Сюжетно-ролевые игры в воспитании детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevye_igry_v_vospitanii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры
в воспитании детей дошкольного возраста
“Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский
Не секрет, что развитием ребенка нужно заниматься. Причем не только физическим и интеллектуальным, но и социальным.
Для этого многие родители предпочитают определить его в дошкольное образовательное учреждение. Где ребенок сможет общаться с другими детьми, развивать свое воображение в групповых сюжетно-ролевых (далее с/р) играх.
С/р игра, применяемая в ДОУ, используется как метод воспитания и развития. В этих играх ребенок получает возможность расширять и применять свой опыт, знания, умения, выбирать тему, развертывать сюжет, приглашать партнеров.
С/р игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр изменяются в зависимости от конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.
Существует несколько классификаций игр по сюжетам (подробно, они описаны в работах Д. Б. Эльконина):
- бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.),
- производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей),
- общественно-патриотические (игры в детский сад, школу, войну, и т. д.).
Через сюжет игры, ее содержание, игровые роли дети как бы становятся в положение взрослых, проникают в содержание их деятельности. Взяв на себя роль мамы, врача, шофера, ребенок ассоциирует себя с этими людьми, подражает им и таким путем усваивает не только внешние действия, но и их мотивы.
С/р игры могут носить чисто импровизированный̆ характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой̆ осуществляет воспитатель, который̆ раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом.
С/р игра в детском саду имеет целью развития, социальных, творческих и коммуникативных способностей̆ ребенка, кроме того, они (игры) должны научить ребёнка принимать решения, делать и обосновывать свой выбор. Когда дети в с/р игре только исполняют указания руководителя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют ни какой̆ пользы для него.
Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший̆ вариант для развития дошкольников, необходимо давать возможность детям играть самостоятельно.
Роль воспитателя в проведение с/р игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей̆ к выбору игр, которые были бы интересны всем, но, ни в коем случае не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Воспитатель может контролировать, чтобы дети играли по правилам – проявления насилия и жестокости в детской̆ с/ролевой̆ игре недопустимы.
Однако самостоятельность детей в игре относительна и, на разных возрастных этапах, проявляется в различной степени.
Так, ребенка младшего дошкольного возраста воспитателю нужно научить играть. В процессе игры, ребёнок, с помощью воспитателя, должен овладеть некоторыми способами игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам игры.
Поэтому, организуя с/р игры с детьми дошкольного возраста, воспитатель , ставит перед собой следующие задачи:
- содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих;
- развивать способность к замыслу, умение развивать в игре несколько последовательных эпизодов;
- учить детей ставить цель в игре, выбирать роли, придумывать несложный сюжет, воспитывать настойчивость в осуществлении задуманного, умение пользоваться в игре разными средствами;
- действовать и говорить в соответствии с ролью;
- сооружать для задуманной игры постройки, самостоятельно подбирать игрушки и предметы заменители.
В совместных играх с детьми я вначале беру на себя главную роль, а затем перехожу к второстепенным (сначала как врач, принимающий пациентов, а потом участвую в игре как заболевший).
Больница, магазин, семья, повар, праздник, спасатели – список игр для детей̆ огромен.
Но, чтобы воспитать у детей умение самостоятельно строить сюжет и разыгрывать его, я использовала знания детей полученные в процессе наблюдений и ознакомления с литературными героями.
Например, для игры детей в «Дочки-матери» использовала уже известные малышам сюжеты, советуя и подсказывая, объединяла 2-3 знакомых сюжета в один: приготовления
еды, накрывание на стол, кормление куклы; одевание и прогулка с нею; купание куклы; раздевание, укладывания ее спать, пробуждение, одевание и расчёсывание.
Организованное наблюдение окружающей жизни, труда взрослых, деятельности старших детей и т.д., играет большую роль в развитии детских игр. Наблюдение нужно строить так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющий ту или иную деятельность.
Например, наблюдая вместе с детьми за трудом водителя, обращала внимание на то, что шофер работает на машине, перевозит грузы или людей. Он открывает дверцу кабины, садится за руль, заводит машину; если она сломается, чинит её; садит пассажиров, нагружает или сгружает продукты. Такое педагогически направленное наблюдение помогает мне, как воспитателю, перевести детей от игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью.
Игра должна доставлять детям радость. Близкая, понятная малышу роль оказывает влияние на его поведение и отношение к окружающему миру, к сверстникам, содействует проявлению заботы о других, воспитанию дружбы и товарищества.
Но в любой игре воспитатель должен уметь стать ребёнком, т.к. важен эмоционально-деловой контакт, который влияет на развитие игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по реализации задач экологического воспитания дошкольного возраста»
Презентация к занятию по экологическому воспитанию...
«Система работы по реализации задач экологического воспитания дошкольного возраста»
презентация по экологическому воспитанию...
конспект интегрированой непосредствннной образовательной деятельности по экологическому воспитанию ( старший возраст) тема: "Дети леса"
Закрепить знания детей особенностей внешности облика даров леса...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
- Мне нравится (1)