«Народные традиции»
проект
Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек.
Развитие интереса к национальной культуре, быту, фольклору, декоративно-прикладному искусству особенно важно в наши дни,
когда резко снизилась роль значения таких понятий, как патриотизм, чувство национальной гордости.
Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с ранних лет жизни помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, любви к Родине, ее истории.
Нами был проведен опрос среди детей и родителей группы о культуре и традициях русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_traditsii.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области
Проект
«Народные традиции»
г. Сафоново
2021
Тип проекта: познавательно - творческий
Продолжительность: долгосрочный
Возраст детей: средняя группа
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Актуальность
Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек.
Развитие интереса к национальной культуре, быту, фольклору, декоративно-прикладному искусству особенно важно в наши дни,
когда резко снизилась роль значения таких понятий, как патриотизм, чувство национальной гордости.
Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с ранних лет жизни помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, любви к Родине, ее истории.
Нами был проведен опрос среди детей и родителей группы о культуре и традициях русского народа. На основании опроса были выявлены недостаточные знания по данной теме.
Проблема
Недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.
Цель проекта
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, потенциал русских народных произведений, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества
Задачи проекта
1.Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории.
2.Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
3.Создать условия для активации творческого мышления детей посредством народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
4.Пробуждать интерес детей к русскому народному фольклору
Ожидаемые результаты:
Данный проект поможет раскрыть ребенку мир русской культуры, расширить представление об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре. На основе познания поспособствует речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный, разработка проекта.
- Практический
- Заключительный
1 этап. Разработка проекта
- Выявить проблему
- Определить тему и цель проекта
- Провести опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народной культуре и традициях. Поставить определенные задачи
- Определить сроки и участников проекта
- Составить план совместной деятельности
- Сформироватьь источники информации
2 этап. Практический
Мотивация выбора темы
Создать развивающую среду в группе: сбор демонстрационного материала (библиотека с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры для рисования, предметы старины, вышивки и т.д., раскраски, Д/игры, картотека устного народного творчества)
Центр науки
- Узнать всё о народном творчестве, его традициях и обычаях
- Провести цикл занятий по ознакомлению с русским народным костюмом.
- Подготовить костюмы по мотивам русского народного костюма.
Художественная деятельность
- Участие в выставке детского творчества
- Введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры
- Рисование на темы сказок
- «Народные промыслы и декоративно–прикладное искусство». Выполнение творческих заданий – лепка, аппликация, рисование.
Центр книги/ грамоты
- Оформить папки - консультации по темам: «Русский народный костюм», «Русская народная игрушка».
- Чтение русских народных сказок: «Лисичка - сестричка и Волк», «Никита Кожемяка», «Жадная старуха», «Царевна-лягушка», «Крошечка - Хаврошечка» и другие
- Заучивание пословиц и поговорок о весне, солнце, птицах.
Центр игры
- Разучивание русских народных подвижных игр: «Заря - заряница», «Карусель» и др.
- Театрализованная деятельность (ролевые игры, постановка сказок)
Центр музыки
- Знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой
- Знакомство детей с русскими музыкальными инструментами трещотка, дудочка, свистулька, деревянные ложки, балалайка
- Прослушивание музыкальных произведений о весне, из известных русский народных сказок
Работа с родителями:
Папки – передвижки:
«Как приобщить детей к русской культуре»
«Русский народный промысел»
«Народная игрушка»
Буклет:
«Традиции русского народа»
Рекомендации родителям
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов.
Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
Приобщение детей к семейным традициям.
3 этап Заключительный
- Изготовление лэпбука «Русская народная культура и быт»
- Выставка предметов народного творчества (совместно с родителями)
Результаты реализации проекта
Приобщая детей к народной культуре и традициям постарались, чтобы занятия были разнообразными по темам и увлекательными по содержанию.
Основная работа была направлена на воспитание у детей патриотических чувств к своей родине.
Большую роль в нравственном воспитании играет народное творчество. Для формирования у детей интереса к предметам старины мы, совместно с родителями, создали мини-музей, который вызвал у детей большой интерес. Также изготовили лэпбук «Русская народная культура и быт».
Главный результат реализации проекта заключается в проявлении у детей интереса к русской культуре, к России, к её национальным традициям.
План мероприятий
Дата |
|
11 октября 25 октября | НОД «Народная культура и традиции» Беседа «Русские народные промыслы» |
1 ноября 15 ноября | Беседа «Народная игрушка. Русская матрешка» Рисование «Веселые матрешки» (раскраска) +работа дома с родителями |
13 декабря 27 декабря | Лепка «Дымковская барыня» НОД «Одежда русских людей» |
10 января 24 января 27 января | Рисование «Сарафан» Аппликация «Кокошник» Рисование «Городецкие узоры» |
7 февраля 21 февраля 25 февраля | Аппликация«Нежно - голубое чудо. Гжель» Беседа «Русские народные музыкальные инструменты» Беседа «Праздники на Руси. Масленица» |
6 марта 20 марта | Беседа «Бабушкин сундук. Народное творчество» Просмотр презентации «Русская изба. Предметы быта» |
3 апреля 17 апреля | Беседа «Устное народное творчество на Руси» Драматизация р.н. сказки «Волк и лиса» |
7 мая 15 мая | Просмотр мультфильма «Василиса Прекрасная» НОД «Как на Руси хлеб сажали» |
Список использованной литературы:
- «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н.В., ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.
- «Дошкольная педагогика», №3, 2006.
- «Дошкольное воспитание», №4, 2000
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.
- Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2014 в ДОУ: от теории к практике. Организованная образовательная деятельность
- Статья из интернета http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1469-proekt-nedelya-po-priobshcheniyu-detej-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvu.ht
- Статья из интернета https://www.liveinternet.ru/users/poyasok/post142713032
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями
Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»
Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки их традиции, их обычаи»...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?
Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...