Сюжетно-ролевые игры в воспитании детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Анна Витальевна Леонтьева

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые  игры

в воспитании детей    дошкольного возраста

“Без игры  нет  и  не может  быть  полноценного

умственного  развития.  Игра – это  огромное

светлое  окно, через  которое в  духовный  мир ребенка  

вливается  живительный  поток  представлений,

понятий.  Игра – это  искра, зажигающая  огонек

пытливости  и  любознательности.”

В.А. Сухомлинский

     Не секрет, что развитием ребенка нужно заниматься. Причем не только физическим и интеллектуальным, но и социальным.

   Для этого многие родители предпочитают определить его в дошкольное образовательное учреждение. Где   ребенок сможет общаться с другими детьми, развивать свое воображение в групповых сюжетно-ролевых (далее  с/р)  играх.

     С/р  игра, применяемая в ДОУ, используется как метод воспитания и развития. В  этих играх  ребенок   получает   возможность расширять и  применять свой опыт, знания, умения,  выбирать тему, развертывать сюжет,  приглашать партнеров.

      С/р  игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

     Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр изменяются в зависимости от  конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.

     Существует несколько классификаций игр по сюжетам (подробно, они описаны в работах Д. Б. Эльконина):

  • бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.),
  • производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей),
  • общественно-патриотические (игры в детский сад, школу, войну, и т. д.).

    Через сюжет игры, ее содержание, игровые роли дети как бы становятся в положение  взрослых, проникают в содержание их деятельности. Взяв  на себя  роль мамы, врача, шофера, ребенок  ассоциирует себя с этими людьми, подражает им и таким путем усваивает не только внешние действия, но и их мотивы.

     С/р  игры  могут носить чисто импровизированный̆ характер или иметь заранее продуманный  сценарий. Во втором случае руководство игрой̆ осуществляет воспитатель, который̆  раздаст роли, объяснит правила, покажет способы  взаимодействия   игроков  друг с  другом.  

     С/р  игра  в  детском саду  имеет целью развития, социальных,  творческих  и коммуникативных способностей̆ ребенка, кроме того, они (игры) должны    научить ребёнка принимать решения, делать  и обосновывать свой выбор. Когда дети в с/р   игре только  исполняют указания руководителя, игра  превращается  в  тренировку, которая  не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют ни какой̆  пользы  для  него.

      Однако психологи утверждают, что это – далеко не  лучший̆  вариант  для  развития  дошкольников, необходимо давать возможность детям  играть самостоятельно.

     Роль воспитателя в проведение с/р  игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей̆ к выбору игр, которые были бы интересны всем, но, ни в коем случае не навязывать  им  каких бы, то, ни было сценариев  и жестких рамок  поведения. Воспитатель  может  контролировать, чтобы дети играли по правилам – проявления насилия и жестокости в  детской̆   с/ролевой̆  игре  недопустимы.

     Однако самостоятельность детей в игре относительна и, на разных возрастных этапах,  проявляется  в различной степени.

      Так, ребенка младшего дошкольного возраста воспитателю  нужно научить  играть. В  процессе  игры,  ребёнок, с помощью воспитателя, должен овладеть некоторыми способами игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам игры.

      Поэтому, организуя с/р игры  с  детьми дошкольного возраста, воспитатель , ставит перед  собой  следующие   задачи:

  • содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих;
  • развивать способность к замыслу, умение развивать в игре несколько последовательных эпизодов;
  • учить детей ставить цель в игре, выбирать роли, придумывать несложный сюжет, воспитывать настойчивость  в осуществлении задуманного, умение пользоваться в игре разными средствами;
  • действовать и говорить в соответствии с ролью;
  • сооружать для задуманной  игры  постройки, самостоятельно подбирать игрушки  и  предметы  заменители.

     В совместных  играх  с  детьми  я  вначале  беру   на  себя  главную  роль, а  затем  перехожу  к  второстепенным (сначала  как врач,   принимающий  пациентов, а  потом  участвую   в  игре  как  заболевший).

    Больница, магазин,  семья, повар, праздник,  спасатели – список  игр  для  детей̆  огромен.

    Но, чтобы воспитать у детей умение самостоятельно  строить сюжет и разыгрывать его, я использовала знания детей полученные в процессе наблюдений и ознакомления с литературными героями.

     Например,  для  игры детей в «Дочки-матери» использовала уже известные малышам сюжеты, советуя и подсказывая,  объединяла 2-3 знакомых сюжета в один: приготовления

еды, накрывание на  стол, кормление куклы; одевание и прогулка с нею; купание куклы; раздевание, укладывания ее спать, пробуждение,  одевание и  расчёсывание.

     Организованное наблюдение окружающей жизни, труда взрослых, деятельности  старших детей  и т.д.,  играет  большую  роль в развитии детских игр. Наблюдение нужно строить так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющий ту или иную деятельность.

     Например, наблюдая вместе с детьми за трудом водителя, обращала внимание на то, что шофер работает на машине, перевозит грузы или людей. Он открывает дверцу кабины, садится за руль, заводит машину; если она сломается, чинит её; садит  пассажиров, нагружает или сгружает продукты. Такое педагогически направленное наблюдение помогает мне, как воспитателю, перевести детей от игровых действий, связанных с предметом, к  игровым  действиям, связанным  с ролью.

     Игра  должна  доставлять  детям  радость. Близкая, понятная  малышу роль оказывает  влияние на его поведение  и  отношение к  окружающему миру, к  сверстникам, содействует проявлению заботы о других, воспитанию дружбы и товарищества.

   Но в любой  игре  воспитатель должен  уметь  стать   ребёнком, т.к. важен эмоционально-деловой  контакт, который  влияет  на  развитие  игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....