Культурные практики В ДОУ
консультация
Описаны культурные практики, которые реализуются в дестком саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_praktiki_v_dou.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурные практики в ДОУ
В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей. На этапе реализации ФГОС ДО и ФОП ДО в систему дошкольного образования актуальной проблемой для педагогов становится поиск эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с требованиями Стандарта.
Во второй половине дня в детском саду организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит подгрупповой или групповой способ объединения детей.
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
Наименование культурной практики по ФОП ДО | Как реализуется культурная практика в ДОУ (часть, формируемая участниками образовательных отношений) |
Игровая культурная практика | Сюжетно – ролевая игра в каждой возрастной группе. Сюжеты игр условно разделены на: 1. Бытовые (игры в семью, детский сад); 2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, салон и т. д.); 3. Общественные (игры в библиотеку, школу и т. д.). |
Продуктивная культурная практика | Творческая мастерская: - 2 младшая группа «Пластилиновая мозаика»; - средняя группа – «Волшебные комочки»; - старшая группа «Оригами»; - подготовительная группа «Проектирование – конструирование»; - «Ритмохлоп» |
Познавательно – исследовательская культурная практика | 1) Конференция детских проектно – исследовательских работ «Мои первые исследования» (старшие и подготовительные группы); 2) Проектная деятельность в каждой возрастной группе; 3) Познавательная минутка «Азы финансовой грамотности»; 4) Мастерская «Юный исследователь» |
Коммуникативная культурная практика | «Минутка безопасности» каждую неделю в каждой возрастной группе |
Чтение художественной литературы | Познавательная минутка каждую неделю 2 младшая и средняя группы - «Энциклопедия для малышей в сказках» |
Культурные практики предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:
- в игровой практике ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);
- в продуктивной ‒ созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
- в познавательно-исследовательской практике ‒ как субъект исследования (познавательная инициатива);
- коммуникативной практике ‒ как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);
- чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).
Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и др.
В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:
1. Первое направление: культурные практики на основе инициатив самих детей. Это – самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Такие практики специально не описываются в образовательной программе ДОУ, а также заранее не планируются (не включаются в план работы педагога). Они проходят в условиях самостоятельной (свободной) деятельности детей.
Опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен: коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок - самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр- путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр.
Задача воспитателя в рамках самостоятельных культурных практик детей – внимательное изучение содержания повседневных занятий детей и ненасильственная (недирективная) поддержка деятельности воспитанников: например, активизация механизма обмена идеями между детьми, помощь в разрешении возникших конфликтов, моральное стимулирование. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего мира, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.
2. Второе направление: культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые воспитывающими взрослыми. Это культурно-образовательные практики. Они проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"
В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...
Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...
Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности
Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской самостоятельности и инициативе...
Достижение целевого ориентира через культурные практики
Целевой ориентир:Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...
Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»
quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...
Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.
В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...
Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»
В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...