Педагогическая находка "Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста"
методическая разработка

Зарипова Ася Пикаливна

Стремление к самосовершенствованию – путь к профессиональному мастерству воспитателя, и этот путь бесконечен. Педагогические находки воспитателя свидетельствуют о творческом подходе к процессу воспитания.

Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»

Не только интеллект ребенка, но и его чувства, его эмоции возбуждаются к жизни движением: ребенок не только мыслит, но и чувствует мускулами.

Е. А. Аркин

Образ жизни современных людей, включая детей, становится всё более малоподвижным. Учёные отмечают что уже трёхлетние дети двигаются в два раза меньше, чем это необходимо растущему организму. Их чаще возят на машинах, носят на руках, не дают проявлять активность в подвижных играх на улице и дома. Им проще включить мультфильм, дать телефон или планшет. Все это приводит к проблемам здоровья детей.

В образовательной деятельности в детском саду педагоги отдают предпочтение настольному дидактическому материалу, который снижает двигательную активность детей. Современные образовательные технологии, использование технических средств обучения не решают данной проблемы.

Так и возникла идея улучшения развивающей предметно-пространственной среды, как игрового пространства на основе многофункциональных напольных игр, которые позволяют удовлетворить потребности воспитанников в движении, познании и общении.

Перед собой поставила цель: создание условий для интеграции двигательной, коммуникативной и познавательной активности, через организацию и разучивание напольных игр в помещениях группы.

Что же такое напольная игра? Напольная игра – это разновидность игры, в которую играют на заданном игровом поле, размещенном на поверхности пола.

Напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, объединяя их в подгруппы для игровой деятельности, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам. За счёт своей мобильности, возможности развернуть и свернуть игровое поле в зависимости от интересов детей, они позволяют задействовать всё пространство пола, зонировать и быстро изменять развивающую предметно-пространственную среду в группе.

Изготовить напольные игры очень просто. Можно воспользоваться готовыми идеями, а можно додумать или придумать игру вместе с детьми.

В своей практике мы с ребятами используем такие виды игр, как:

  1. «Пройди по маршруту» - на ориентировку в пространстве
  2. «Помоги другу добраться до цели» - повышает уровень сплочённости детей, доверие, умение работать в команде сообща, развивает умение ориентироваться в пространстве
  3. «Речевая карусель» - развитие связной речи
  4. «Повтори за мной» - тренирует память, внимание, закрепляет физические навыки
  5. «Путешествие по цифрам» - закрепление цифр, порядкового счета, развивает логическое мышление, внимание.
  6. «Запомни, а потом заполни квадраты» - развивает зрительную память
  7. «Разноцветные следы» - развивает координацию движений, точность движений, ловкость
  8. «Лишний в ряду» - закрепление обобщающих понятий
  9. «Ловкие акробаты» - развивает координацию движений, внимание.
  10. «Лабиринт» - развивается логическое мышление, внимание, пространственное восприятие.
  11. «Фасовщики» - способствует закреплению названий геометрических фигур, букв и цифр и др. в зависимости от наполняемости дидактическим материалом (картинки с изображениями), которые можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием.

Делюсь опытом работы на педсоветах, мастер-классах. Коллеги уже переняли опыт, и используют его в работе.

А в летний период на прогулочных участках нарисовали развивающие дорожки.

Родители также поддержали и заинтересовались нашей идеей. Многие рассказали своим детям об играх, в которые играли сами в детстве. А в некоторых семьях стали использовать элементы напольных игр. Родители привлекаются к совместным досуговым мероприятиям и принимают активное участие в изготовлении атрибутов для игр.

Таким образом, напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам.

Дети научились выделять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартность мышления при выборе вариантов выполнения задания, проявлять инициативу при создании новых игр в самостоятельной деятельности и решении занимательных заданий.

В заключении хотелось бы сказать, что самый лучший отзыв о напольных играх я слышу от своих воспитанников, которые говорят: «У нас сегодня не было занятий, мы просто играли». На мой взгляд, это самые главные ощущения, которые ребенок должен выносить от занятий в детском саду. Не было занятий – мы просто играли. Не нужно превращать детский сад в маленькую школу, усаживая детей за стол. У нас с вами есть возможность проводить занятия в подвижной форме.

Уважаемые коллеги, я вам желаю каждый день получать удовольствие от вашей работы, а детям получать радость от обучения в движении.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша....

Консультация для родителей на тему: "Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста".

Познакомить родителей с ролью игры как средством развития дошкольников....

Проведение мастер-класса «Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»

Проведение мастер-класса«Напольные игры как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста»...

«Напольная игра как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста» ⠀⠀⠀⠀

Актуальность темы: Сегодня дошкольное образование, а вместе с ним и воспитатель осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность ...

Мастер – класс на тему: «Напольные игры как эффективное средство развития детей дошкольного возраста»

Сегодня дошкольное образование осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность...

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на позна...