Современная организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель игровой деятельности Формирование культурной, творческой, социально-активной личности
Задачи Развитие связной диалогической речи Развитие коммуникативности в социуме Расширение и активизация словарного запаса Закрепление навыков диалога Развитие умения слушать собеседника, общаться в паре, группе, коллективе. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории: младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра , знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными; раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками , общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых; дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности , коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.
Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре. Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства.
Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры): сюжетно-отобразительная ; сюжетно-ролевая игра; режиссёрская постановка; театрализованная импровизация.
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером: - дидактические игры с сюжетным рисунком; - игра-эксперимент, - игра-путешествие с поисковыми элементами; - подвижные разного уровня интенсивности; - дидактические игры с музыкальным сопровождением.
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности: развлекающие игры; интеллектуальные головоломки и состязания; календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные; народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.
Задачи руководства игровой деятельностью детей: Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры. Побуждать использование символических предметов, (заместителей) подменяющих объекты из реальной жизни. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.
Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей Предваряя игру, знакомит детей с доступной деятельностью взрослых, как образцом нравственных отношений (врач – лечит, он вежливый, добрый, много знает о болезнях и т.д.) Подбирает игрушки, игровую среду, атрибуты побуждает детей играть коллективно, отображать в игровых ролях нравственные отношения. Обращаясь к исполнителям ролей, активизирует нравственные мотивы в поведении. Опираясь на правила коллективной игры, учит соблюдать очерёдность при распределении ролей – регулирует организационные отношения детей. Побуждает детей объединяться в такие группы, в которых положительное влияние оказывают ребята с высоким уровнем развития игры и общения
Этапы развития игры 1 этап – появление желания у ребёнка играть, активно действовать Приёмы: Беседы, загадки, Считалки о персонажах, Внесение новой игрушки, Сюрпризные моменты Процесс: Установление взаимоотношений по поводу выбора темы, партнёров, распределения ролей, атрибутов, места игры Руководство игрой: Учитываю пол ребёнка, Учу выражать свои потребности, договариваться, помогать друг другу, Разрешаю конфликты по поводу распределения ролей, атрибутов
Этапы развития игры 2 этап - ребёнок учится играть по правилам, выполнять игровую задачу Приёмы: Экскурсии по д /с, в кабинет м/с, на кухню к повару, Наблюдение за транспортом, трудом взрослых, играми и развлечениями старших детей Посещение театральных и цирковых представлений Совместные наблюдения и беседы детей с родителями при посещении аптеки, магазина, парикмахерской, кафе, Рассматривание иллюстраций, семейных и групповых фотографий Чтение дополнительной художественной литературы
Этапы развития игры 2 этап: Процесс: Формирование социально значимых качеств: честности, целеустремлённости, настойчивости, уважению, терпимости, сочувствия друг к другу, умения радоваться своему успеху и успеху товарища. Формирование познавательной, умственной, нравственной, двигательной активности Руководство игрой: Учу принимать роль на себя, обозначая её словом Учу разворачивать специфический ролевой диалог – общение по ходу игры, Учу согласовывать действия с партнёром по игре, Диагностирую актуальный уровень игровых навыков, Предлагаю возможные варианты развития игры, Использую современную тематику, ввожу современных героев
Этапы развития игры 3 этап – ребёнок знаком с правилами, он играет, охотно вступает во взаимодействие, проявляя активность, самостоятельность, творчество Приёмы: Введение «проблемных ситуаций», Введение новых персонажей, ролей, Соединение 2 – 3 сюжетов в одной игре, Процесс : Формирование социальнозначимых качеств: коллективизм, бережное отношение к окружающим, забота, внимание к партнёрам по игре, взаимопомощь
Этапы развития игры 3 этап: Руководство: Учу выполнять основную и дополнительную роль, Формирую умение изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнёра, Формирую умение менять свою игровую роль в зависимости от развёртывающегося сюжета, Выступая как равноправный партнёр, принимаю тот уровень игры, который играют дети, их правила, Привлекаю застенчивых, «изолированных» детей в игру, Формирую умение развёртывать ролевой диалог с партнёром – сверстником, Способствую развитию самостоятельности, Подсказываю логическое завершение игры, Анализирую и положительно оцениваю игру после завершения.
Показатели успешной сформированности игры у младших дошкольников Развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на персонажей Парное ролевое взаимодействие со сверстником включающее называние своей роли Ролевое обращение, короткий диалог Ролевое поведение сразу ориентируется на партнера (сначала взрослого, затем – сверстника)
Узелки на память Создавайте в группе благоприятные социально-психологические условия для активной и творческой деятельности дошкольников. Совместно с детьми пополняйте атрибуты и оборудование для игровой деятельности. Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде. Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения. Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов. Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.
Узелки на память Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к ним. Помогайте детям овладевать планирующими, поясняющими, обозначающими действиями, направленными на согласование замысла игры. Старайтесь найти индивидуальный подход к детям “разрушителям”, “сочинителям” и детям “наблюдателям”, активизируйте “исполнителей”, обеспечивая комфортность в игре каждому. Изучайте и выявляйте особенности развития игровой деятельности детей, корректируйте и направляйте её в продуктивное русло.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)
Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....
Рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ:1.Введение.Что такое игра. Классификация игр.2. Основная частьСюжетно-ролевые игры младших дошкольников.· Особенности сюжетных игр.·...
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...
Особенности организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Особенностью театрализованной деятельности дошкольников является то, что она не появляется сама по себе. В ее осуществлении огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Театрал...
«Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...
Памятки для родителей по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Памятки для родителей по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....