Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
занимательные факты (подготовительная группа)
Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Созданию мотивирующей, развивающей, предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия.
Юлия Илюхина, доцент кафедры дошкольного образования ИРО Краснодарского края, разработала курс для педагогов «Секреты «Говорящей» среды», новый взгляд на РППС детского сада.
Суть технологии «Говорящая среда» – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности.
«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок - сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.
Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость.
Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье.
Воспитатель - не якорь, который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а маяк, который устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и т. д.
Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в условиях «Говорящей» среды не используется…
Ребёнок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.
«Говорящая» среда дает детям возможность почувствовать себя в «своем» пространстве, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой вклад в общее дело.
«Говорящая» среда позволяет дошкольникам максимально погрузиться в тему недели или проекта, а также видеть результаты своей деятельности, использовать их в дальнейшей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, что значительно повышает интерес всех ребят к участию в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Мы успешно используем в своей работе технологию «Предложения дня». Это средство вовлечения детей в разные виды деятельности
Личность развивается в деятельности.
Можно уверенно сказать, что технология «Говорящей» среды – современная и актуальная форма работы.
Тематические стенды «Здравствуйте, я пришел!», «Я сегодня тут!» помогают детям настроиться на предстоящий день.
«Говорящий» столб - это палочка-выручалочка там, где по разным причинам нельзя задействовать стены в группе. А вот разместить на столбе, можно что угодно: загадку дня, рисунки, мысли, идеи. И много еще чего.
На своих занятиях и утреннем круге, мы используем модель трех вопросов:
"Что мы знаем?", "Что хотим узнать?" и "Где мы сможем узнать?".
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка!
Подобное, многим взрослым, может показаться неожиданным, но это делает жизнь детей понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. И дети, порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые.
Интерактивный стенд в центре познавательного развития предполагает:
- развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей;
- формирование познавательных действий;
- становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
«Игра - бродилка»- это один из старейших классов настольных игр, в которой каждому игроку надо провести свою фишку по заготовленному маршруту. А расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском кубика. Дети принимают самое активное участие в их создании.
Размер покупных игр- бродилок обычно небольшой, что позволяет играть 2-4 детям.
По инициативе детей мы стали создавать собственные игры - бродилки размера А-1, что дало возможность играть большему количеству детей одновременно.
Информационный стенд «Наши именинники», помогает не только не пропустить день рождение ребенка, но и воспитывает у детей положительные взаимоотношении друг с другом.
Дети в процессе подбора содержания для стенда получили бесценный опыт.
Каждый центр у нас наполнен:
*картами-схемами для организации индивидуальной исследовательской деятельности;
*картами – последовательностями;
*карточками – подсказками для организации индивидуальной творческой деятельности;
*дидактическими играми;
*карточками-напоминаниями для проверки своих знаний, которые созданы как руками взрослого, так и руками детей.
Мы предоставляем ребенку возможность выбора в подготовке наглядных пособий, право выбора содержания образовательной деятельности.
Размещение в уголке уюта большого количества подушек и мягких игрушек, способствует формированию более душевной, домашней обстановки в группе, с возможностью релаксации.
Переход образовательного пространства на наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды позволяет открыть новые возможности в работе с дошкольниками.
Таким образом, правильно организованная «Говорящая» среда дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными владельцами, побуждает их проявлять активность, инициативность, осознавать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Возможности закаливания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения"
закаливание детей дошкольного возраста...
Использование элементов фитбол-гимнастики для речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Среди детей, посещающих ДОУ, растет число с нарушениями речи. О том, какие комплексные мероприятия оздоровительного и коррекционного характера мы применяем, используя нетрадиционные средст...
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
Педагогические условия ознакомления детей с переработкой бытовых отходов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
среди важных условий, необходимых для ознакомления детей с утилизацией отходов можно выделить следующие, самые важные: Компетентность педагога; Среда, окружающая ребенка; Работа с семьёй. ...
Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"
Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...
Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Совершенствование умений педагогов коммуницировать в цифровой среде в условиях дошкольного образовательного учреждения
В статье представлены организационно-педагогические условия организации коммуникации педагогов ДОУ в цифровой среде...