Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Масленичная неделя"
проект (подготовительная группа)

МБДОУ Детский сад 5 "Звёздочка*

 

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе

" Масленичная неделя"

 

Подготовила:

воспитатель

Ткач С.А.

 

Тверская обл., г.Бологое, 2024 г.

Тип проекта :

информационно - практико - ориентированный

Участники :

дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Сроки и продолжительность :

краткосрочный ( с 7. 03 по 19.03 ).

Актуальность

Сегодня в нашей стране на фоне крайне сложной демографической ситуации, когда сокращается рождаемость, растёт число разводов по сравнению с числом браков, количество пожилых людей увеличивается по отношению к молодому, трудоспособному населению, тема семейных ценностей выходит на первый план. Семейные отношения в современном мире утратили свою прочность и теплоту. В соцсетях и с голубых экранов льётся агрессия, пошлость, разврат. С болью мы наблюдаем проявления безнравственности, бездуховности, когда в человеке утрачиваются такие качества личности как любовь к Родине, к своему дому, бескорыстная любовь к отцу и матери, уважение к семейным традициям, почитание старших, забота о родных и близких.

В таких условиях становится очевидна необходимость восстановления ментальных связей современного человека с историей и культурой своего народа.

Согласно основным положениям национальной доктрины образования в Российской Федерации, система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Особенно важным для нас является воспитание духовно - нравственных основ личности детей дошкольного возраста на основе традиций отечественной культуры.

Цель проекта:

формирование у дошкольников семейных ценностей посредством приобщения их и их родителей к культурным традициям своего народа.

 

Проблема проекта

Современные молодые семьи в большинстве своём перестали соблюдать семейные традиции предков, поэтому роль семьи утратила своё первостепенное значение в жизни человека.

Гипотеза проекта

Масленичные обрядовые действия направлены на сплочение семьи и установление более широких и прочных родственных связей.

Взаимодействие с родителями

- письменный опрос родителей "Что вы знаете о Масленице?";

- ознакомление родителей с целями и задачами проекта;

- предложить родителям чек - лист "Масленичная неделя", включающий подборку рекомендаций по различным видам деятельности по теме проекта дома;

- в течение Масленичной недели ежедневно публиковать в группе краткую статью по каждому тематическому дню ( понедельник - "Встреча", вторник - "Заигрыш" и т.д. );

- предложить родителям "представить" своим детям таких родственников как "тёща" , "невестка", " зять", "золовка", "свекровь";

- участие родителей в онлайн флеш - мобе "Наша Масленица" ( фото с изображением ярких моментов празднования Прощёного воскресенья в семейном кругу ) ;

- публикация презентации проекта для родителей.

 

Задачи

ОО "Социально - коммуникативное развитие" :

- формировать представление о семье, о доме как о важнейшей ценности в жизни каждого человека;

- развивать навыки общения с близкими людьми, умение делиться с ними своими чувствами и переживаниями, умение прощать и просить прощения, выстраивать тёплые, дружеские отношения со всеми членами семьи;

- воспитывать уважение к старшим, заботу о близких, любовь и доверие, доброту и терпение по отношению к ним.

ОО " Познавательное развитие" :

- дать представление о значении и роли семьи в русской культуре, о взаимоотношениях между родственниками в русской традиционной семье;

- дать представление о таких родственных связях как "тёща - зять", "свекровь - невестка", "золовка".

- расширить представление о празднике Масленица, о Масленичных обычаях и обрядах, об истории этого праздника;

- развивать познавательный интерес воспитанников и умение добывать, анализировать и систематизировать информацию ( создание Масленичного календаря ).

ОО " Речевое развитие" :

- познакомить с произведениями устного народного творчества, связанными с Масленицей,

выучить с детьми наизусть обрядовые заклички и пословицы о Масленице;

- развивать диалогическую и монологическую речь, умение чётко формулировать свои мысли и связно излагать своё мнение ( например, при использовании Кубика Блума );

- воспитывать стремление к речевому общению, способность выслушать собеседника до конца, не перебивая, формировать речевую этику.

ОО "Художественно - эстетическое развитие" :

- познакомить с музыкальными произведениями, произведениями живописи и декоративно - прикладного творчества, посвящёнными Масленице;

- выучить песню о Масленице;

- развивать умение в творчестве ( пляска, пение, театрализация, игра на детских музыкальных шумовых инструментах ) выражать весёлое, озорное настроение русского народного праздника );

- учить передавать образ Масленицы в поделке и рисунке;

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

ОО " Физическое развитие"

- закрепить представление о правильном питании;

- познакомить с новыми подвижными играми и эстафетами ;

- воспитывать стремление к активному участию в них.

Пересланные сообщения

Ожидаемые результаты:

 

- у детей и их родителей расширились представления о народных традициях и обычаях празднования Масленицы;

- у детей обогатилось представление о традиционных родственных связях и взаимоотношениях;

- у детей и родителей

сформировано представление о том, что русские Масленичные обряды направлены на сплочение и укрепление семьи;

- сформирован интерес к более глубокому изучению и сохранению культурных традиций своего народа;

- дети свободно и с удовольствием включаются в народные игры, забавы, хороводы, песнопения и пляски во время городского массового гуляния;

- дети проявляют интерес к истории своей семьи, к своим более дальним родственникам;

- дети самостоятельно проявляют заботу, внимательность, благодарность, уважение к своим близким.

 

Стратегия реализации проекта

 

1 этап

Подготовительно - организационный

( с 4.03 по 10. 03. 2024г.)

1) Проведение опроса родителей "Что вы знаете о Масленице?"

2) Беседа с детьми "Масленица - древний праздник наших предков"

Цель : введение детей и родителей в проблему проекта.

3) Подбор и изучение литературы и методического материала.

4) Подготовка иллюстративного, музыкального материала, наглядного оборудования и дидактических пособий ( альбома иллюстраций " Масленица в живописи русских художников и декоративно - прикладном творчестве наших мастеров"; дидактических пособий "Большая семья" и "Угадай, что за праздник?" кукол Масленицы, дедки и бабки для театра.

5) Оформление чек - листа

"Масленичная неделя" с использованием QR- кодов, распечатка и раздача их родителям.

6) Ознакомление участников с целью и задачами проекта ( беседа с детьми "Наш новый проект", оформление карточки с QR - кодом на стенде для родителей в приёмной).

7) Определение сроков реализации проекта, составление плана мероприятий, разработка конспектов НОД, бесед и других мероприятий, в том числе, итогового " Наш Масленичный календарь".

2 этап

Практический

( с 11.03 по 18.03.2024г.)

Решение задач проекта по образовательным областям с использованием различных видов деятельности

ОО " Социально - коммуникативное развитие" :

- коллективный опрос с использованием Кубика Блума;

- беседы " Большая семья - это хорошо или плохо?", "Легко ли просить прощенья?", " Уметь прощать - это признак силы или слабости?";

- сюжетные игры - ситуации " К тёще на блины", "Золовкины посиделки";

- мастер - класс в "Калинкиной кухне" "Вы блиночки мои"; - -коллективное оформление календаря "Масленичная неделя" (вспоминаем, обсуждаем);

- кукольная сценка " Как Петрушка тёщу на Масленицу угощал".

ОО "Познавательное развитие" :

- серия рассказов педагога

" Масленица - древний праздник наших предков",

" Понедельник - "Встреча" ",

" Вторник - "Заигрыш" ",

" Среда - "Лакомка" ",

" Четверг - " Разгуляй" ",

" Пятница - " Тёщины вечорки" ",

" Суббота - " Золовкины посиделки " ",

" Воскресенье - " Проводы Масленицы" ( Прощёное воскресенье )";

- рассматривание иллюстраций ;

- дидактические игры:

" Угадай, какой праздник?",

" Большая семья. Кто кем кому приходится?",

" Большая семья. Кто что делает? "

" Масленичная неделя. Исправь ошибку ";

- наблюдение " Народные приметы на Масленицу".

ОО "Речевое развитие" :

- чтение русских народных сказок "Соломенная Масленица", "О Маслёне", сказки Татьяны Кирюшатовой "Мирошечка - орешек и Масленица";

- чтение стихотворения Т. Лавровой "Русоволоска Масленица добрая";

- пересказ рус.нар. сказки "Снегурочка";

- анализ и разучивание пословиц о Масленице, блинах, о семье и семейных ценностях;

- использование потешек, закличек и поговорок про блины и Масленицу в подвижных играх, плясках, пальчиковых гимнастиках;

- словесные игры "Доскажи словечко", "Загадай загадку", "Небылицы";

- коллективное сочинение сказки про Масленицу и Петрушку.

ОО " Художественно - эстетическое развитие"

- рассматривание репродукций картин

"Ну и Масленица!" Л.И.Соломаткина, "Масленица" Б.М.Кустодиева, "Масленица" П.Н. Грузинского, "Проводы зимы.Россия 18 век" С.Кожина, "Ярмарка в Здемирово" В.Сырова;

- рассматривание иллюстраций с изображением образцов палехской росписи на тему " Русская Масленица";

- прослушивание отрывков из оперы А.Н. Серова "Вражья сила", оперы Н.А. Римского - Корсакого "Снегурочка", балета И. Ф. Стравинского "Петрушка";

- прослушивание и обсуждение пьесы П.И.Чайковского "Февраль. Масленица" из цикла "Времена года";

разучивание песни - заклички " Едет Масленица дорогая..." и частушек (индивидуально);

- игра на шумовых музыкальных инструментах, исполнение русской пляски и хороводы в ходе игр - ситуаций ;

- рисование "Наша Масленица" ( оформление выставки рисунков);

- изготовление поделки "Маслёна";

- вышивание ( в рамках игры - ситуации "Золовкины посиделки")

ОО "Физическое развитие" :

- беседа " Блины с маслом поедай, да всё ж меру знай" ;

- подвижные игры и эстафеты:

" Метание валенка", "Метание метлы", " Сложи поленницу", " Забей "гвоздь"", "Блин на сковороде", "Бег в мешках", "Снежная битва", "Снежный тир", "Перетягивание каната", "Снежки на палочке", "Петушиный бой", "Мети, метла", подвижная хороводная игра "Иван - простота", народные подвижные игры "Горелки", "Ручеёк", "Воробей", "Бездомный заяц".

 

План- график мероприятий

11.03 (понедельник "Встреча")

НОД по конструированию "Изготовление куклы Маслёны из картона и цветной бумаги"

НОД по развитию речи

" Масленица в устном народном творчестве"

12.03 ( вторник "Заигрыш" )

НОД по развитию речи "Сочиняем сказку про Масленицу и Петрушку"

НОД по рисованию "Масленица в творчестве русских художников"

13. 03 ( среда "Лакомка" )

Игра - ситуация "К тёще на блины" (в первой половине дня )

Мастер - класс в "Калинкиной кухне" "Вы блиночки мои" ( вторая половина дня )

14. 03 ( четверг "Разгуляй")

НОД по развитию речи "Пересказ русской народной сказки "Снегурочка""

Физкультурный досуг на прогулке "Разгуляй со Скоморохом"

15. 03 ( пятница " Тёщины вечорки" )

НОД по музыке "Масленица в музыкальных произведениях"

Кукольная сценка "Как Петрушка свою тёщу на Масленицу угощал"

18.03

Обсуждение онлайн - флешмоба "Наша Масленица" ( утром) Тематический вечер "Суббота - "Золовкины посиделки""

19. 03

Интегрированный НОД "Масленичный календарь"

НОД по рисованию "Широкая Масленица"

Оформление выставки детских рисунков ( во второй половине дня )

 

Продукты проекта

- календарь "Масленичная неделя";

- выставка детских рисунков "Широкая Масленица";

- альбом иллюстраций "Масленица в творчестве русских художников";

- дидактические пособия "Большая семья", "Угадай, какой праздник";

- театральные куклы Бабка, Дедка, Масленица.

 

Трудности проекта

 

Тематические дни "Золовкины посиделки" и "Прощёное воскресенье" переносятся на понедельник и вторник следующей недели из - за выходных, что несколько усложняет восприятие.

 

Общий вывод:

Анализируя результаты работы по проекту, можно сделать вывод, что, в основном, цели мы своей достигли. У большинства семей возник живой интерес к нашим национальным традициям; дети , вовлечённые в совместную деятельность со своими родителями, больше узнали об истории своей семьи;

у детей закрепился навык доброжелательных взаимоотношений со своими близкими.

Задачи по образовательным областям в ходе проекта решались успешно.

 

Список используемой литературы и интернет - ресурсов:

1) " Гори, солнце, ярче! Масленица - блиноеда"// Дошкольное воспитание,

номера с шестого по девятый 2000 года и номер первый 2001 года

2) С.А. Мирошниченко "Наши любимые праздники"

Москва: Дрофа - Плюс, 2005г.

3) М.Соловьёв "Русская культура с древнейших времён до наших дней"

Москва: Белый город, 2004г

4) И.Шангина "Русские традиционные праздники"

Санкт - Петербург: Азбука - классика, 2008г.

 

Приложение 1

Пословицы и поговорки про блины и Масленицу

 

Без блинов - не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.

Блины - солнцу родственники.

Где блины, тут и мы, где с маслом каша, тут и место наше.

Замоталась сватьи от блинов да оладий.

Не подбивай клин под овсяный блин; поджарится - сам отвалится.

Тот же блин, да на другом блюде.

Масленица без блинов, что именины без пирогов.

Масленица идёт, блины да мёд несёт.

Масленица семь дней гуляет.

Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.

На Масленой повеселись, да блинком угостить.

Не житьё - бытьё, а Масленица.

Хоть с себя всё заложи, а Масленицу проводи.

Широко живёшь, маслено ешь.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не всё коту Масленица, а будет и Великий пост.

Масленица - объедуха, деньги приберуха.

Была Масленица у двора, да в дом не зашла.

Отдадим почтение на Сырной в воскресенье.

Думали - Масленица семь дней, а она только семь денёчков.

Масленица не на век даётся.

Без кота мышам Масленица.

 

Приложение 2

Приметы и поверья.

 

Погодные приметы.

 

Если Масленичные выходные выдались пасмурным, год будет щедрым на грибы.

Похолодание к концу Масленичной недели сулит жаркое лето.

На крышах висят длинные, частые сосульки - урожай выдастся щедрым.

Резко ударили морозы в Масленичную неделю - лето будет без засухи.

 

Масленичные поверья.

 

Согласно народным приметам, на Масленицу нельзя резать блины ножом.Так можно привлечь ссоры и горести.

Кто на Масленицу на угощения роскупится - за год разорится.

Если человек на Масленицу сможет всех простить, то в свою жизнь сможет новое впустить.

Как Масленицу проведёшь, таким и год будет.

Если не пожалеть и выкинуть старые вещи в праздничную неделю, то в этом году будет много обновок.

Если не сжечь всё ненужное и поломанное на Масленицу, то старые проблемы перейдут в новый год.

Первый блин есть нельзя. Он предназначен усопшим родственникам. Его следует скормить птицам.

 

Блинные приметы.

 

Первый блин получился тонким и ажурным - летние полевые работы дадуться легко.

Первый блин оказался толстым, значит летом придётся много трудиться.

Первый блин получился идеально ровным - любовь будет крепкой, а семья - дружной.

Если первый блин вышел румяным, то семья будет здорова весь год, а если бледным, то стоит ждать болезней.

Чем больше приготовлено блинов, тем больше в семье будет радостных дней.

 

Приложение 3

Частушки про тёщу и зятя ( для игр - ситуаций "К тёще на блины" и "Тёщины вечорки" )

 

- По закону старины

Встречай зятя на блины.

Чтоб на кухне всё скворчало,

Да гора блинов лежала.

 

- С моей тёщей я дружу,

К ней на блинчики хожу.

Приходите в гости к нам,

Рада будет тёща вам!

 

- У меня хороший повод

Петь частушки и плясать.

Поздравляю тебя, тёща,

У тебя отличный зять.

 

- У меня отличный зять -

Во всём угождает.

Мыть, готовить, шить, стирать

Скажешь - выполняет.

 

- Был у тёщи в гостях,

Тёща угощала.

Сорок два блина я съел -

Тёща осерчала.

 

- Раздайся, народ,

Моя тёща идёт!

Она хочет поплясать,

Всем манеры показать!

 

- Берегитесь, едет тёща!

Пироги толкайте в печь!

Да перину постелите,

Куда родненький прилечь.

 

- Сыплет дроби гармонист,

Как горох на грядке.

Тёща кружится юлой

Я вокруг вприсядку!

 

- Ох, тёща моя,

Детям нашим бабушка!

Как же любим мы тебя

И твои оладушки!

 

Пословица

Зять любит взять, а тесть любит честь.

 

Приложение 4

Пословицы и поговорки о семье и семейных ценностях

 

В родной семье и каша гуще.

Добрая семья прибавит разума - ума.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие

Дерево держится корнями, а человек - семьёй.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Баба - бабушка, золотая сударушка! Бога молчишь, хлебцем кормишь, дом бережёшь, добро стережёшь.

Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.

Хоть и любят дедушка с бабушкой своих детей, а всё ж внуки милей.

За большим столом еда вкуснее.

Доброе братство - лучшее богатство.

Родительское слово мимо не молвится.

Отца с матерью почитать - горя не знать.

Семьёй дорожить - счастливым быть

Согласную семью и горе не берёт.

Старший брат, как второй отец.

Сын да дочь - ясно солнце, светел месяц

Что есть - вместе, чего нет - пополам.

Кто родителей почитает, тому Бог помогает.

Хорошему сыну отцов приказ не ломит спину.

 

Приложение 5

Песенки, заклички, стишки, загадки про Масленицу

 

Русская народная песня

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на коньках вороных.

Живёт Масленица семь деньков.

Оставайся на семь годков.

 

Масленица - девица, Снежной зимы сестрица

К нам на двор примчится

Блинами угоститься.

Станут мастерицы

У печи крутиться,

Будут думать да гадать,

Как девицу ублажать.

Ароматными блинами,

Удалыми пирогами.

Станем солнышко будить,

Будем весело кутить.

 

Угощение

Как на Масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи

Всё румяны, горячи!

Масленица, угощай,

Всем блиночков подавай!

С пылу, с жару - разбирайте!

Похвалить не забывайте.

 

Заклички

Идёт матушка - весна-

Отворяйте ворота!

Первым март пришёл,

Всех детей провёл.

А за ним - апрель отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май, сколько хочешь, гуляй!

 

А мы Масленицу провожали,

Часто, важно по ней вздыхали:

"Ох, ты , Масленица воротися!

Ты до красного лета протянися!

А мы Масленицу провожали.

 

Загадка

Провожаем зиму мы

И печём, едим блины.

Весну дружно мы встречаем.

Что за праздник отмечаем?

***

Бабушка блины пекла

Круглые, румяные.

Масленица к нам пришла

Гостьею желанною.

***

Солнце круглое, как блин,

Улыбаясь, светит.

Рады тёплой встречи с ним

Взрослые и дети.

***

Я на Масленицу маме

И руками, и ногами

Помогала печь блины

Небывалой ширины.

***

Русоволоска Масленица добрая

Гуляет всю неделю от души

Печёт блины, оладьи, пышки сдобные,

Румяные, как солнце.Хороши!

Весёлым хороводом праздник славится.

Поёт, хохочет весь честной народ

Весну встречает Маслена - красавица!

Прощай, зима, до встречи через год!

( Т. Лаврова )

 

Русская народная песня

Вы блиночки мои!

 

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

-//-//-

Моя старшая сестрица,

Печь блины то мастерица.

-//-//-

Напекла она поесть

Сотен пять, а может, шесть.

-//-//-

На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

-//-//-

" Гости, будьте все здоровы!

Вот, блины мои готовы!"

-//-//-

-//-//-

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Край родной – милей всего!»

Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Этот город самый лучший, город на земле…»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Этот город самый лучший, город на земле…»...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Моя малая Родина»

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы: «Мы живем в России».

Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Для чего человеку патр...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе На тему: «Матрешка – Русская душа»

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для подготовительной к школе группы «Наша Родина-Россия».

Цель: формирование у детей патриотических чувств к своей родной стране....