«Народные традиции»
проект

Макаренкова Вера Олеговна

Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек.
Развитие интереса к национальной культуре, быту, фольклору, декоративно-прикладному искусству особенно важно в наши дни,
когда резко  снизилась  роль  значения  таких  понятий,  как  патриотизм,  чувство  национальной  гордости.

Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с ранних лет жизни помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, любви к Родине, ее истории.
Нами был проведен опрос среди детей и родителей группы о культуре и традициях русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_traditsii.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области

Проект

«Народные традиции»

г. Сафоново

2021

Тип проекта: познавательно - творческий

Продолжительность: долгосрочный

Возраст детей: средняя группа

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Актуальность

Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек.
Развитие интереса к национальной культуре, быту, фольклору, декоративно-прикладному искусству особенно важно в наши дни,
когда резко  снизилась  роль  значения  таких  понятий,  как  патриотизм,  чувство  национальной  гордости.

Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с ранних лет жизни помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, любви к Родине, ее истории.
Нами был проведен опрос среди детей и родителей группы о культуре и традициях русского народа. На основании опроса были выявлены  недостаточные знания   по данной теме.  
         

Проблема

Недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.

Цель проекта

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, потенциал русских народных произведений,  художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества

Задачи проекта

        1.Способствовать формированию патриотических чувств у  детей, любви к родине, уважение к традициям и истории.

        2.Познакомить детей с народным декоративно-прикладным            искусством.      

        3.Создать условия для активации творческого мышления детей       посредством народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

       4.Пробуждать интерес детей к русскому народному фольклору

Ожидаемые результаты:

Данный проект поможет раскрыть ребенку мир русской культуры, расширить представление об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре. На основе познания поспособствует речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.  

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный, разработка проекта.
  2. Практический
  3. Заключительный

1 этап.   Разработка проекта

  • Выявить проблему
  • Определить тему и цель проекта
  • Провести опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народной культуре и традициях. Поставить определенные задачи
  • Определить сроки и участников проекта
  • Составить план совместной деятельности
  • Сформироватьь источники информации

2 этап. Практический

Мотивация выбора темы

Создать развивающую среду в группе: сбор  демонстрационного материала (библиотека с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры  для рисования, предметы старины, вышивки и т.д., раскраски, Д/игры, картотека устного народного творчества)

Центр науки

  • Узнать всё о народном творчестве, его традициях и обычаях
  • Провести цикл занятий по ознакомлению с русским народным костюмом.
  • Подготовить костюмы по мотивам русского народного костюма.

Художественная деятельность

  • Участие в выставке детского творчества
  • Введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры
  • Рисование на темы сказок
  •  «Народные промыслы и декоративно–прикладное искусство». Выполнение творческих заданий – лепка, аппликация, рисование.

Центр книги/ грамоты

  • Оформить папки - консультации по темам: «Русский народный костюм», «Русская народная игрушка».
  • Чтение русских народных сказок: «Лисичка - сестричка и Волк», «Никита Кожемяка», «Жадная старуха», «Царевна-лягушка», «Крошечка - Хаврошечка» и другие
  • Заучивание пословиц и поговорок о весне, солнце, птицах.

Центр игры

  • Разучивание русских народных подвижных игр: «Заря - заряница», «Карусель» и др.
  • Театрализованная деятельность (ролевые игры, постановка сказок)

Центр музыки

  • Знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой
  • Знакомство детей с русскими музыкальными инструментами трещотка, дудочка, свистулька, деревянные ложки, балалайка
  • Прослушивание музыкальных произведений о весне, из известных русский народных сказок

Работа с родителями:

       Папки – передвижки:

           «Как приобщить детей к русской культуре»

           «Русский народный промысел»

            «Народная игрушка»

       Буклет:

            «Традиции русского народа»

Рекомендации родителям

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов.

Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».

Приобщение детей к семейным традициям.

3 этап Заключительный

  1. Изготовление лэпбука «Русская народная культура и быт»
  2. Выставка предметов народного творчества (совместно с родителями)

Результаты  реализации проекта

Приобщая  детей к народной культуре  и традициям постарались, чтобы занятия были  разнообразными по темам и увлекательными по содержанию.

Основная работа была направлена на воспитание у детей патриотических чувств к своей родине.

Большую роль в нравственном воспитании играет  народное творчество. Для формирования у детей интереса к предметам старины мы, совместно с родителями,  создали мини-музей, который вызвал у детей большой интерес. Также изготовили лэпбук «Русская народная культура и быт».

Главный результат реализации проекта заключается в  проявлении у детей интереса к русской культуре, к России, к её национальным традициям.

План мероприятий

Дата

 

11 октября

25 октября

НОД «Народная культура и традиции»

Беседа «Русские народные промыслы»

1 ноября

15 ноября

Беседа «Народная игрушка. Русская матрешка»

Рисование «Веселые матрешки» (раскраска) +работа дома с родителями

13 декабря

27 декабря

Лепка «Дымковская барыня»

НОД «Одежда русских людей»  

10 января

24 января

27 января

Рисование «Сарафан»

Аппликация «Кокошник»

Рисование «Городецкие узоры»

7 февраля

21 февраля

25 февраля

Аппликация«Нежно - голубое чудо. Гжель»

Беседа «Русские народные музыкальные инструменты»

Беседа «Праздники на Руси. Масленица»

6 марта

20 марта

Беседа «Бабушкин сундук. Народное творчество»

Просмотр презентации «Русская изба. Предметы быта»

3 апреля

17 апреля

Беседа «Устное народное творчество на Руси»

Драматизация р.н. сказки «Волк и лиса»

7 мая

15 мая

Просмотр мультфильма «Василиса Прекрасная»

НОД «Как на Руси хлеб сажали»

Список использованной литературы:

  1. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н.В., ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.
  2. «Дошкольная педагогика», №3, 2006.
  3. «Дошкольное воспитание», №4, 2000
  4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.
  5. Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2014 в ДОУ: от теории к практике. Организованная образовательная деятельность
  6. Статья из интернета http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1469-proekt-nedelya-po-priobshcheniyu-detej-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvu.ht
  7. Статья из интернета  https://www.liveinternet.ru/users/poyasok/post142713032


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...