Познавательное занятие "900 дней мужества" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Расширять представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ. Формировать чуство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательное занятие "900 дней мужества" | 196.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«900 Дней Мужества»
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом города;
-формировать чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- формировать чувство патриотизма;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «900 дней мужества», красные напольные гвоздики, портреты композиторов С. Рахманинова и Д. Шостаковича, книга памяти « макет вечного огня.
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы по теме;
-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
-слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
-показ иллюстраций о Ленинграде.
Музыкальный материал: «Ленинградская симфония №7» Д.Д. Шостаковича,
«Концерт №2» С. Рахманинова, «Ленинградские мальчишки» музыка
И.Шварца, слова В.Корастылева, звучание метронома. Видеофрагменты и иллюстрации для презентации можно подобрать самим.
Слайд 1
Ведущий: Ребята, сегодня мы обратимся к трагическим дням в истории нашей Родины. В эти дни с экранов наших телевизоров мы слышим такие слова БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД, ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Вот сегодня мне и хочется поговорить об этом страшном времени для всех людей нашей страны, а особенно для ленинградцев.
Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. Кольцо блокады вокруг города, но город не сдавался.
Наступили 900 тяжелых и голодных дней.
Слайд 2
Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Ведущий 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего. Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда(голос в записи)
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Слайд 3
Ведущий 1: В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.
Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…
Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.
Ребенок: И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала
Её народная молва.
Ведущий 2: Война была с фашистами, которые напали на нашу страну. Война –это плохо, страшно, потому что гибнут люди, а те кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают , болеют.
Ведущий 1:О войне с фашистами художники создали много картин, писатели и поэты написали рассказы и стихи. Об этом событии есть художественные и документальные фильмы, в театрах поставлены спектакли. Многие композиторы в своем творчестве обращаются к теме войны. И вот Дмитрий Шостакович, один из них.
Слайд 4
Музыкальный руководитель: Музыка о которой сегодня пойдет речь - 7 симфония Дмитрия Шостаковича .
А рассказать об этом произведении я хочу вот почему.
Музыка - это великая сила. В блокадном Ленинграде, окруженном фашистами, музыка помогла голодающим людям ВЫЖИТЬ. Не пасть ДУХОМ, настии в себе силы на борьбу и победить.
Когда в 1941 году фашисты захватили многие города нашей страны и близко подошли к Москве и Ленинграду, Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде.
Начало войны было самым тяжелым временем для жителей этого города – люди голодали, болели, не было тепла, воды, света. Город был окружен фашистами. Взят в кольцо БЛОКАДЫ.
Д.Д.Шостакович в это время поступил добровольцем в ряды народного ополчения. Он на ровне со всеми рыл окопы, работал в пожарной команде, нес дежурство на крыше КОНСЕРВАТОРИИ. И в тоже время давал концерты в филармонии.
Он говорил: «Моим оружием была музыка» Композитор видел, как фашисты обстреливают город, видел, как русские люди сражаются. Ему хотелось передать свои переживания в музыкальном произведении, показать героическое противостояние врагу
Слайд 5
В самом начале войны он начал работу над 7 симфонией.
Фашисты обещали занять Ленинград быстро – 9 августа 1941года. Они думали, что жители умрут от холода и голода. Но через год в умирающем, но не сломленном городе состоялся концерт, на котором прозвучало новое произведение Д.Д.Шостаковича - 7 симфония.
Он посвятил её несломленным ленинградцам игороду Ленинграду, назвал её «Ленинградская симфония». Чтобы этот концерт состоялся, артиллеристы вели непрерывающийся огонь по врагам. Концертный зал бал переполнен, по радио транслировали этот концерт.
Композитор и музыканты и все население Ленинграда хотели показать фашистам, что они живы и будут жить, что они борются и работают.
Ленинградская симфония подарила оставшимся жителям города НАДЕЖДУ на ЖИЗНЬ.
Симфония – это сложное очень большое произведение. Мы сегодня послушаем только отрывок из этой симфонии, в котором очень ярко звучит тема нападения, НАШЕСТВИЕ ФАШИСТКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.
Слайд 6
« МОЖНО СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ ТИХОЕ, ЯСНОЕ ЛЕТНЕЕ УТРО, И ВДРУГ В ТИШИНЕ РАЗДАЮТСЯ БАРАБАННАЯ ДРОБЬ И ТОПОТ МНОЖЕСТВА ШАГАЮЩИХ НОГ. НА НАШУ СТРАНУ ДВИНУЛОСЬ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВРАЖЕСКИХ СОЛДАТ, ТАНКОВ, САМОЛЕТОВ. КАК БУДТО СТРАШНО ЧУДОВИЩЕ ЛЯЗГАЛО, СКРЕЖЕТАЛО, ЗАПОЛНЯЛО ВСЕ ПРОСТРАНСТВО, КРУШИЛО ВСЕ, ЧТО СТОЯЛО У НЕГО НА ПУТИ. ТАККОМПОЗИТОР ПОКАЗАЛ ОБРАЗ ФАШИСТКОГО НАШЕСТВИЯ. ЭТОТ ОБРАЗ СЛОВНО РАЗБУХАЛ И ОБРУШИВАЛСЯ НА СЛУШАТЕЛЕ, ВЫРАСТАЯ ДО ГИГАНТСКИХ РАЗМЕРОВ.
Просмотр видеофрагмента .
7 симфония – «Эпизод нашествия»
Музыкальный руководитель: После прослушивания симфонии люди с новой силой готовы были идти в бой против немецких захватчиков, чтобы защищать своих родных и близких, чтобы разгромить и прогнать фашистов.
В этом году 9 августа в городе Ленинграде на стрелке Васильевского острова к 80-летию написания симфонии, прозвучала «Ленинградская» симфония Шостаковича.
Ведущий 1: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.
Видеофрагмент о детях блокадного Ленинграда на песню
«Ленинградские мальчишки»
Слайд 8
Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.
Слайд 9.
Ведущий 1: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга. Давайте и мы с вами отпразднуем победу.
Дети рисуют восковыми мелками салют на заготовленной ленте, где изображен город. Его главные символы (разводные мосты, Адмиралтейство, Расстральная колонна….).
Коллективная работа детей. Дет
И рисуют салют под музыку С. Рахманинова «Концерт №2»
Ведущий1:
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут,-
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ведущий 2:
Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
-Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
Музыкальный руководитель:
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься,-
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной,- на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют…. в голодно-белом январе…
Дети делают общую фотографию в зале на память о мероприятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Светофорию».
Познавательное занятие с элементами физкультуры . Способствует закреплению знаний правил дорожного движения, безопасного поведения на дороге и окружающей обстановке, развивает сообразитель...
Конспект познавательной игры КВН для детей старшего дошкольного возраста ОНР
Данный конспект позволяет систематизировать и обобщить знания детей о физических свойствах явлений природы в форме интересных игровых заданий....
Папка-передвижка для родителей. Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Представлена папка- передвижка с разработкой проблемных зад...
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Рецензия отзыв на программу дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Снеговичок»
Апробация опыта в другом регионе. Омская область Горьковский район МБДОУ "Горьковский детский сад" Заведующий Н.Д. Белоус....
Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...