«Проектная деятельность как эффективный метод формирования предпосылок гражданско-патриотической позиции дошкольников»
консультация
Оргнанизация проектной деятельности с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotich_vospit_cherez_proekt.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность
как эффективный метод формирования предпосылок гражданско-патриотической позиции дошкольников»
Содержание:
1.Введение.
2.Самое главное о проектной деятельности дошкольников.
3. Сущность гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
3.1.Формы реализации проектной деятельности с детьми по гражданско-патриотическому направлению.
3.2. РППС как условие для реализации проектной деятельности.
3.3. Сотрудничество с семей по реализации проектного метода.
4. Заключение.
- Введение
«Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается - это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, каким трудом заняты люди, какова природа - все это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств…» ( Р. И. Жуковская )
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Р.И.Жуковская, Г.М.Лямина, Н.В.Меньшикова, С.А.Козлова, М.И.Богомолова, В.И.Логинова и др. (исследования 80-90г) показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Психологи-педагоги Л.А.Венгер, В.А.Петровский, И.Я.Михайленко и др. предложили личностно-ориентированную модель воспитания. Это позволило смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, на проблему их духовно-нравственного воспитания.
С другой стороны – появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления ребенка с окружающим, что привело к выходу на более широкую проблему - социализации личности ребенка, становление гражданственности и патриотизма. Есть социальный заказ государства на воспитание человека - современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны - нашел отражение в важнейших документах: Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, ФГОС ДО.
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.
- Самое главное о проектной деятельности дошкольников
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть метода проектов состоит в такой организации образовательного процесса, при котором обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектная деятельность включает в себя:
- задания для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта;
- презентацию результатов собственных усилий и творчества, переживание ситуации успеха за все придуманное и воплощенное вместе с детьми.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в ДОО реализуется проектная деятельность:
- Погружение в проект.
- Организация деятельности.
- Осуществление деятельности.
- Презентация результатов
Проблема (мотив) цель, реализация продукт
задачи,
содержание
Выделяют три основных вида проектной деятельности:
творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестер) в сферу его интересов.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свои позиции, но и объективно ее оценивать, т.е. понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого). Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживает уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможности в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации, сопровождающие жизни ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие ;
б)позитивно нормирующие;
в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.
Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
Метод проектной деятельности помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Он позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
- Сущность гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, формировать у него начальные чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям труда, своим обязанностям. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой убежденности и вдохновения. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К.Д.Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведений, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране. Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и тд. ( Из Национальной доктрины образования в Российской Федерации)
3.1.Формы реализации проектной деятельности с детьми по гражданско-патриотическому направлению.
Реализация проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию предполагает использование следующих форм работы с детьми:
- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о природе родного края, труде людей;
- целевые прогулки к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, аптека, почта, библиотека. По улицам, носящим имена героев ВОВ;
- экскурсии в музей, к памятным местам;
- использование ИКТ для прослушивания музыкальных произведений, показа детям фильмов о подвигах русских людей;
- рассматривание иллюстраций, картин, буклетов, содержащих исторические факты;
- встречи с ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «День Победы» и др.;
- подготовка тематических выставок, изготовление сувениров;
- беседы. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д.;
- трудовая деятельность. Ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела;
- художественная деятельность. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами;
- игра («Детский сад», «Семья», «Школа» и др.)
3.2. РППС как условие для реализации проектной деятельности
Проектная деятельность позволяет по- новому взглянуть на обогащение развивающей предметно-пространственной среды:
- Создание центра патриотического воспитания в группе.
- Интегративный подход к содержанию по патриотическому воспитанию.
- Отражение гражданско-патриотического воспитания в информационном блоке для родителей.
РППС по патриотическому воспитанию включает:
- дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Наши дела и поступки», «Расскажи о родном городе», «Мой дом», «Наша Родина – Россия» и др.;
- иллюстрации, буклеты, разнообразные репродукции, содержащие исторические факты и события из окружающей жизни;
- папки-ширмы: «Путешествие по Ярославии», «Как жили наши предки , «Государственные символы России» и др.;
- лэпбуки: «Моя семья», «Мир профессий», «Великой Победе-75лет»;
- наглядно- дидактический материал: «Награды войны», «Города – герои», «Дети-герои», «Защитники Отечества», «Народы России», «Главные праздники России» и др.;
- Московский Кремль и куклы в национальных костюмах;
- игрушки народных промыслов: хохлома, гжель, Полхов-Майдан, дымковская и богородская игрушки и др.;
- альбомы: «Мой любимый Ярославль», «Гербы городов России», «Герб моей семьи», «Этот День Победы» и др.;
- фотоальбомы: « Есть такая профессия – Родину защищать», «Моя семья»;
- коллекция «Нагрудный знак»;
- художественная литература о природе и животных родного края, о труде, о защитниках родной страны;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «ГАИ», «Магазин», «Спасатели», «Корабль» и др.;
- раскраски: «Военная техника», «Русская матрешка», «Мой дом» и др.
Материалы, представленные детям, дают реальную возможность соприкоснуться с историей своего города, семьи, Отечества.
- Сотрудничество с семей по реализации проектного метода.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», эту заповедь А.С.Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Привлечение семьи к гражданско-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.
- Заключение
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотического начала. Использование проектного метода в целях формирования предпосылок гражданско-патриотической позиции является эффективным, т.к. он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Используемая литература:
1.Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ»
2. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред.Л.А.Кондрыкинской
3.В.А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»
4.Н.Е.Веракса , А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»
5. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников
В процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуваж...
Доклад на тему:"«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»
Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...
Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»
Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Доклад на тему:«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»...
Консультация для педагогов "Проектный метод - эффективный метод формирования первых профессиональных представлений обучающихся"
Консультация для педагогов "Проектный метод - эффективный метод формирования первых профессиональных представлений обучающихся"...
"Проектная деятельность как эффективный метод формирования предпосылок гражданско-патриотической позиции дошкольников"
Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектую деятельность....