайность применения ИКТ - Перегруженность занятия демонстрацией.

Слайд 14

ИКТ в работе современного педагога: 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Слайд 15

Личностно - ориентированная технология В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

Слайд 16

Сущность технологического воспитательно -образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются: - постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата; - подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами; - анализ актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей; заключительный анализ результата - развитие дошкольника. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Слайд 17

Технология портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Существует ряд функций портфолио: - диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), - содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), - рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Технология «Портфолио педагога» Современное образование нуждается в новом типе педагога: - творчески думающим, - владеющим современными технологиями образования, - приемами психолого-педагогической диагностики, - способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, - умением прогнозировать свой конечный результат.

Слайд 18

Игровая технология В нее включаются последовательно: - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; - группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др . Технология «ТРИЗ » ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером . Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Разработана схема с применением метода выявления противоречий: Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей. Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации . Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Слайд 19

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...