«Многофункциональные развивающие игры по здоровьесбережению детей дошкольного возраста»
статья
В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игре. Игра является ведущим приёмом обучения как в дошкольном возрасте так и в начальной школе.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого игра может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра сплачивает детей, замкнутых и застенчивых включает в активную деятельность. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребёнка: его умение общаться с другими людьми, успешность учёбы, характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. И, что очень важно, игры сближают взрослых с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, следование которым обеспечивает познание действительности и личностный рост участников. Игра с её возможностями моделирования жизни предоставляет неограниченные перспективы полноценного следования принципу воспитания.
Здоровьесберегающая игра – вид деятельности, мотивом которой является получение положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и отношений с окружающими, а также сохранение и укрепление здоровья.
По области деятельности здоровьесберегающая игра может быть дидактической, подвижной и сюжетно-ролевой.
Основными функциями здоровьесберегающей игры являются: мотивационно-побудительная, психотерапевтическая, релаксационная, психотехническая и развлекательная.
- мотивационно-побудительная (мотивация и стимулирование учебной и познавательной деятельности учащихся);
- психотерапевтическая (преодоление различных трудностей, появляющихся в других видах жизнедеятельности);
- релаксационная (снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения);
- психотехническая (формирование навыков подготовки физиологического состояния ребёнка для более эффективной деятельности и усвоения большого объёма информации);
- развлекательная (формирование положительного отношения к обучению).
Можно сделать вывод, функции здоровьесберегающей игры могут быть объединены в две группы: оздоровительные и содействующие охранению здоровья; реализация каждой функции производится через использование различных игровых форм.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации деятельности этой категории учащихся относится дидактическая игра.
«Учимся, играя!» - это идея увлекает многих педагогов. Практически решить эту проблему сумел известный педагог Ш. А. Амонашвили, он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания. Для этого обучения через игру и созданы дидактические игры.
Термин «дидактические» от греческого - «поучение». Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности учащихся, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения, т. к. главной особенностью дидактических игр состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Высоко оценивая значение игры, В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…».
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение; требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам. Художественно оформленные игрушки, рисунки, раздаточный материал к играм выполняют задачу художественного воспитания.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста, т.к. в них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся, ослабляет интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Дидактические игры очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования представлений у детей.
Дидактические игры:
игры с предметами настольно- печатные словесные
Игры с предметами – дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи:
- расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции
(сравнение, различение, классификация );
- совершенствовать речь (описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи);
- воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно - печатные игры (разнообразны по содержанию, воспитательными задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающей действительности, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, например, «Шашки», «Шахматы», «Лото», «Домино» и др. - эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. В настоящее время популярны пазлы (от англ. pazl – игра на выдержку), где картинки разного содержания разделены на множество частей.
Среди словесных игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении, они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала.
В содержании народных дидактических играх отразились особенности национального характера, истории, быта, труда того или иного народа. Отличительные особенности русских народных игр - выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер. Они приучают детей преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно - образовательных задач. Так, например, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудка; развивает память, гибкость мышления.
Игры – энергетики.
Жизненная энергия людей подвержена колебаниям. Колебаниям подвержена и жизненная энергия всего класса. Эти игры, кроме обычного игрового эффекта (прилив энергии, восстановление внимания, создание хорошего настроения), которые они дают, игры направлены на тренировку навыков кооперации.
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтоб мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка – верёвочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, в том числе и игры.
Используя в работе все вышеуказанные виды игр, можно организовать пребывание детей в группе( как в учебное время, так вне урочное время) более интересным, радостным, счастливым и разнообразным. А использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволило обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Критерием ЗОТ (здоровьесберегающие образовательные технологии) является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.
Можно считать, что дети могут с помощью педагога организовать и провести многие игры самостоятельно. С помощью игр на формирование коллектива – удаётся влить в группу замкнутых и застенчивых детей; с помощью игр на снижение агрессии – контролировать выход отрицательных эмоций у гиперактивных детей; с помощью развивающих игр выявить знания и интеллектуальные силы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Многофункциональные развивающие игры по здоровьесбережению детей дошкольного возраста»
В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игре. Игра является ведущим приёмом обучения как в дошкольном возрасте так и в начальной школе.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого игра может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра сплачивает детей, замкнутых и застенчивых включает в активную деятельность. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребёнка: его умение общаться с другими людьми, успешность учёбы, характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. И, что очень важно, игры сближают взрослых с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, следование которым обеспечивает познание действительности и личностный рост участников. Игра с её возможностями моделирования жизни предоставляет неограниченные перспективы полноценного следования принципу воспитания.
Здоровьесберегающая игра – вид деятельности, мотивом которой является получение положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и отношений с окружающими, а также сохранение и укрепление здоровья.
По области деятельности здоровьесберегающая игра может быть дидактической, подвижной и сюжетно-ролевой.
Основными функциями здоровьесберегающей игры являются: мотивационно-побудительная, психотерапевтическая, релаксационная, психотехническая и развлекательная.
- мотивационно-побудительная (мотивация и стимулирование учебной и познавательной деятельности учащихся);
- психотерапевтическая (преодоление различных трудностей, появляющихся в других видах жизнедеятельности);
- релаксационная (снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения);
- психотехническая (формирование навыков подготовки физиологического состояния ребёнка для более эффективной деятельности и усвоения большого объёма информации);
- развлекательная (формирование положительного отношения к обучению).
Можно сделать вывод, функции здоровьесберегающей игры могут быть объединены в две группы: оздоровительные и содействующие охранению здоровья; реализация каждой функции производится через использование различных игровых форм.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации деятельности этой категории учащихся относится дидактическая игра.
«Учимся, играя!» - это идея увлекает многих педагогов. Практически решить эту проблему сумел известный педагог Ш. А. Амонашвили, он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания. Для этого обучения через игру и созданы дидактические игры.
Термин «дидактические» от греческого - «поучение». Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности учащихся, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения, т. к. главной особенностью дидактических игр состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Высоко оценивая значение игры, В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…».
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение; требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам. Художественно оформленные игрушки, рисунки, раздаточный материал к играм выполняют задачу художественного воспитания.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста, т.к. в них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся, ослабляет интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Дидактические игры очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования представлений у детей.
Дидактические игры:
игры с предметами настольно- печатные словесные
Игры с предметами – дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи:
- расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции
(сравнение, различение, классификация );
- совершенствовать речь (описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи);
- воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно - печатные игры (разнообразны по содержанию, воспитательными задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающей действительности, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, например, «Шашки», «Шахматы», «Лото», «Домино» и др. - эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. В настоящее время популярны пазлы (от англ. pazl – игра на выдержку), где картинки разного содержания разделены на множество частей.
Среди словесных игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении, они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала.
В содержании народных дидактических играх отразились особенности национального характера, истории, быта, труда того или иного народа. Отличительные особенности русских народных игр - выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер. Они приучают детей преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно - образовательных задач. Так, например, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудка; развивает память, гибкость мышления.
Игры – энергетики.
Жизненная энергия людей подвержена колебаниям. Колебаниям подвержена и жизненная энергия всего класса. Эти игры, кроме обычного игрового эффекта (прилив энергии, восстановление внимания, создание хорошего настроения), которые они дают, игры направлены на тренировку навыков кооперации.
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтоб мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка – верёвочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, в том числе и игры.
Используя в работе все вышеуказанные виды игр, можно организовать пребывание детей в группе( как в учебное время, так вне урочное время) более интересным, радостным, счастливым и разнообразным. А использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволило обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Критерием ЗОТ (здоровьесберегающие образовательные технологии) является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.
Можно считать, что дети могут с помощью педагога организовать и провести многие игры самостоятельно. С помощью игр на формирование коллектива – удаётся влить в группу замкнутых и застенчивых детей; с помощью игр на снижение агрессии – контролировать выход отрицательных эмоций у гиперактивных детей; с помощью развивающих игр выявить знания и интеллектуальные силы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лот аукциона. Развивающие игры "Бродилки" для детей дошкольного возраста
На сегодняшний день очень важно научить ребенка анализировать и принимать решения.Детские настольные игры бродилки приносят огромную пользу для развития детей: развиваются внимание, память, ребенок уч...
Развивающие игры для ознакомления детей дошкольного возраста с шахматами
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Чтобы привлечь интерес малышей к этой игре, зна...
Напольная развивающая игра «Ферма» для детей дошкольного возраста.
Игра может быть рекомендована для занятий как в группе детского сада, так и дома. В игре могут принять участие от одного до пяти детей....
Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста на формирование у детей наглядных представлений о временах года, о характеристиках и сезонных особенностях природы.
Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста на формирование у детей наглядных представлений о временах года,о характеристиках и сезонных особенностях природы....
Развивающие игры в развитии детей дошкольного возраста
Конспект родительского собрания на тему "Развивающие игры в развитии детей дошкольного возраста"...
Развивающая игра-головоломка для детей дошкольного возраста "Ребусы"
Ребус в переводе с латыни означает «вещи». Это увлекательная головоломка, в которой слово, словосочетание или предложение зашифровывается с помощью картинок и специальных символов. Зародил...
"РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья, представленная на педагогических чтениях в 2023 году. В ней описан опыт работы по теме. За интересованность данной темой возникла ещё в 2014 году. Исползовались наработки разных авторов, добав...